Заметки гомельчанина на пути к морю. Часть 5: про средство от депрессий и нервозов

Заметки гомельчанина на пути к морю. Часть 5: про средство от депрессий и нервозов

21.02.2019 в 20:41
Евгений Капба, Progomel.by

Продолжение. Начало:
Заметки гомельчанина на пути к морю, или В чём прелесть поездов.
Заметки гомельчанина на пути к морю. Часть 2: про маршрутки и границы
Заметки гомельчанина на пути к морю. Часть 3: про города, церковь и про маяк
Заметки гомельчанина на пути к морю. Часть 4: про Бедию и Агубедию

С вечера у меня было поганое настроение. Всякие мысли о тяжелой судьбе моей, о трудностях и неопределенностях, поджидающих меня в обозримом будущем не давали мне покоя, да и обстановка вокруг сгущалась – может быть я потерял чувство такта и почтения к старшим, а может быть старшие уже переобщались со мной и решили меня тиранить… Не суть. В общем – состояние препаскудное.

И я решил сбежать. Давно у меня был такой план, тем более места, которые ждали моего присутствия, еще далеко не закончились…

Я проснулся с утра пораньше, повесил за плечо рюкзак, надел кепку и сказал:

– Я поехал в Новый Афон! Абзиараз!

Абзиараз – это значит «до свиданья».

Первый полезный опыт, который я вынес из этой поездки – никогда не покупайте в Абхазии колбасу или сосиски. Неет, они вкусные и вполне приличные, просто всё, что требует особых условий перевозки через границу стоит дороже чем… Чем может позволить себе здравомыслящий человек.

Это я выяснил, когда пошел затариваться в магазин.

Маршрутка с вокзала нашлась сразу же. Бок о бок с румяным русским парнем, который читал Эдгара Алана По ( в бумажном варианте, о чудо!), я доехал до Афона.

Вообще, Новый Афон возник вокруг монастыря, который был построен русскими монахами в конце 19-го века. Настоящий Афон находиться в Греции, и там есть русские монастыри. И вот, в связи с какими-то неприятностями, исходящими от Османской Империи (тогдашняя Турция), было решено построить новый монастырь, чтобы туда могли переехать монахи.

Дорога в Новый Афон занимает минут двадцать. Главное не прозевать «Ракушку» – характерного вида остановку. От этой ракушки можно дойти до всех достопримечательностей Афона.

Единственный трабл, поджидающий вас на пути из Сухума в Афон – это Тещин Язык (необыкновенно извилистый участок горной дороги, от которого тошнит порой даже самых стойких).
Итак, я выпрыгнул на «Ракушке» и осмотрелся.

Вот золотые купола монастыря, в котором засели «раскольники», вносящие разброд и шатание в религиозную жизнь Абхазии. Ходить туда можно, а вот свечки покупать и записки подавать за упокой и здравие –нельзя. И что я, монастыря не видел, что ли? Бывал уже там. Впечатляют масштабы проделанной первыми монахами работы – срезать верхушку горы, выровнять площадку, и поставить там монастырь!

А слева – Иверская гора, она же Анакопия. На ее вершине возвышается башня и развалины древней твердыни абхазских царей. Мне, вообще-то, туда!

Какое-то время там шла реконструкция, и доступ был закрыт, а детские воспоминания, оставшиеся от подъема наверх за ручку с папашей были очень заманчивыми…

Между монастырем и Анакопией – река Псырдзха с водопадом и дорожкой в самую глубь ущелья реки… Тоже заманчиво!

Итак, я зашагал в сторону горы. К десяти часам утра солнце палило нещадно. Меряя ногами горячий асфальт я уже через сорок минут подъема перестал думать о чем-либо, кроме глотка воды из бутылки или поисков подходящего места, чтобы присесть и передохнуть. И ведь дорога даже не началась! Тут еще стоят дома, живут люди, сдаются комнаты. Даже вход в знаменитую Новоафонскую пещеру тут же, неподалеку, на склоне горы!
Я шел и шел, пот заливал глаза, дыхание сбивалось, глаза лихорадочно шарили по окрестностям в поисках тенечка. Пару раз я таки его нашел и остановился передохнуть.

Темп был хороший – я обогнал одну или две группы туристов с гидами. Значит, есть еще порох в пороховницах!

К тому моменту, когда я дошел до кассы, продающей билеты непосредственно наверх, в заповедник, поганое настроение улетучилось, уступив место обреченности: я обязан подняться!

Наверное, лучше всего брать эту гору в пять-шесть утра…

Ребята, похожие на Остапа Бендера, взяли у меня плату за вход, я прошелся немного по старой, тысячелетней давности дороге, посмотрел на монастырь под моими ногами и море, синее море, такое огромное, какое вы никогда не увидите с пляжа или набережной… И рванул вверх!

По бурелому, цепляясь за стволы деревьев и камни я лез чуть ли не на карачках, убивая в шлак многострадальные штаны… Я останавливался только чтобы перевести дыхание, когда в висках стучало и хотелось просто лечь и лежать… Тут было потрясающе, неимоверно красиво. Заросшие мхом стволы деревьев, огромные белые камни, остатки древних построек…

Я пересек извилисто поднимающуюся вверх дорогу несколько раз, пугая туристов и слыша за своей спиной ироничные комментарии.

Вообще-то, я такой был не один. Какой-то на вид бывалый дядечка в белой кепке и с небольшим рюкзачком за спиной тоже пер напрямик… У нас возникло что-то вроде дружеского соревнования, а потом мы даже помогли друг другу взобраться на каменную террасу у вершины, посидели немного и пошли вверх. Тут уже пришлось идти по дороге – другого варианта не было.

На самой вершине высилась цитадель. Она состояла из внешнего комплекса укреплений – башни и стены, главного здания, полуразрушенной церкви и донжона, который реконструировали и теперь сверху на нем была смотровая площадка.

И колодец! Тут был колодец с вкуснейшей прохладной водой, тут, на высоте нескольких сотен метров над уровнем моря! Про этот колодец писали еще византийские историки, упоминая о нем как об одной из причин неприступности абхазской твердыни…

Напившись воды и насладившись видами с башни, я зашел в развалины церкви и остановился.
Надписи на стенах свидетельствовали о том, что здесь молились Богу еще в 437 году! Более полутора тысяч лет… Я не знаю, как описать это но… Тут правда чувствовалось, что Бог ближе чем обычно…
Пообщавшись с местной обаятельной собакой и группой туристов, которые пытались узнать у кого-то об истории горы, замка и всего прочего, я направился вниз…

Итак, первый терапевтический эффект: вы ставите себе цель (вершина горы), прикладываете усилия (поднимаетесь, претерпевая тяготы и лишения), достигаете цели и получаете награду – вкуснейшая вода из колодца (после такой жары – вообще сказка) и отличные виды (если хотите почувствовать себя королем мира – вам сюда)!

Второй терапевтический эффект: ваша судьба заметно облегчается, когда вы спускаетесь! Ровно настолько вам становится легче, насколько тяжко было подниматься.

Я шел себе по дороге, в тени вековых деревьев, и мне было хорошо…

И времени было навалом, поэтому я решил сгонять еще и в ущелье, для закрепления эффекта. Сейчас я понимаю, что это было очень правильное решение!

Спустился быстро. По пути я встретил кавалькаду из всадников – это местные так зарабатывают, подвозя наверх туристов.

Миновав вход в пещеру, я спустился к все той же «Ракушке» и пошел туда, откуда слышался шум водопада…
Пришлось проталкиваться между крикливых торговцев, петлять мимо фотографов, предлагающих запечатлеть себя в бурке и папахе, или с соколом на плече, или с детенышем леопарда ( 0_о), но в итоге я вышел к водопаду.

Тут недалеко находится церковь апостола Симона Кананита, музей Абхазского царства и грот Его Императорского Величества Александра III.

Над водопадом есть площадочка, на которой все любят фоткаться в одинаковых позах. Перил там нет. Если упал – то ты идиот!

Водопад низвергает массы воды из глубокого зеленого озера, которое питается речкой Псырдзхой… С гор тут постоянно текут ручьи, часто затапливая туристический маршрут, но это всё настолько живописно, что промокшие ноги не стоят огорчений.

Миновав железнодорожную станцию я оказался в ущелье – одном из самых прекрасных мест, которые я вообще в своей жизни видел.

Горная речка за тысячи лет неблагодарного труда создала очень уютный пейзаж… Не зря эти места любили отшельники, селясь здесь подальше от мирской суеты. А люди постарались со своей стороны: выложили каменными плитами дорожки, перебросили мостик через реку…

На заре христианства здесь был убит Симон Кананит, живший в небольшой пещере, и до сих пор река вымывает из горных глубин камни с вкраплениями темно-красной породы – как будто капли крови апостола остались на этих берегах…

Я поднялся повыше, туда, где людей почти нет, спустился по вырубленным в скале ступеням, оставил рюкзак и вещи на берегу, и три раза окунулся с головой в сногсшибательно холодные воды Псырдзхи.
И какая нафиг после этого депрессия? Какие неврозы?

Метки: