"Шоб вы так жили, как прибедняетесь!", или Как мы покупаем машины на зарплаты

“Шоб вы так жили, как прибедняетесь!”, или Как мы покупаем машины на зарплаты

13.08.2018 в 12:09
Наталья Журавлевич, ABW.by

Вот загадка: хорошо мы живем или плохо? Судя по субъективным ощущениям тех, кто ходит в магазин и всякий раз на одну и ту же сумму покупает всё меньше продуктов, – плохо. А если судить по цифрам объемов продаж, то очень даже хорошо. 

Смотрите: в 2010 году автопарк страны насчитывал 2,5 млн автомобилей, к 2015-му эта цифра выросла до 2,9, а на сегодняшний день перевалила за 3 млн. На фоне соседей мы имеем лучший уровень автомобилизации на одну тысячу человек.

Данные Минстата за 2017 год

Кроме того, предыдущий год показал серьезный прирост в продажах новых автомобилей – плюс 29%! 

Против 26.511 проданных новых машин в 2016 году в 2017-м дилеры реализовали 34.255 авто. А только за январь – июнь 2018-го белорусы приобрели внутри страны 23.196 новых машин. Это на 70,5% больше аналогичного периода 2017 года и на 92,2% больше результата 2016-го. 

Откуда белорусы берут деньги на покупку машин? Этот вопрос мы задавали на прошлой неделе нашим читателям.

Прежде всего примечательно, что почти каждый пятнадцатый (6%) автовладелец за свою машину не платил: “Я машину не покупал, она мне досталась в подарок/по наследству/в качестве выигрыша”. 

Да и в остальном результаты голосования оказались удивительными. 

19% респондентов выбрали самый предсказуемый вариант ответа: основным капиталом для обновления личного автопарка для них стали деньги от продажи предыдущего автомобиля.

Однако большинство участников опроса – 35% – призналось, что покупку “железного коня” им обеспечили накопленные с зарплаты деньги. 

Вот это, конечно, интересно. Известно, что средняя начисленная зарплата белоруса составила чуть более 953 руб., или в пересчете 476 долларов. Это без вычета налогов. 

Если исходить из теории, что приобретаемый автомобиль должен стоить не более шести заработных плат, то в среднем ценовой предел возможностей наших автовладельцев – 3000 долларов. Это логично вписывается в ценовую категорию основной части белорусского автопарка – 10-15-летней “бэушки” за 3000-6000 долларов. Но нового автомобиля при таком раскладе не видно даже на горизонте! 

Впрочем, на этот случай есть другие решения, и наш опрос показал, что люди ими активно пользуются.

20% респондентов признались, что для покупки машины взяли кредит или оформили лизинг. 9% предпочли взять в долг у близких. 11% опрошенных не нашли подходящего варианта среди предложенных. Стоит предположить, что эти люди комбинировали сразу несколько источников средств, но если им вдруг удалось найти месторождение нефти на своих дачных шести сотках, мы с радостью послушаем такие истории в комментариях.

В целом эксперты уверены, что потенциал у белорусского рынка – о-го-го! Процентов 50 в “плюс”, так точно.

Правда, вот с доходами людей и качеством автопарка могут возникнуть трудности. Ведь если “копать” обнадеживающую статистику по продажам новых машин, выяснится, что пока в европейских странах на 1000 жителей приходится несколько десятков приобретенных автомобилей, то у нас это 3 штуки за 2016-й и 4 штуки за 2017 год. 

Данные Аutomobile manufacturers association

И если мы отнимем из средней зарплаты налоги, а также рассчитанные государством бюджеты прожиточных минимумов, предполагая, что в семье двое работающих взрослых и двое детей старше трех лет, то получим, что ежемесячно такая ячейка общества сможет откладывать на покупку чуть более 400 долларов, то есть 4800 долларов в год. Немногим более двух лет нищенского существования – и можно пересаживаться на новый “бюджетник”.

И кто теперь поспорит, что мы живем плохо?!