Туи, можжевельник, теплицы с цветами. Гектары земли в саженцах, маленьких и побольше. Птицы поют, глаз радует обилие зелени, а воздух… Так выглядит фермерское хозяйство Дмитрия Хомякова в деревне Борки Ветковского района. Его питомник насчитывает десятки тысяч деревьев, но сам Дмитрий считает, что это очень мало!
— Фермерство – это не бизнес, это работа! – начал свой рассказ Дмитрий. – Лет этак 25 назад были у меня сложные времена. Низкая зарплата заставила искать дополнительный заработок. И вот так случилось, что познакомился я с одним интересным человеком, который и рассказал про декоративные растения: для чего они нужны, как они разводятся. Попробовал! Интересно! Начали все на собственных огородах. Оказывается, получается. И сразу возник вопрос земли – её катастрофически не хватало…
Дмитрий Хомяков – гомельчанин, чисто городской житель. С землей раньше дела не имел, но вот когда занялся, то ли гены взыграли, то ли действительно нашел себе именно ту работу, которая самая любимая. Теперь он разбирается в ней досконально и ни за что не оставит.
Дмитрий рассказывает, как долго присматривал себе место для хозяйствования. Спустя какое-то время нашел умирающую деревню Борки в Ветковском районе. Место глухое, не хоженое, не езженое, с «тупиковой» дорогой.
— По чуть-чуть, за 10-12 лет привели это место в порядок. Здесь же ничего раньше садить нельзя было: кирпич, арматура, битое стекло. Наши знакомые приезжали и говорили: «Дивное место, здесь только кино про войну и немцев снимать!». Плодородный слой пришлось полностью восстанавливать.
Про время, деньги и терпение…
— В любой бизнес нужно идти с деньгами, а где их было взять? Только зарплата спасателя МЧС. И бизнес это такой, специфический. Это тебе не купи-продай и сразу доллары в карман. Здесь же время нужно. Семена посади, вырасти их, да не год, не два. Есть саженцы, которым пять-восемь лет надо. Но нужно знать, что чем старше растение, тем стоит дороже. Хватит терпения лет пять подождать и все это время ухаживать, не потерять, поливать, обрабатывать – вернутся твои деньги с прибылью. И тут, как говорится, главное не деньги, а время. Вложи ты хоть миллион, а ждать несколько лет все равно придется.
Начинали мы так: сначала покупали в питомниках маленькие растения. Чуть-чуть подращивали их и брали с них черенки. То есть вот в этот момент и начиналось производство. Но не думайте, что все так просто: вы пойдете, наломаете, все приживется и вы в шоколаде. Вот я вам расскажу: в этом году запланировали мы высадить 10 тысяч саженцев. Высадили 20 тысяч. А прижилось только сто штук. Вот такая арифметика…
Дмитрий говорит, что все не так уж плохо. Все высаженное погибнуть не может, что-то обязательно приживется. Просто дальше – обязательный анализ ошибок. И снова работа: черенкование, высаживание, учет и контроль.
— Мой день начинается с питомника и им же заканчивается. Нет нормы, нет времени для отдыха. Но это моя жизнь, это уже даже не работа…
«Эх, развернуться мне негде…»
— Питомников в Беларуси крайне мало, у нас этот бизнес не развит. Вот я, к примеру, был в Польше, в Бельск-Подляском. Вы въезжаете в город, а там все балконы в многоэтажках усыпаны цветами. Все украшено, все цветет. Городишко маленький, а производят растений столько, сколько вся Гомельская область. Работают с прибылью на внутренний рынок. У белорусов, к сожалению, культуры озеленения нет. Она приходит постепенно, но уж очень медленно.
Питомник, по- хорошему, должен предоставить клиенту разные растения, разного возраста и размера. Деревце 80 см, 1 м, 120 см, 140. А у нас нет 140 см – дорастить не можем. А дорастить вот я не могу почему? Земли не хватает. Расширяться некуда. И пока этот вопрос висит в воздухе, никак не могу решить…
У меня десять гектаров земли. В производстве участвуют десять человек, мои работники. Один гектар – один человек. Существуем мы на этом месте уже двенадцать лет, за все время не просрочили ни одного платежа, ни одного налога, ни одного взноса в ФСЗН. И зарплаты хорошие, кстати, вовремя. Значит мы можем работать, можем существовать, значит этот бизнес приносит доход. Земли бы побольше, работали бы круче!
Фермер Дмитрий, как любой частник, очень трепетно относится к своему коллективу. Он, как никто другой понимает, что его бизнес зависит от людей, которые на него работают. От их трудолюбия, ответственности, желания получить отличный конечный результат. Главная мотивация – достойная оплата труда.
— У меня работники понимают, что их зарплата должна быть заработана. Плохо сработали, не продали, пропали растения – откуда деньги взять? Поэтому все стараются!
Сегодня бизнес Дмитрия направлен на частные домовладения, то есть покупают его саженцы в основном физические лица. А ему очень хотелось бы, чтобы и города стали красивее и зеленее. Но, говорит, подход к озеленению улиц должен быть другим – ему больно видеть, как купленные у него же саженцы, выращенные с таким трудом, через пару месяцев гибнут. Ведь каждое растение имеет свою специфику ухода – это жароустойчивое, а это нужно обязательно поливать раз в три дня. Вот и не приживаются туи в городских скверах, вянут цветы на клумбах. Ландшафтные дизайнеры запроектируют озеленение, на бумаге красиво, а в жизни – «как есть». А у фермера душа болит…
Миллион алых… пеларгоний
— Конечно, туи – это мои основные растения. Но есть и несколько теплиц, где мы сейчас выращиваем цветы. Сезонный заработок. Как мы называем их, короткие деньги. В январе посадили – апрель, май продаем. В этом году увеличили площадь теплиц на 1200 кв. м и высадили цветы, которыми можно торговать весь год. Расширяемся, — смеется Дмитрий. – Вот у нас видите сколько пеларгоний!
Пеларгонии – та же герань, только уличная. В теплице у фермера этих пеларгоний, кажется, миллионы. Алые и фиолетовые, белые и розовые. Цветут пышным цветом, и ты уже невольно представляешь, как бы шикарно они смотрелись, к примеру, на городских клумбах. Красиво!
— На цветы спрос есть всегда! Мы даже рекламу никакую не даем, к нам клиенты сами приезжают и оптом все скупают. Из Светлогорска тоже едут. А мы не против, покупайте. Хоть они вам уже дороже продают, но так людям зарабатывать надо.
Это миф, что в фермерском хозяйстве работа сезонная. Ничего подобного. В ноябре-декабре, с первыми морозами, мы убрали теплицы. Пара дней или неделя перерыва и дальше работать, готовить теплицы к следующему сезону.
Вот я еще думаю, кроме туй, хорошо бы и другие породы деревьев освоить: липы, клены – ходовой, востребованный товар. Опять же, в обработке они более легкие, приживаемые. И заработок на них не меньше, чем с туями. И наши клиенты, которые у нас закупаются много лет, приходят и говорят: «Вот липку хотелось бы!». А липок пока нет – земля вокруг меня колхозная. Садить негде. И в другое место не переберешься – все заново начинать я уже не смогу, питомник перенести – задача практически нереальная…
Фермер – всем пример!
— Я – фермер. Конечно, я работаю с бумагами, с документами. Но потом сажусь на трактор и поехал. Газон покошу, саженцы загружу – отвезу в наш магазин. Я в своем фермерском хозяйстве могу заменить любого своего работника. Знаю все про вредителей, полив, обработку. И мои работники такие же – взаимозаменяемые.
Наша работа – это постоянные риски. Вот к примеру, оставили вы в теплице вредителя на ночь, поленились – а назавтра он уничтожил половину цветов. Не полили в жару – треть высохла. А посадка на улице – нет погоды, весна затяжная – ждем, пока распогодится, снег сойдет. Сроки сдвигаются. И все эти детали я держу в своей голове…
Быть фермером – это ответственность. Постоянная и неусыпная. Я даже купил дом в ближайшей деревне и переехал вместе с семьей из Гомеля сюда жить, чтобы быть поближе к работе. Теперь не час добираюсь, а десять минут. И это классно!
Любовь к своей работе или необходимость? В первую очередь, необходимость. Тяжелая работа? Да, очень. Но попробуй, выйди на улицу и найди себе работу. Не найдешь! А мне ведь почти пятьдесят, кому я нужен?
Быть фермером – это когда ты сам себе хозяин. Ты за все отвечаешь, и если у тебя что-то пошло не так, виноват только ты. И нельзя сказать, что это Петров, Иванов, Сидоров или твой начальник дурак. Нет, это все ты!
Я хочу, чтобы питомников в Беларуси было больше, хочу, чтобы мой питомник стал больше, раз в десять по меньшей мере. Почему? Да потому что сейчас для нас время золотое. В России питомников нет, они закупались растениями в той же Польше, в которой этих питомников аж пятьсот! Польша закрылась, они поедут к нам. Уже едут. Можем делать огромные деньги, платить зарплату, налоги, поднимать страну…
Земля нас может кормить, и кормить так, что у нас лишнее останется. Вот в Житковичском районе — едешь, а вокруг поля клубники, фермерские. Ягод – море. Люди работают на земле и получают прибыль, высокую, между прочим. Поэтому надо, надо идти к земле. Может, кто почитает вот эти мои слова и сам захочет. А я буду только рад!