Сэкономить время и деньги сегодня, чтобы потерять их завтра. О продаже авто по счёт-справке и последствиях

Сэкономить время и деньги сегодня, чтобы потерять их завтра. О продаже авто по счёт-справке и последствиях

01.06.2020 в 12:17
Евгений Грачёв, ABW.by

Пожалуй, белорусы продолжат наступать на одни и те же грабли, пока продать авто по счёт-справке будет быстрее, чем грамотно оформить сделку в ГАИ.

Сэкономить время и деньги сегодня, чтобы потерять их завтра. О продаже авто по счёт-справке и последствиях

“Покупатель обещал поставить автомобиль на учёт”

Татьяна: “В самом начале апреля прошлого года я решила продать свой KIA Sephia. Сняла его с учета в ГАИ, получила транзитные “номера” и подала объявление о продаже. Покупатель нашелся быстро, так как цена автомобиля была невысокой. Александр, так зовут покупателя, очень спешил, поэтому мы решили все быстро оформить путем выписки счет-справки. Оформили ее и разошлись.

Покупатель пообещал поставить автомобиль на учёт в ближайшие дни по месту своего жительства. Однако через год мне по почте пришел иск из суда: Белорусское бюро по транспортному страхованию просило взыскать с меня некий материальный вред, так как эта организация понесла убытки.

Как оказалось, вскоре после покупки авто Александр попал в ДТП и был признан его виновником. Страховка на автомобиль у него отсутствовала, а поскольку авто на учет поставлено не было, то формальным собственником автомобиля числилась я. Суд признал меня ответственной за отсутствие страховки на машину и взыскал с меня сумму страхового возмещения. Считаю это неправильным, так как именно водитель должен был отвечать за ДТП, в том числе и за отсутствие страхового полиса, а не я”.

От редакции

“А вот и нет”, – ответим мы Татьяне. Объясним в деталях, почему суд вынес логичный и вполне ожидаемый вердикт.

Закон предусматривает, что сделки по продаже автомобилей должны заключаться через договоры с их регистрацией в ГАИ. Это обозначено в Указе Президента РБ №504 “О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств”. Только после совершения этих процедур автомобиль считается проданным другому владельцу. Пусть даже он и не поставит авто на учет, но в базе данных ГАИ все равно будет значиться договор купли-продажи, а также данные продавца и покупателя.

Из материалов дела (без указания персональных данных):

“Из справок Барановичского ГОВД следует, что 3 апреля 2019 года в 17 часов на ул. Фабричной, 24а, в г. Барановичи произошло дорожно-транспортное происшествие (наезд на препятствие), в результате которого повреждено транспортное средство Пежо 307 (страховое свидетельство Белгосстраха). ДТП произошло по вине Александра …, который управляя транспортным средством “Киа-Сепхия”, владельцем которого являлась Татьяна …, договор обязательного страхования гражданской ответственности заключен не был”.

Один из ключевых моментов истории – отсутствие у водителя страховки. Именно поэтому выплату страхового возмещения потерпевшему осуществило Белорусское бюро по транспортному страхованию. Эта организация предъявила иск водителю Александру, ставшему виновником ДТП, и Татьяне, владельцу автомобиля. Юридически это называется термином “суброгация”.

При чем тут Татьяна? Ведь она же продала авто, получила за него деньги – в конце концов, не она же была за рулем во время ДТП! Но не все так просто. Татьяна вместе с деньгами за авто получила в довесок обязанности, поскольку не соблюла необходимые правила продажи транспортных средств.

Из судебного решения:

“Согласно п.7 Постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь от 24.06.2004 №9 “О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами” следует, что по сделкам купли-продажи транспортных средств, отчуждаемых физическими лицами, покупатель приобретает все права и несет все обязанности законного владельца, в том числе вытекающие из отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, только после регистрации договора купли-продажи транспортного средства в порядке, установленном законодательством (п.1 Указа Президента РБ №504)”.

Иными словами, покупатель автомобиля обязан оформить на него страховку только после регистрации договора в ГАИ. В нашем случае, поскольку ни о какой регистрации сделки в ГАИ говорить не приходится, то и Александр не отвечает за страхование автомобиля. А вот Татьяна отвечает, хотя к автомобилю не имеет отношения уже больше года.

Суд установил, что владельцем автомобиля является именно она, а значит, она обязана оформить страховку, а теперь еще и компенсировать затраты Белорусского бюро по транспортному страхованию.

Конечно, возникает резонный вопрос: как Татьяна могла выписать страховку, если у нее не было документов на автомобиль? Но с точки зрения закона это ее проблемы. Обязанность по регистрации сделки купли-продажи авто в ГАИ лежала на ней не меньше, чем на покупателе, но обе стороны прибегли к часто применяемой “серой” схеме – выписке счет-справки.

А вот виновник аварии практически вышел сухим из воды – он за ДТП никому и ничего не должен.

Наш вердикт

Среди автовладельцев бытует мнение, что они несут ответственность лишь за прямой вред, причиненный их автомобилями. Однако без регистрации сделки в ГАИ продавец не избавляется от обязанности оформлять страховку, отвечать за вред, причиненный потерпевшим в результате аварии (даже если он сам в ДТП не участвовал), расплачиваться по “письмам счастья” и прочее.

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Статья 948. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании.

Экономия времени, которое было бы потрачено на очередь в МРЭО ГАИ, побеждает здравый смысл. В редакцию Автобизнеса часто звонят с вопросами, которые начинаются так: “Я продал автомобиль, а потом…” На этом мы всегда останавливаем собеседника и просим уточнить слово “продал”. Как правило, под термином “продажа” опытные автовладельцы понимают счет-справки, обмены по принципу “ключ на ключ”, расписки, доверенности и иные документы, которые с продажей по закону имеют мало общего.

Так что Татьяне, к сожалению, придется платить, а все потому, что по закону она до сих пор собственник транспортного средства со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Обсуждение