Пожалуй, белорусы продолжат наступать на одни и те же грабли, пока продать авто по счёт-справке будет быстрее, чем грамотно оформить сделку в ГАИ.
“Покупатель обещал поставить автомобиль на учёт”
Татьяна: “В самом начале апреля прошлого года я решила продать свой KIA Sephia. Сняла его с учета в ГАИ, получила транзитные “номера” и подала объявление о продаже. Покупатель нашелся быстро, так как цена автомобиля была невысокой. Александр, так зовут покупателя, очень спешил, поэтому мы решили все быстро оформить путем выписки счет-справки. Оформили ее и разошлись.
Покупатель пообещал поставить автомобиль на учёт в ближайшие дни по месту своего жительства. Однако через год мне по почте пришел иск из суда: Белорусское бюро по транспортному страхованию просило взыскать с меня некий материальный вред, так как эта организация понесла убытки.
Как оказалось, вскоре после покупки авто Александр попал в ДТП и был признан его виновником. Страховка на автомобиль у него отсутствовала, а поскольку авто на учет поставлено не было, то формальным собственником автомобиля числилась я. Суд признал меня ответственной за отсутствие страховки на машину и взыскал с меня сумму страхового возмещения. Считаю это неправильным, так как именно водитель должен был отвечать за ДТП, в том числе и за отсутствие страхового полиса, а не я”.
От редакции
“А вот и нет”, – ответим мы Татьяне. Объясним в деталях, почему суд вынес логичный и вполне ожидаемый вердикт.
Закон предусматривает, что сделки по продаже автомобилей должны заключаться через договоры с их регистрацией в ГАИ. Это обозначено в Указе Президента РБ №504 “О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств”. Только после совершения этих процедур автомобиль считается проданным другому владельцу. Пусть даже он и не поставит авто на учет, но в базе данных ГАИ все равно будет значиться договор купли-продажи, а также данные продавца и покупателя.
Один из ключевых моментов истории – отсутствие у водителя страховки. Именно поэтому выплату страхового возмещения потерпевшему осуществило Белорусское бюро по транспортному страхованию. Эта организация предъявила иск водителю Александру, ставшему виновником ДТП, и Татьяне, владельцу автомобиля. Юридически это называется термином “суброгация”.
При чем тут Татьяна? Ведь она же продала авто, получила за него деньги – в конце концов, не она же была за рулем во время ДТП! Но не все так просто. Татьяна вместе с деньгами за авто получила в довесок обязанности, поскольку не соблюла необходимые правила продажи транспортных средств.
Иными словами, покупатель автомобиля обязан оформить на него страховку только после регистрации договора в ГАИ. В нашем случае, поскольку ни о какой регистрации сделки в ГАИ говорить не приходится, то и Александр не отвечает за страхование автомобиля. А вот Татьяна отвечает, хотя к автомобилю не имеет отношения уже больше года.
Суд установил, что владельцем автомобиля является именно она, а значит, она обязана оформить страховку, а теперь еще и компенсировать затраты Белорусского бюро по транспортному страхованию.
Конечно, возникает резонный вопрос: как Татьяна могла выписать страховку, если у нее не было документов на автомобиль? Но с точки зрения закона это ее проблемы. Обязанность по регистрации сделки купли-продажи авто в ГАИ лежала на ней не меньше, чем на покупателе, но обе стороны прибегли к часто применяемой “серой” схеме – выписке счет-справки.
А вот виновник аварии практически вышел сухим из воды – он за ДТП никому и ничего не должен.
Наш вердикт
Среди автовладельцев бытует мнение, что они несут ответственность лишь за прямой вред, причиненный их автомобилями. Однако без регистрации сделки в ГАИ продавец не избавляется от обязанности оформлять страховку, отвечать за вред, причиненный потерпевшим в результате аварии (даже если он сам в ДТП не участвовал), расплачиваться по “письмам счастья” и прочее.
Экономия времени, которое было бы потрачено на очередь в МРЭО ГАИ, побеждает здравый смысл. В редакцию Автобизнеса часто звонят с вопросами, которые начинаются так: “Я продал автомобиль, а потом…” На этом мы всегда останавливаем собеседника и просим уточнить слово “продал”. Как правило, под термином “продажа” опытные автовладельцы понимают счет-справки, обмены по принципу “ключ на ключ”, расписки, доверенности и иные документы, которые с продажей по закону имеют мало общего.
Так что Татьяне, к сожалению, придется платить, а все потому, что по закону она до сих пор собственник транспортного средства со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.