Гомельский суперкомбайн «Палессе GS2124» против «немца» Claas Lexion 580: репортаж из кабины

Гомельский суперкомбайн «Палессе GS2124» против «немца» Claas Lexion 580: репортаж из кабины

19.08.2023 в 17:05
Надежда Болотова , av.by

Журналисты побывали в кабине самого современного белорусского суперкомбайна «Палессе GS2124», а также проехались на немецком Claas Lexion 580. О своих ощущениях и мнении тружеников av.by рассказывает в материале из нового цикла «Техника с полей».

— Сегодня дожмём уборку! Так что, если успеете, приезжайте, — коротко по телефону сказал нам главный агроном РСУП «Олекшицы» Геннадий Зданович.

Тут же садимся в машину и выезжаем из города. Температура за бортом бьёт рекорды — 33 градуса жары, а расстояние до хозяйства неблизкое — почти 60 километров от Гродно. Судя по маршруту, нам придётся проделать часть пути по узким просёлочным дорогам и даже въехать в погранзону. За городом, куда ни глянь, по золотой ниве, покрытой клубами серой пыли, движутся взад-вперёд комбайны, вокруг них снуют грузовички. Все торопятся куда-то, суетятся… Видно сразу — люди и техника без дела не стоят!

Мы выбрали это хозяйство неслучайно. В текущем году впервые на здешних полях трудится новейший суперкомбайн «Палессе GS2124». Считается, что отечественная машина не уступает зарубежным аналогам по качеству, но выигрывает в цене. Предназначена для уборки высокоурожайных ширококонтурных зерновых полей. Кстати, рядом работает и 16-летний немецкий Claas Lexion 580. Всего в хозяйстве 12 комбайнов, среди них и белорусские, и немецкие. Вот и расспросим механизаторов о впечатлениях от управления обоими!

Едва мы свернули на просёлочную дорогу, как захотелось выключить кондиционер и вместо него открыть все окна автомобиля. Опавшие яблоки-дикушки, спелая алыча у обочины, многочисленные кустарники, старые дубы и ещё совсем зелёный молодняк — всё это вперемешку давало такой аромат, что хотелось насладиться им сполна.

У въезда в одну из деревень на дороге замечаем пограничников. Замедляем ход. Дозорный поднимает круглый дисковый жезл, мол, проезжайте!

По песчаной дороге пронеслась гружённая зерном машина, оставляя за собой пыльный шлейф.

— Наверное, где-то здесь и поля, — вслух озвучиваю свои мысли фотографу и не ошибаюсь. Недалеко от нас замаячили огромные силуэты исполинской техники.

Нас встретил главный агроном Геннадий Зданович. Мужчина по-хозяйски подводит нас к механизаторам. У них только что закончился обед, который сюда привозит специальная машина из столовой. «Воины хлеба», подкрепившись, снова готовы к бою за урожай, а мы просимся прокатиться у них в кабине!

Подходим к комбайну «Палессе GS2124» — колёса высотой почти с нас! Механизатор шустро забирается по лестнице, нам же требуется немного сноровки: не каждый день доводится на такой технике ездить!

Из знойной жары попадаем в комфортную и прохладную кабину белорусского суперкомбайна. Многотонная машина от одного лёгкого движения комбайнёра плавно начинает ход, подрезая под корень буйные колосья пшеницы. Картина за стеклом впечатляет: широкие золотистые поля в буквальном смысле гудят под напором техники.

Нашего пилота зовут Сергей. В хозяйстве он трудится сварщиком, а в сезон уборки его рабочее место — комбайн. В нынешнем году механизатор впервые управляет отечественной техникой. До этого шесть лет водил польский Bizon. Признаётся, что сначала было страшно оказаться за рулём машины: она новая и большая!

— Хороший комбайн! Если сравнить даже с тем же «Палессем GS12», это уже как иномарка! Климат-контроль есть, на монитор выведены все показания: обороты зернового шнека, загрузка двигателя, его температура, обороты роторов… Не клавишный, как его предшественники, а роторный, как Lexion! Пропускная способность — 16 килограммов в секунду. Длина жатки — 9,5 метра. Она, кстати, самая большая в нашем хозяйстве. У того же «Лексиона» — 7 метров. Двигатель ЯМЗ-658 мощностью 530 л.с, объем зернового бункера увеличен до 10,5 м3.

— Сколько в среднем за день можете намолотить зерна?

— Получалось 180 тонн, но бывало и 100. Как повезёт! Многое зависит и от урожайности, и от погоды, и от того, во сколько мы приехали на поле. Вот вчера мы с ним суммарно 2 000 тонн преодолели! — не без гордости говорит Сергей.

Рабочий день агрария начинается в 7:30. Но прежде чем приехать на поле, механизатору следует обслужить свою технику: проверить узлы, прочистить и смазать агрегаты.

— Здесь, конечно, автоматизировано всё. Снаружи висит такой бачок — туда закладываешь смазку, и автоматически всё смазывается. Мне остаётся только на кнопочку в кабине нажимать. Вот смотрите — жму, и всё готово!

По полю мы едем не спеша. Наш штурман периодически щёлкает по клавишам у монитора и управляет жаткой.

— Комбайн может ехать 10 километров в час. Сейчас мы движемся на 4 км/ч. Чем ниже скорость, тем качественнее сбор урожая, — объясняет Сергей.

В это время в кабине раздаётся сигнал, а на мониторе зажигается символ, предупреждающий о неисправности.

— Аварийный уровень охлаждающей жидкости, — комментирует водитель. — Смотрите в окошко. Я сейчас нажму на кнопку здесь, откроется крышка радиатора, всё продуется, и температура начнёт падать!

Недолго заставил себя ждать и следующий сигнал. На этот раз умная техника предупредила о том, что бункер заполнен на 70 процентов и скоро придётся его освобождать.

— Я тогда включаю маячки, ко мне подъезжает грузовая машина, и я сгружаю зерно.

Свой рабочий день Сергей завершает обычно ближе к 23:00. Говорит, успевает только принять душ да поесть. И всё — снопом валится спать, потому что следующая смена начинается ранним утром. И так каждый день без выходных. Но на усталость не жалуется.

Интересуемся зарплатой в этот горячий (во всех смыслах) период:

— Сколько намолотишь, столько и заработаешь! — говорит Сергей и уточняет, что за десять дней работы в прошлом месяце удалось получить почти 3 000 рублей.

Пересаживаемся в кабину немецкого комбайна Claas Lexion 580. В этом хозяйстве импортная многотонная техника трудится уже 16 лет! Возраст солидный — неужели ничего не ломается?

— Здесь смешанная система сепарации, такая же, как у «Палесся 2124». Вместо клавиш — два ротора. Двигатель — Mercedes-Benz OM 502 LA мощностью около 500 л. с. Ширина жатки — 7,5 метра захвата.

Александр работает в хозяйстве заведующим мастерской и об этой технике знает абсолютно всё. Интересуемся, доводилось ли ему уже управлять суперкомбайном «Палессе».

— Нет, ещё не работал на нём, но, глядя, как он молотит, могу однозначно сказать: респект конструкторам! У нас есть комбайны «Палессе», выпущенные начиная с 2010 года. В каждой модели что-то дорабатывали, устраняли, добавляли… Бункера стали делать больше. И вот эта вот машина — абсолютно уже другая техника. Я думаю, вы по кабине даже заметили, что там комфортно и всё современное. Серьёзный соперник «Лексиону»! Кстати, вчера на Claas я намолотил 135 тонн за смену… А можно и 150, и 180… День на день не приходится.

— Техника немолодая уже, и наверняка случаются поломки. Часто такое происходит?

— Да, бывает! В этом сезоне наш Claas тоже капризничал… У них же большая наработка. В 2006 году «Палесся» ещё не было, вся нагрузка ложилась на них… Случается, подшипники выходят из строя от старости.

— А нет проблем с запчастями?

— Все есть! У нас на складе всегда имеются компоненты, скажем так, первой необходимости: подшипники, ремни, расходники, коса, ножи. Всё закупается заранее перед сезоном. Если что-то берём для ремонта, сразу же приобретаем новое, чтоб запасы были! С этим у нас всё строго. Наш руководитель понимает: если техника без дела простоит хоть пару дней, это скажется на урожае… Покупаем импортное. Если что-то аналоговое, то хорошего качества.

В кабине «Лексиона» такая же прохлада, как и в «Палессе». Работает кондиционер, устройства автоматизированы, а на мониторе отображается необходимая механизатору информация. Конечно, не всё так современно, как у белорусского конкурента, но ведь и разница в возрасте — больше десятка лет!

— Приехали! Есть сигнал, что бункер заполнен. Сейчас мы включим маячок, и к нам подъедет грузовая машина.

— Много намолотили зерна?

— Около восьми тонн, — говорит Александр, и урожай начинает перемещаться в кузов грузовика.

Тысячи зёрнышек спешно покидают бункер, создавая вокруг себя шум, пыль и невероятный запах, который слышен даже через стекло кабины.

— Сегодня уже закончим сбор урожая. В субботу отметим в агрогородке! Будет праздничная программа и награждение лидеров жатвы, — рассказывает оператор.

Его рабочий день длится столько же, сколько у всех, кто занят сейчас в полях.

— От зари и до победы! — улыбается молодой механизатор, а мы не упускаем возможность поинтересоваться о зарплате в эти жаркие дни.

— В июле получилось около 3 000 рублей, но это за десять дней, — спокойно отвечает мужчина.

После того как закончится сбор зерновых, Александр примется за кормовую кукурузу. А там уже начнёт готовить технику к зимовке:

— Продуваем от пыли, снимаются цепи, обмазываются консервационными жидкостями. Во время зимовки домкратим комбайн, чтоб не находился под нагрузкой 11 месяцев. Есть нормы установленные, их проверяют. Каждый сезон проводим ТО двигателя. Оно включает в себя замену фильтрующего масляного элемента, топливных фильтров… Мотор недешёвый от Mercedes-Benz! И если он сломается, тяжело будет… Сколько новый стоит — не скажу! Думаю, 50 тысяч рублей…


Прокатившись на комбайнах и пообщавшись с механизаторами, машем руками голому полю. Садимся в раскалившийся под жарким солнцем VW Polo, поднимаемся в крутую горку и не спешим закрывать окна. Запах скошенной пшеницы и свежего зерна проникает внутрь салона, и нам хочется, чтоб он как можно дольше оставался здесь. Он же такой особенный — аромат нового урожая…