Гомельчанка: как выйти из зоны комфорта и уцелеть

Гомельчанка: как выйти из зоны комфорта и уцелеть

27.04.2019 в 18:57
Виолетта Дралюк, "Народная газета"

Меняться, совершенствоваться, не застаиваться — очень по-современному. Психологи это называют «выйти из зоны комфорта». Почему же нужно покидать территорию уюта?

Зона комфорта — область жизненного пространства, в которой человек чувствует себя уверенно и безопасно, состояние психологической защищенности, возникающее благодаря сохранению последовательности привычных действий и получения предполагаемого результата. Такой комфорт бывает достаточно обманчивым и опасным, если человек останавливается в развитии, терпит неудобства и ограничения ради стабильности (например, низкую заработную плату, проблемы в семье и другое). Именно поэтому зона комфорта считается негативным состоянием, которое мешает обретению человеком нового жизненного опыта и максимальной реализации своих возможностей.

Фото Марии Амелиной

Сменить маршрут, выйти на пробежку

С ходу обычному работающему человеку при семье, родственниках и общественных нагрузках не понять, чем провинилась зона комфорта. И по незнанию товарищ даже может возмутиться: мол, дайте сначала в неё попасть, а уж потом будем рассуждать, как из неё выйти. Вот и я с теми же мыслями, поминая незлым тихим словом буржуа-тренды, подыскивала психологический тренинг в тему на гомельских площадках. Но специалисты не спешили помогать. Проработка пыльных углов зоны комфорта не значилась ни в одном из ближайших психологических курсов. Ладно, остановимся на тренинге по «контролю эмоций», а там видно будет.

Приятная дама в строгих очках проговаривает все беды нашего времени: стрессы, усталость, переутомление, раздражительность, плохой сон. Но и с этим, по ее словам, можно справиться, если освоить техники и научиться распознавать, какие эмоции и ограничи­вающие убеждения скрываются за тревожными симптомами. Аккуратно ввинчиваюсь в монолог:

— А зона комфорта нам не помеха в нужном деле?

— Отдельная тема. И мы обязательно это разберем.

— Но что же плохого в пространстве стабильности и надежности? — продолжаю гнуть свою линию.

— Когда мы говорим о том, что нужно выйти из зоны комфорта, то подразумеваем другое: покинуть пространство привычного, — специалист сдается перед напором жажды познаний. — Речь о том, что ваша жизнь превратилась в набор автоматических действий, где все привычно: уровень стресса, рабочий ритм, свободное время.

— И что дадут мне такие эксперименты? — пока не вижу смысла ломать то, что построено за годы титанических трудов.

— Очень часто за пределами стабильности остаются наши мечты, которые мы так и не решились воплотить, планы, которые так и остались только планами. То есть возможности, позволяющие максимально себя реализовать… Начинать можно с малого. Изменить свои привычки. Скажем, сменить маршрут на работу. Или попробовать что-то новое, кажущееся вам трудным или невозможным.

— Утренняя пробежка… — первое, что приходит мне в голову из серии невозможного.

— Но только не пытайтесь хвататься за все сразу, — напоследок советует психолог, сворачивая незапланированный разговор в пользу контроля над эмоциями.

Подтянуть язык

Однако на эксперимент — времени всего неделя. Сдув пыль с планов и порывов, задвинутых мною на дальнюю полку подсознания, и оглядевшись по сторонам, понимаю, что вариантов для новых проб и ошибок — непаханое поле. В свободное от работы время можно записаться на курсы японского языка, дизайнеров, ирландских танцев, инструкторов фитнеса… Все это, конечно, хорошо. Да только обязательные привычные дела никто не отменял. Как-то нужно совместить зону комфорта с моими новыми затеями по расширению ее границ, а еще втиснуть и то, и другое в 24 часа отдельно взятых суток.

Поэтому действую рационально. Выбираю то, что находится по пути домой. В начале года давала себе слово реанимировать английский и всячески откладывала под разными предлогами? Не вопрос. Записываюсь на бесплатный пробный урок. Если процесс пойдет, то два занятия в неделю по 90 минут. Старт в 19.00. Курс — два месяца. Из бюджета вынуть 76 рублей. Только я возгордилась своей решимостью, как звонок: родительское собрание ровно в день пробного урока с разницей в полчаса. Ладно, перезаписываюсь…

Со мной за партой 27-летняя дизайнер. Успеваем переброситься парой фраз. В ее арсенале оптимальный французский и немецкий. Решила освоить английский с нуля. Я тоже — с нуля. Последний опыт — школьный. Представляю, как повеселит публику мое раритетное английское произношение из 1990-х. Преподаватель участливо подбадривает:

— Никакой робости и стеснения. Начинаем с простого…

Первый урок дался без высокого напряжения. Травмировало только одно — домашнее задание в виде стопочки распечаток!

Это когда же его делать? Дома я была около 21.00. Дочь-школьница на мою печаль по поводу «домашки» отреагировала конструктивно:

— Не волнуйся, помогу. Пока ужинай.

Нет, все-таки есть что-то хорошее в выходе из зоны комфорта. Что там у нас дальше по плану?

Разбудить мастерицу и моржа

В планах свободных вечеров у меня была серия мастер-классов по … керамике. Почему бы и нет? Рукотворное начало в себе тоже нужно развивать. Пусть и ценой 20 рублей за одно занятие. Даже несмотря на то что глина и я — две далекие субстанции, вдруг во мне спит мастерица на все руки?

Фото Марии Амелиной

Удивило, что народ подсобрался: мама с дочерью, семейная пара, юная барышня, доктор после работы. Кто-то — сделать душевные подарки близким на юбилей и свадьбу, кто-то — себе любимому, а кто-то — просто отдохнуть. Вот врач, например, рассказал, что впервые на таком мастер-классе побывал с коллегами — выкупили занятие и чудно провели время. Теперь периодически наведывается сам. Говорит, когда руки работают с глиной, голова отдыхает.

Я всматривалась, вслушивалась, отвлекалась на знакомство с другими. Но если бы не наставник — сущий фейерверк керамики — получился бы у меня только колобок. А так под ее чутким увлеченным руководством: подсвечник колоколом, «кружевная» тарелка и брошка-кораблик в перспективе с синими парусами (буду на работу носить). Столько душевного добра за два часа трудов. Домой вновь приехала около 21.00. Зона комфорта непрозрачно намекнула, что надо бы и семье внимание уделить, и к домашним делам приложить руку. По принципу электровеника бросила на тыл оставшиеся силы.

Но притаился в моем подсознании еще один нереализованный пунктик. Давно уж хотелось перейти на полноценное закаливание. Главное — на Крещение все у меня получилось. Окунание в прорубь прошло на одном дыхании и без последствий. Но чтобы двинуться дальше…

В субботу рано поутру собралась с духом. Домочадцам сказала, что буду скоро. Только в речке поплаваю. Родные, не желая просыпаться, вяло взывали к разуму. За неделю моих экспериментов всякое слышали. Термос чая, сланцы, полотенце. Схему действий помнила еще, когда готовилась к крещенскому заплыву: пробежка для разогрева, погружение, переодевание, вновь пробежка и теплый час для закрепления теплового баланса. Чем ближе был городской пляж на Соже, тем меньше вдохновляли меня утренние планы. Когда все нормальные люди отсыпаются после рабочей недели, я тащусь к холодной реке. Чего ради? Ворчала про себя, но перешла на бег. Также, бубня, опустилась в ледяную — нет, бодрящую! — воду. И … Одним махом смыло мои суетные мысли. На берег выскочила, как новенькая. Нет, что-то все-таки есть в этих походах из зоны комфорта.

И себе, и людям

Занимать каждый вечер рабочей недели дополнительными занятиями — нереально. Чувствуется перегрузка. Оптимально все-таки начинать что-то одно. Скажем, курсы английского. Или оздоровительные занятия, на которые трудно выкроить время. Когда это станет привычным, можно пробовать следующее. В процессе расширения горизонтов останется именно то, что нужнее. У меня пока из всех начинаний надежно обосновались холодные речные заплывы, которые идеально вписались в график выходных дней.

МНЕНИЕ

Татьяна Морозова, практикующий психолог:

— Существует две точки зрения на восприятие зоны комфорта и необходимости выхода из нее. С одной стороны, действительно есть рутина, она затягивает, и уже что-то менять в своей жизни человеку непросто. Даже если многое его не устраивает. Поскольку на достигнутый порядок вещей и отношений он затратил много сил, а для перемен требуются напряжение, новые усилия. Вот когда желание перемен есть, а сил, кажется, нет, надо рисковать и пробовать расширять границы зоны комфорта. Но делать это малыми шагами. Движение должно идти без надрыва, без чрезмерных напряжений. Все это открывает новые возможности, знакомства, сферы, самоощущение себя и своего потенциала. Самое важное в жизни, как правило, находится за нашими страхами. Преодоление страхов — это и есть та самая точка роста, которая дает возможность добиваться большего.

С другой стороны, есть позиция, которая также имеет право на принятие. Выход из зоны комфорта нужен не всем и не всегда. Если человек удовлетворен своей жизнью, он нашел то, что его радует, наполняет, подталкивает к постоянной работе над собой, ему не стоит покидать зону комфорта. Для него она является таковой в буквальном смысле этого слова.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что вы готовы менять в своей жизни?

Анна Ковалева, многодетная мама:

— На самом деле очень трудно воспринимать как устоявшуюся зону комфорта — пространство, где подрастает пятеро детей, младшему из которых полтора года. Четкость и автоматичность действий в таких условиях как раз гарантирует устроенность большой семьи. Другой вопрос, что точечные перемены нужны и важны. Даже переставить мебель — уже означает отойти от привычного. С детьми процесс расширения твоих границ и рамок вообще бесконечен. Постоянно учишься и что-то новое узнаешь. Растешь вместе с ними.

Сергей Дедок, ремесленник:

— Много лет для меня зоной комфорта был бокс. Да, я занимался этим видом спорта. Окончил факультет физической культуры, работал тренером. Но как-то увидел работу гончара. Не представляете, настолько захотелось самому попробовать, что нашел мастера, начал у него учиться… Вот уже три года как я оставил тренерскую работу. Купил дом в пригороде Гомеля, сделал свою мастерскую и занимаюсь тем, что мне приносит настоящее удовольствие.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Метки: