Братья из Гомеля переделали VW Crafter в автодом. Что внутри?

Братья из Гомеля переделали VW Crafter в автодом. Что внутри?

05.07.2025 в 15:06
Вероника Гамзюкова, av.by, фото: Дмитрий Степанец, из личного архива героев

Представьте себе свободу путешествия без расписаний, отелей и чемоданов — лишь вы, дорога и уютный уголок, который всегда с вами. Автодом на колёсах давно перестал быть просто средством передвижения: он стал символом независимости, мобильности и стремления к приключениям.

Андрей и Сергей — братья из Гомеля — решили сделать автодом для себя, чтобы путешествовать с комфортом и при этом ощущать себя как дома.

На месте встречи мы видим… обычный микроавтобус Volkswagen Crafter. Бус ничем не примечателен внешне! А в чём же секрет? Заглянули внутрь, и там нас ждал сюрприз. Это же буквально дом на колёсах, где есть всё — от холодильника до кофемашины!

Показываем и рассказываем, как гомельчанам удалось воплотить крутую идею в реальность и сколько денег и сил пришлось вложить.

Идеально «под себя»!

Когда гомельчане взялись осуществлять свою идею автокемпера, то пригнали машину из Европы — раньше это был просто грузовой бусик. Причины две: во-первых, такие микроавтобусы более манёвренные, а во-вторых, получилось выгоднее по деньгам, чем покупать в Беларуси. Сейчас грузовое прошлое автомобиля уже и не вспоминается, ведь это легковой кемпер, даже по документам. 

— Мы специально ездили в организацию, занимающуюся сертификацией, чтобы получить необходимые бумаги, которые потом передали в ГАИ. Там уже нам оформили технические паспорта на переоборудованный автодом. Получить сам сертификат и пройти регистрацию было непросто. 

Процесс прохождения сертификации оказался довольно сложным. Существует несколько вариантов сертификации: можно проходить её самостоятельно или через фирму, профессионально занимающуюся переоборудованием транспортных средств. Обращение в фирму, конечно, выходит дороже, но при самостоятельной сертификации важно учитывать возможные изменения в законодательстве, которые могут произойти в процессе переделки, — рассказывает Андрей.

— От момента покупки машины до получения нового технического паспорта прошёл примерно год. Основная задержка была связана с ожиданием запчастей. Если подойти к делу с наличием всего необходимого, то весь процесс можно уложить в несколько месяцев.

Мы начали работу весной 2023 года, к лету-осени 2024-го уже получили документы, но всю зиму и половину весны собирали нужные детали, в том числе заказывали из России и ждали их месяцами. Это был наш первый опыт, и мы вообще не представляли, с чего начинать и как всё делается, поэтому процесс затянулся, — подключается к разговору Сергей. 

Наши герои отмечают: если бы изначально обладали всей нужной информацией, процесс точно пошёл бы быстрее. Но им пришлось учиться всему на ходу: читать форумы, статьи, смотреть примеры других людей. Как оказалось, сложнее всего — определиться с планировкой. 

— Вариантов море, а хочется ведь сделать идеально под себя — чтобы и удобно, и уютно, как дома. Мы много думали, советовались, и в целом результат нас устроил. Хотя уже после нескольких поездок поняли: кое-что всё же переделали бы, — отмечает Андрей. — Осенью прошлого года ездили по Краснодарскому краю — это была настоящая проверка. После неё стало понятно, что некоторые технические решения неудачны. 

— Например, сантехнику изначально сделали как получилось, а позже поняли, как можно было компактнее и удобнее разместить. Электрику тоже доработали. Душ переделали бы. Вроде мелочи, но именно они создают комфорт. В итоге мы многое усовершенствовали.

— Сейчас уже понимаем, как можно было сделать проще и лучше. Может быть, именно поэтому решили выставить автодом на продажу — хочется начать следующий проект уже с учётом всего приобретённого опыта. Но если наш автодом не продастся, то мы будем путешествовать на нём дальше. 

«За $10 000 предлагают ушатанные коммерческие авто»

— Мы всегда мечтали о путешествиях. Любим природу, и раньше много ездили по окрестностям — в минивэне или просто с палатками. Объехали немало мест, но хотелось большего комфорта и свободы. В какой-то момент в TikTok случайно попалось видео про автодом, и всё завертелось. Идея захватила, начали узнавать больше: сколько стоят готовые варианты, как устроены. В Европе этот стиль жизни развит, таких машин там много, но цены, мягко говоря, кусаются. Поэтому стали подумывать о самостоятельной переделке. Поднакопили немного и решили: пора воплощать мечту!

— Сразу начали искать подходящий бус. Сперва смотрели самые бюджетные варианты в Беларуси — от $10 тысяч. Но быстро поняли: за эти деньги предлагают ушатанные коммерческие авто, всю жизнь работавшие на износ! Подвеска, кузов, техника — всё требует серьёзного ремонта. 

Полгода ушло на поиски, пока наконец-то мы не нашли тот самый вариант, который обошёлся нам в $22 тысячи.

Внутри даже лучше, чем дома!

Систему хранения братья проектировали сами. Главной целью было задействовать каждую зону внутри кузова. Максимум шкафчиков, удобных отсеков, чтобы всё своё находилось под рукой. Они изучали разные решения в интернете, сравнивали, выбирали для себя. Им хотелось задействовать абсолютно все зоны. И по максимуму встроить места хранения.

— На пол постелили виниловое покрытие — оно гибкое и позволяет сделать плавный переход из кузова в кабину без порогов и ступенек. Под ним спрятали всю проводку. Пол получился цельным, ровным — комфортно заходить, удобно перемещаться. Вся отделка из доступных, но качественных материалов — таких, какие используются в квартирах и домах.

— Первичным слоем была фанера: лёгкая, чтобы не превышать 3,5 тонны по снаряжённой массе — иначе уже потребуется другая водительская категория. Это, кстати, стало ещё одной причиной, почему мы решили делать всё своими руками. Ведь заводские автодома при всей своей выгодной цене не отличаются индивидуальностью: внутри всё серое, скучное, как в маршрутке. А мы хотели создать нечто тёплое и уютное — дом на колёсах в стиле Toyota. С обоями, между прочим! 

— И комфортно сейчас в нём жить?

— Честно говоря, даже лучше, чем дома! Спали в нём — и такое ощущение, что не в машине, а в полноценной спальне. На природе особенно хорошо засыпается. В поездке по Краснодарскому краю, которая длилась три недели и охватила пять тысяч километров, мы полностью прочувствовали все удобства. Даже после возвращения домой хотелось снова ночевать в бусе — настолько уютно и привычно стало, — рассказывает Сергей. 

Утром яйца, на ужин — драники!

Внутри автодома имеется всё необходимое. Холодная и горячая вода есть благодаря бойлеру на 10 литров, нагревающемуся быстро от солнечных панелей. Из удобств — душ и биотуалет, из техники — микроволновка, газовая плита с баллоном на 5 литров, холодильник, кофемашина и даже складная стиральная машина. 

Братья из Гомеля переделали VW Crafter в автодом. Что внутри?

— Для двоих наш автодом оказался вполне самодостаточным. Просторная рабочая зона на кухне позволяет готовить вдвоём, не мешая друг другу. Дополнительный откидной столик делает пространство функциональнее. Мы даже не ожидали, что выйдет настолько удобно. Получилось лучше, чем у родителей на кухне в семь квадратов! Зона хранения и доступ к кухонным приборам продуманы до мелочей, — не без гордости рассказывает Сергей. 

— А что можно приготовить на такой кухне?

— Утром — яйца, омлеты, сыр, овощи. Лёгкие перекусы в течение дня. На ужин — что угодно: стейки с картошкой, домашние драники, питу на сковороде. Один раз даже пришлось устроить «охоту» по «фикс-прайсам» за тёркой — настолько захотелось драников. Потом прямо на берегу моря натирали картошку. 

— Мы готовили трижды в день (завтрак, обед и ужин), и не только хватило газа на три недели в поездке, но ещё и остались запасы. Совсем недавно, в конце апреля, мы ездили на Вилейское водохранилище. Ночью температура опускалась до +5 °C, и в таких условиях особенно пригодился дизельный отопитель. Он экономичный — потребляет всего 200—300 граммов топлива в час в минимальном режиме. В салоне всегда было тепло, мы не замерзали, даже спали при чуть открытом окне, — вспоминает Андрей. 

— Температура внутри держится стабильно благодаря хорошей утеплённой конструкции. Очень долго выбирали материал и в итоге остановились на напыляемой пене с закрытыми порами. Многие путают её с обычной монтажной и боятся использовать, но именно закрытоячеистый вариант широко применяется даже в ангарах и отлично работает на изоляцию. К тому же он дал ещё один бонус — шумоизоляцию.

— А энергосистема — это наша гордость. Всё построено на солнечной панели, которая заряжает аккумуляторы. От них уже питается весь дом — освещение, микроволновка, зарядка, даже кондиционер. Мы предусмотрели и возможность взаимной подзарядки: если вдруг один аккумулятор полностью разрядится, можно питаться от второго или подзаряжать его от солнечной панели. 

— По дороге с моря в Брянской области у нас «умер» генератор, и машина перестала заряжать аккумулятор. Но благодаря солнечной панели и возможности переключения на запасные аккумуляторы мы проехали оставшиеся 400 км без проблем. Получается, у нас на крыше свой собственный солнечный генератор. Можно питаться как от дополнительного аккумулятора, так и от штатного. Или же комбинировать оба источника. 

— К слову, погода влияет на зарядку?

— Есть такое! Но на море, где солнца вдоволь, заряд идёт стабильно, будто и не пользуешься техникой, — всё тянет легко. А вот в лесах, например под Вилейкой, солнца меньше, из-за тени эффективность падает. В таких случаях часто подключали основной аккумулятор. Тем не менее микроволновка работала без перебоев, энергии хватало даже для кондиционера.

— Отопление у нас полностью автономное. Оно работает от дизеля, независимо от электричества. Это не заводская печка, а отдельный отопительный прибор. Кондиционер — переносной, на 220 вольт, его можно подключать при необходимости. Что касается водоснабжения, то 200 литров в баке с запасом хватает на пять дней, даже если мыться в душе через день и не экономить. А при бережном расходовании — и того больше.

— Был и один технический казус: насос водоподачи сгорел. Экономили воду, струйка текла слабая, насос постоянно включался и выключался — в итоге сгорел. На месте купили другой, шумный, но с задачей справлялся, пока путешествовали. А потом восстановили оригинальный — он оказался надёжнее, просто реле выгорело.

Раньше был Египет, all inclusive, сейчас — свобода!

В первую поездку Андрей и Сергей решили перестраховаться: взяли с собой всё, что только можно. Шуруповёрт, ключи, инструменты, даже пауэрбанк с функцией прикуривания. Но всё имелось под рукой: зарядка телефонов — через USB и стандартные 220 вольт, обычные розетки, в которые можно воткнуть хоть миксер, хоть ноутбук.

— Гаджетов было минимум — мангал не в счёт, конечно. А вот кухня и спальное место потребовали особой внимательности. Когда проектировали мебель, сразу поставили задачу: минимальный вес и максимальная надёжность, чтобы выдерживала вибрацию на дороге и не нагружала подвеску.

— Кровать ещё тут особенная! Матрас выбрали высотой 12 см: не слишком высокий, чтобы удобно было садиться и не упираться в потолок, и не слишком тяжёлый. Шириной он на всю заднюю часть — 1,70 м, даже больше, чем кровать дома. Теоретически можно и втроём улечься, но, конечно, рассчитано всё на комфорт для двоих. Планировка подгонялась именно под эту кровать.

— Диван сделали универсальным. Можно и посидеть, и прилечь при желании: в конце встроен откидной язычок, который превращает его в полноценное спальное место. Мы используем диван скорее как зону отдыха, где один человек может спокойно разложиться с телефоном или ноутбуком, не мешая другому, расположившемуся на кровати.

— В целом путешествия изменились кардинально. Раньше был Египет, «всё включено», отели, где главное — море. Сейчас — свобода. Настоящая. Захотел — поехал. Не понравилось место — поехал дальше. Без брони, без ожиданий, без разочарований. Море зелёное? Повернул ключ — и сменил побережье. Да, работа обязывает планировать, но идея жить в дороге не кажется нереальной. Всё комфортно: удобства, природа, смена декораций. И главное — нет этих «кирпичных стен».

— Вопрос с интернетом пока решаем мобильником, но уже планируется установить роутер — возможно, с выносной антенной на крышу. Ведь даже в лесу хочется остаться на связи — особенно если всё остальное уже идеально работает.

— А где останавливались на ночь?

— Старались избегать стоянки «где попало»: если трасса — то только официальные зоны отдыха с магазинами, освещением, движением. А в путешествиях — либо кемпинги, либо заранее проверенные пятачки вне проезжей части. Только однажды пришлось заночевать в полутьме, в лесном частном секторе: попросту не доехали до озера. 

— Кемпинги в Беларуси пока ещё далеки от понятия «кемпинг». То беседки с плёнкой, то туалет на честном слове, то «палаточная поляна» за 20—30 рублей с человека. Красота природы — на десять из десяти! А вот инфраструктура хромает… Максимум четыре балла из десяти возможных. Разве что озёра вроде Нарочи или Браслава чуть ближе к европейскому духу.

В России ситуация чуть лучше, но ценник может подпортить впечатление. Как, например, на Азовском: туристы, которые жили в палатке площадью с батутный центр, платили меньше, чем мы на автодоме, притом что мы ни душем, ни туалетом, ни электричеством не пользовались вовсе. 

«По шоссе бежит, как легковушка»

Первое большое путешествие наших героев на автодоме выдалось по югу России — через Геленджик, Осиповку, Лермонтово. Они почти добрались до Сочи, но в какой-то момент решили: всё, пора разворачиваться — загулялись. На обратном пути «зацепили» ещё одно море — Азовское. И хотя в конце августа — начале сентября оно уже было прохладным, Сергей и Андрей всё равно заехали, чтобы «поставить галочку». Особенно запомнились Кучугуры — широкая полоса пляжа с видом как на берегу океана. И, конечно, Должанская коса — с её диким ветром, морем и простором.

— По Беларуси маршрут был скромнее, но более душевный: Вилейское водохранилище, окрестности Нарочи, родники и экотропы — те самые, где тишина и покой. Заехали и в парк «Диприз» в Барановичах — настоящее изумрудное местечко. 

В планах на этот год — Грузия. Карелию рассматривали, но август там — уже не сезон: пасмурно, сыро, прохладно. А вот в Грузии в сентябре начинается бархатный сезон, и перспектива южных пейзажей, виноградников, серпантина и уединённых бухт звучит просто фантастически.

— Пока маршрут в голове, но мечта — вставать в тихих, живописных местах, подальше от толп и поближе к воде. Правда, как заметили в нашем российском путешествии, «дикой природы» стало мало. Россияне опередили: и кемпинги, и пляжи, и платные стоянки уже повсюду. 

— Автодом оказался универсальным: и трассы держит уверенно, и на лёгком бездорожье справляется достойно. Первые поездки проходили на обычных шинах, которые шли в комплекте с машиной, — лысоватых, изрядно поношенных. И в некоторых местах становилось сложно: в песке кемпер буксовал, на подъёмах не тянул. Тогда и поняли: нужны серьёзные покрышки.

В этом году установили внедорожные шины, и разница ощутимая. Испытали их в лесах Минской области, в том числе на песке. Машина пошла мягко, уверенно, без пробуксовки. Резина хорошо очищается от грязи в движении, так что проходимость стала заметно выше. Автодом на базе микроавтобуса в итоге оказался на удивление универсален: по шоссе — как легковушка, по просёлкам — как подготовленный «турист». 

«Машину ощутимо водит при сильных порывах ветра»

— А застревали уже?

— На старых шинах один раз в Беларуси, на берегу реки, заехали на песчаный участок. Казалось, совсем чуть-чуть этого песка, а машина мгновенно вкопалась. Ни газовать, ни вырулить — колёса просто крутились вхолостую. Подкладывали всё, что могли: доски, палки, — но ничего не помогало. Выручили лесники, ехавшие мимо. После этого случая решили всерьёз подготовиться к подобным ситуациям.

— Теперь в багажном «втором дне» на всякий случай лежат «сендтраки» — специальные трапы, которые подкладываются под колёса. Они соединяются между собой и позволяют машине выбраться из песка или грязи. Сделали отдельный отсек, куда положили всё аварийное снаряжение — пусть лучше не пригодится, но быть под рукой должно.

Средний расход топлива у автодома сейчас — около 10 л на 100 км, что выше по сравнению с его «пустым» состоянием, когда было 8 л. Всё логично: вес вырос с 2,8 до 3,4 тонны, а значит, и нагрузка на двигатель увеличилась.

— В особо ветреную погоду, например при встречном ветре, расход топлива подскакивал даже до 12 литров, и это ощущалось и по рулю, и по комфорту в движении. Управляемость в таких условиях требует опыта. Машину ощутимо водит при порывах ветра, особенно на высокой скорости. Даже если сам бус комфортен, расслабленно «одной рукой» не поездишь — приходится быть начеку. Поэтому мы менялись каждые пять часов.

— По комфорту — на удивление удобно. Родные сиденья отлично гасят вибрации, и в целом по ощущениям — почти как в джипе. Единственное — боязнь за сам бус: большой, тяжёлый, дорогой. Когда на трассе летают фуры, реально страшновато: держишься возле обочины и не рискуешь, — говорит Андрей. 

— В обслуживании — всё как у обычной машины, за исключением нюанса с высотой: нужно искать СТО с высокими боксами. Саму конструкцию усилили: добавили дополнительные рессоры, подняв клиренс примерно на 7 см, плюс новые колёса. Теперь общая высота авто — 2,72 м. Было 2,65, а когда-то и вовсе меньше 2,5 м. Это придаёт больше уверенности на неровных дорогах и помогает при полной загрузке.

Недавно обновили передние амортизаторы, чтобы убрать раскачку: хочется большей устойчивости, особенно когда на борту мебель, оборудование и пассажиры.

— Куда ни заедем, везде слышим: «Сколько стоит? Где взяли? Как переделали?» Людям интересно!

«Нам говорили, что это сложно, дорого и не для нас»

— И сколько нужно денег, чтобы отправиться в долгое путешествие на автодоме? Какие категории бюджета?

— В путешествии на автодоме главным расходом, как и ожидалось, становится топливо. Например, за поездку по России ушло около 500 литров, то есть приблизительно 1 300 BYN (или чуть больше $400). Еда же не стала серьёзной статьёй затрат: основную часть продуктов закупили дома заранее. Это были крупы, картошка, домашние заготовки и полуфабрикаты, всё порционно упаковано. В дороге докупали лишь мелочи по необходимости.

— Кемпинги — скорее элемент по желанию. Иногда пользовались платными стоянками, которые порой оказывались неоправданно дорогими. Но чаще находили уютные бесплатные места на природе, особенно если ехали с полным набором автономных удобств.

— Финансовая подушка на случай форс-мажоров — обязательна. В дороге может произойти что угодно: сломается насос, генератор или потребуется срочный ремонт. И тогда пригодится заначка в пределах 500—1 000 долларов.

Бытовые мелочи вроде газа, воды, фольги или туалетной бумаги не ударяют по бюджету: они недорогие и закупаются, как правило, заранее. В результате путешествие становится не только удобным и автономным, но и финансово предсказуемым, особенно при хорошем планировании.

— В дорогу мы брали одежду по минимуму — пару шорт, несколько футболок, бельё на смену. Ведь стиральная машинка есть прямо в бусе. Всё, что постирано, можно быстро высушить, будь то верёвка или компактная мини-сушилка. Всё предусмотрено. Из гаджетов — планшет с заранее загруженными сериалами, пауэрбанк, зарядные устройства и небольшой набор инструментов, чтобы быть готовыми к любым мелочам.

— Всё по-честному упаковано, а в морозилке — блины, котлеты, маринованные шашлычки. Даже на случай, если закончится хлеб, был план Б: делали питы. Причём раскатывали тесто буквально тубой от фольги. Импровизация — вторая натура жизни в автодоме. Если что-то нужно — оно уже с тобой. И в этом, пожалуй, всё волшебство.

— Один совет тем, кто только думает о доме на колёсах: не бойтесь! Да, впереди неизвестность. Да, что-то не получится с первого раза. У нас тоже был страх, что не закончим, что запчасти не придут, что где-то ошиблись. И всё же мы продолжали — шаг за шагом. Потому что это не просто переделка машины — это новый стиль жизни.

И необязательно сразу делать «дорого-богато». Сами видели десятки примеров: человек обшил кузов внутри фанерой, положил матрас, спрятал туалет в ящик — и путешествует! Главное — понять, что нужно именно вам: комфорт или компактность, душ или береговая романтика, газовая плитка или походный чайник…

— А так всё реально. И ещё важно не бояться быть не как все. Нам говорили, что это сложно, дорого, не для нас. А оказалось — очень даже для нас и про нас. Особенно когда утром открываешь шторку, а за ней река, сосны, тишина и… красота!  

 

Метки: