«Показать красоту математики»: как педагог из Гомеля вдохновляет ребят на победы

«Показать красоту математики»: как педагог из Гомеля вдохновляет ребят на победы

08.03.2019 в 14:18
Татьяна Сычкова, "Гомельские ведомости", фото: Анна Пащенко

Думаете, стать космонавтом мечтают только мальчишки? Вовсе нет. Будучи маленькой девочкой, Ирина Гончаренко тоже хотела бороздить просторы Вселенной. Она всерьёз занималась парашютным спортом и даже поступила в Харьковский авиационный институт. Но всё же судьба распорядилась иначе. Наверное, ей и вправду виднее. Сегодня Ирина Николаевна преподаёт математику в гимназии № 71. Учит, воспитывает, направляет. А ещё помогает своим ученикам расправлять крылья, чтобы ребята могли покорять всё новые и новые высоты. 

После первой сессии бросила учёбу

Как ни удивительно, но в роду Ирины Гончаренко нет ни одного учителя. Мама – работник сферы культуры, папа – инженер. Сама же девочка с юных лет грезила небом и с увлечением изучала физику в нынешней гимназии№ 10. В те годы в нашем городе это была единственная школа с углубленным изучением английского. 

– Физику у нас преподавал Станислав Иванович Исакович, – вспоминает Ирина Николаевна. – Я очень любила учителя и, соответственно, предмет. Его личность оказала на меня огромное влияние. 

После школы девушка поступила в Национальный аэрокосмический  университет имени Н. Е. Жуковского  «Харьковский авиационный институт». И кто знает, как бы сложилась дальнейшая жизнь студентки после окончания учёбы? Но после первой же сессии Ирина всё бросила и вернулась в Гомель. 

Готова спорить, вы ни за что не отгадаете, что стало причиной такого решения. Наверняка учиться было непросто (такой-то вуз!), однако вовсе не трудности с высшей математикой заставили девушку вернуться домой. На самом деле Ирина страшно соскучилась по своим родным. 

– Не жалею, что так поступила, – признаётся учитель. – У меня замечательная семья, я просто не смогла без них. Очень скучала по маме, сестре. Поэтому выбор для меня был очевидным.

Вернувшись в родной город над Сожем, девушка поступила на физический факультет Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. С 1993 года началась её педагогическая практика. Причём с самого первого дня Ирина Гончаренко работала именно учителем математики, а не физики. 

– Когда я окончила вуз, зарождался такой проект, как «Школа будущего». Им нужен был специалист, хорошо владеющий иностранным, и меня пригласили, – говорит Ирина Николаевна. –  Я вела математику с первого класса на английском языке. 

Год за годом рос педагогический стаж, а вместе с ним опыт и, конечно, профессионализм. В настоящее время Ирина Гончаренко вместе со своими учениками пополняет копилку достижений не только гимназии № 71, но и всего города.

– Очень люблю свою профессию, люблю работать с детьми, – улыбается педагог. – Думаю, они это чувствуют, потому что отвечают мне взаимностью. 

Дипломы и хрустальные шары победителей

Если мы начнём перечислять все награды воспитанников Ирины Николаевны, поверьте, не хватит и газетной полосы. Ученики одерживают победы в конкурсах различных уровней, начиная от районного и заканчивая международным. Ежегодно на счету ребят дипломы республиканской олимпиады по учебным предметам, медали республиканского турнира юных математиков.

– В этом состязании мы принимали участие уже не раз. Получали похвальный отзыв, диплом III степени, а в декабре 2018-го наконец забрали золото, – с гордостью говорит учитель. – Ребята стали абсолютными победителями. 

Готовили команду, в состав которой вошли шесть учеников (Александр Печёнкин, Павел Вериго, Илья Николаенко, Андрей Гончаренко – гимназия №71, Павел Лымарь и Дмитрий Акиншев – СШ №72), три педагога: Ирина Гончаренко, учитель СШ № 30 Татьяна Довженок и старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии ГГУ имени Ф. Скорины Вячеслав Мурашко. Он, к слову, тоже ученик Ирины Николаевны. 

С серьёзного достижения начался и 2019 год. В феврале два гимназиста – Андрей Гончаренко и Александр Печёнкин (на снимке слева направо) – вернулись с дипломами I степени от научного жюри и хрустальными шарами победителей с XV Балтийского научно-инженерного конкурса (г. Санкт-Петербург).

– Конечно, со стороны всё выглядит красиво, но на самом деле это огромный труд, – признаётся педагог. – У нас практически раз в две недели какой-нибудь конкурс, и мы не можем его обойти. Я знаю, что ребёнок должен поучаствовать, для него это будет большим плюсом, хорошим опытом. Поэтому бывают и упадок сил, и проблемы со здоровьем, но когда вхожу в класс к ребятам, всё это уходит.  Также хочу сказать большое спасибо своим коллегам Татьяне Довженок и Вячеславу Мурашко. Работая в единой команде, мы дополняем друг друга, чувствуем плечо друг друга, а отсюда и результат. И, глядя на нас, дети так же работают сплочённо, одной командой, не взвешивая, кто сколько усилий вложил в победу. Так, 24 февраля мы вернулись из Минска, где проходил республиканский конкурс работ исследовательского характера. Наши дети удостоены дипломов I и III степеней.

«Наука ум в порядок приводит»

О современных школьниках можно услышать разные мнения, в том числе и не самые лестные. Тем не менее Ирина Гончаренко считает, как бы ни менялось время, дети остаются детьми.

– Они подвижные, шустрые, нестандартные. Они высказывают собственное мнение и отстаивают свою точку зрения. И я, кстати, учу их этому, – обращает внимание педагог. – Представляете, какой стресс для ребёнка выступать перед докторами физико-математических наук? А нужно представлять свой проект, отвечать на вопросы, доказывать и убеждать. 

Как и в любом деле, современных детей в первую очередь нужно заинтересовать. И здесь очень важен пример учителя, его авторитет. 

– Мой девиз – образование через всю жизнь, – признаётся Ирина Николаевна. – Чтобы идти в ногу с молодыми, нужно интересоваться тем, что интересно им. По-моему, быть настоящим учителем – это самому находиться в постоянном поиске, развитии, работать  над собой. Это стремление совершенствоваться, оттачивать своё мастерство, быть современным. Вдохновителями моего развития являются мои ученики, их родители, коллеги. Все мы – единая команда, работающая на результат. 

Я всегда стараюсь преподносить свой предмет не сухими цифрами, а объяснить: какой бы трудной ни была задача, когда ты преодолеешь себя и решишь, почувствуешь огромное моральное удовлетворение. Всегда стараюсь показать красоту математики. Как ни банально звучит, эта наука ум в порядок приводит. Сейчас нужны молодые люди, которые могут быстро реагировать на изменения и принимать нестандартные решения в любых ситуациях. 

А вообще, педагог любит приводить своим ученикам очень простой пример: олимпийским чемпионом спорт-смен становится не сразу: сначала идут изнурительные тренировки. В учёбе точно так же. 

Дети не дают стареть

Ни для кого не секрет, что в преподавании большую роль играет личный пример педагога. Поэтому Ирина Гончаренко сама нередко принимает участие в соревнованиях. В 2014-м она стала участником заключительного этапареспубликанского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь». 

– На самом деле очень изнурительный конкурс, но и очень интересный, он многому меня научил, подарил друзей-единомышленников, – рассказывает Ирина Николаевна. – Научил не бояться публики, выступать перед любой аудиторией, находить выход из любой ситуации. 

Помимо учебных занятий, подготовки ко всевозможным интеллектуальным состязаниям, на плечах педагога лежит и ещё одна обязанность – классное руководство. Ирина Николаевна признаётся:  за годы, проведённые вместе с учениками, ребята стали уже родными, дружат семьями и часто ездят в совместные поездки. Единственное, что заставляет сердце сжиматься – это предстоящее расставание.

– В этом году выпускаю свой  11 «А». Вообще, я стараюсь об этом не думать, но чем ближе конец года, тем больше грущу, – не скрывает собеседница. – Это самые замечательные дети. Я стараюсь учить их не только математике, а ещё и тому, что самая главная в жизни профессия – быть человеком. И считаю, что высший пилотаж во взаимоотношениях между учителем и учеником – это когда дети не боятся учителя, а боятся его подвести. А как мне говорят родители учеников: ребята боятся именно меня подвести. Значит, у меня всё получилось. 

Педагог – это не профессия, это стиль жизни. И всем, кто хочет выбрать для себя преподавание, Ирина Гончаренко даёт отличный совет: 

– Даже если вы споткнётесь, вставайте и продолжайте идти вперёд. Делайте своё дело с интересом, с любовью. И помните: вы всегда должны быть рядом с детьми, должны помогать обретать им крылья. Без этого двигаться вперёд в нашей профессии просто невозможно.

Метки:

Обсуждение