Новый генеральный директор хоккейного клуба «Гомель» Алексей Скурковский с улыбкой принимает нас в своём кабинете. За неделю руководства это светлое помещение в штабе «рысей» обжить он ещё не успел. А с предыдущего места работы, говорит, захватил только знания и опыт.
Несмотря на то, что рабочий график расписан по часам, один из них Алексей Скурковский уделил «Ведомостям» и рассказал, что изменится с его приходом в ХК «Гомель», как завершил карьеру гребца-байдарочника и почему попросит родителей не вмешиваться в тренировочный процесс юных хоккеистов.
– Алексей Леонидович, вы руководили Жлобинским центром олимпийского резерва по хоккею с шайбой и плаванию девять лет. Приличный срок, чтобы «прикипеть» к месту работы и людям. Колебались ли, когда принимали решение об уходе?
– Первый раз я переступил порог Жлобинского ЦОР в январе 2011 года. В состав комплекса тогда входило три объекта. На моих глазах начался проект по расширению физкультурно-оздоровительной базы, который реализуется до сих пор. Строится вторая тренировочная ледовая арена, которую должны открыть в 2020-2021 году.
Да, за эти годы у нас образовалась отличная команда, и многие задают вопрос: почему я ушёл. Могу согласиться с некоторыми руководителями: периодически необходимо проводить ротацию кадров. Когда человек долгое время работает на одном месте, появляется определённая привязанность и к месту, и к коллективу. Всё равно обрастаешь внутренними связями с сотрудниками. Становится тяжелее решать кадровые вопросы.
Меня всё устраивало. Но нужно было принять решение для себя: чего я хочу в дальнейшем. Оставаться неизменным руководителем в Жлобине или сделать шаг и развиваться дальше. Я выбрал развитие.
– Не испугало то, что в последнее время вокруг ХК «Гомель» было немало негатива в информационном поле?
– А откуда появляется негатив? В каждой организации, в каждой сфере существуют проблемы. Но есть корпоративная этика и должностные инструкции. Когда решение какого-то вопроса зависает на стадии обсуждения или вообще не обсуждается, возникает камень преткновения и вспыхивает конфликт. Сор выносится «из избы» и рождаются слухи, которые нарастают как снежный ком и рано или поздно превращаются в информационный вброс. Думаю, это и произошло в ситуации с выплатами зарплаты хоккеистам «Гомеля». Не хочу комментировать эту историю. Я также читал о ней в СМИ. Сейчас, если и возникнут подобные вопросы, будем рассматривать их причины и возможность решения, не доводя до снежной лавины.
– Какие задачи сейчас помечены красным в вашем ежедневнике?
– Для начала нужно разобраться в финансово-хозяйственной и основной деятельности. Сегодня на территории Ледового дворца работают три организации – СДЮШОР №1, ХК «Гомель» и клуб по хоккею на траве. Есть все предпосылки для создания одного юридического лица. Этот вопрос должен упростить работу и общехозяйственные расходы. Конечно, процесс не быстрый. По крайней мере, тема обсуждается и должна быть реализована.
– Поменяется ли с вашим приходом стратегия развития клуба?
– Стратегия развития – это успешное выступление команды в чемпионате и финансовое благополучие клуба. Всё зависит от достаточных источников финансирования. Ни для кого не секрет, что львиная доля финансовой поддержки поступает от ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Мы встречались с руководством генерального спонсора и Гомельского облисполкома. Уже есть видение, в каком направлении двигаться по дополнительному привлечению финансовых средств. Кстати, в 2020 году нам пообещали на безвозмездной основе передать долгожданный автобус для перемещения команды.
У главного тренера Сергея Стася есть понимание, как из существующей дружины сделать команду-победителя. Надеюсь, получится не разочаровать болельщиков и выполнить поставленные задачи, а может, и превзойти их. Задача попасть в плей-офф уже выполнена. Будет ли возможность подняться выше, зависит от нас, администрации, от желания спортсменов и поддержки болельщиков. Нужно набраться терпения: это спорт, и поражения в нём неизбежны. Без них нельзя прийти к победе.
– А ведь эти слова пережиты на личном опыте. Вы мастер спорта международного класса по гребле на байдарках и каноэ. Серебряный призёр чемпионата мира, обладатель двух бронзовых медалей чемпионата Европы, выступали в четвёрке с Романом Петрушенко, Алексеем Абалмасовым и Вадимом Махнёвым. Но в 2006 году, на взлёте спортивной карьеры, ушли из спорта. Что произошло?
– В 2003 году мы завоевали в четвёрке лицензию на чемпионат мира в США. Так получилось, что в 2004-м вместо меня четвёртым посадили другого гребца. В 2005-м между Белорусской и Болгарской федерациями гребли был заключён трансферный переход. Я уехал выступать за сборную Болгарии, в составе которой принял участие в этапе Кубка мира. Спустя год вернулся обратно в Беларусь и попал в спортивный карантин. Как мне объяснили, я не мог выступать в составе сборной Беларуси на международных соревнованиях, пока не закончится четырёхлетний олимпийский цикл – с 2004 по 2008 годы. То есть два года дорога была открыта только на чемпионат Беларуси. А это два-три старта в год. На тот момент я был семейным человеком: жена, двое детей. Нужно было содержать семью, а у спортсмена, который не выступает на международных соревнованиях и не показывает высокий результат, заработная плата невысокая. Поэтому принял непростое решение завершить спортивную карьеру и начал работать специалистом в управлении спорта и туризма Гомельского облисполкома.
– То есть когда Роман Петрушенко и Вадим Махнёв стояли на пьедестале с бронзой на Олимпиаде в Афинах…
– Я выступал на чемпионате Беларуси. Смотрел выступление ребят по телевизору. Конечно, эмоционально было непросто, ведь я мог быть там, с ними. Но этот вопрос для меня уже закрыт. Это прошлое.
– Как спортивная закалка помогает в работе руководителя?
– Мой склад характера сформирован с учётом профессиональной спортивной карьеры. Не понаслышке знаю, что успех приходит не по щелчку пальцев, а только в результате тяжёлого труда. Как часто вспоминаю годы в профспорте? Постоянно. В зависимости от жизненных обстоятельств в памяти всплывают моменты преодоления каких-то трудностей или эйфория победы. Периодически провожу параллели с происходящим сейчас.
К примеру, я категорически против вмешательства родителей в учебно-тренировочный процесс. Как на месте проведения тренировок, так и в понимании тактики проведения соревнований. Планирую собирать тренерские советы и встречи с родителями на эту тему.
Очень плохо, когда родители видят в своём ребёнке самого лучшего хоккеиста, который должен играть в НХЛ. На этом этапе это можно назвать физической культурой. Когда ребёнок повзрослеет и поймёт, чего он хочет от хоккея, тогда сам поставит себе цель и будет стремиться к ней.
Я впервые пришёл в греблю в 1989 году. Мне было восемь лет. Но понял, чего хочу от этого вида спорта, только в 15-летнем возрасте. Вот тогда стал усердно заниматься и более ответственно относиться к делу.
Если вид спорта на подъёме и есть финансовые средства, создаются более благоприятные условия для подготовки спортсмена. Но почему-то практика показывает, что при работе в хороших условиях не всегда достигаешь поставленной цели.
В 90-е годы мы проходили предсезонную подготовку в городе Белозёрск Брестской области. Работать приходилось в зимние месяцы. Иногда температура опускалась до 30 градусов мороза. Когда в такую погоду 2,5-3 часа тренируешься на воде – поверьте, это не самые приятные ощущения.
Тогда не было спортивных классов. В 5.30-6.00 мы уже начинали первую тренировку. К 8 утра в школу. После занятий – снова в байдарку. Система. При этом немногие получали результат, соразмерный вложенному здоровью. На пьедестал выходят единицы.
– Давно садились в байдарку?
– 31 августа 2019 года. Проводили в Жлобине линейку, посвящённую началу нового учебного года.
– Руки-то помнят?
– Руки помнят, голова помнит, но тело, к сожалению, немного забыло. Надо заниматься собой, чтобы не потерять те навыки.
– С ребятами из своей победной четвёрки общаетесь?
– При встречах, конечно, общаемся, но созваниваемся крайне редко. Вадим Махнёв работает тренером сборной. Последний раз виделся с ним на Европейских играх в Минске. Встретились на гребном канале в Заславле. Лёша Абалмасов тоже закончил профессиональную карьеру, тренирует в РЦОП. Роман Петрушенко ещё выступает. Дай бог ему здоровья.
– Вы известны как спортсмен, тренер, руководитель, депутат. А чем Алексей Скурковский занимается в свободное время?
– А его не так уж много. Но пришло понимание, что пора уделять себе больше времени в части физической культуры. С возрастом мы не молодеем, активности становится всё меньше. С удовольствием могу поиграть в настольный теннис, бадминтон, сходить в тренажёрный зал, зимой – походить на лыжах. Посещаю спортивные мероприятия. Радуюсь, когда находится время на общение с друзьями и когда могу побыть в кругу семьи.