Среди увлечений этих парней компьютер и другие гаджеты отнюдь не на первом месте. А их руки, привычные к работе, которую когда-то выполняли прадеды, создают иногда настоящие произведения искусства. Гомельская СШ № 61 – единственная в области, где детей учат мастерству плетения из лозы. «Республика» посмотрела, как это происходит и что из этого получается.
В творческом коллективе «Вербушка» занимаются около двух десятков школьников. В основном – мальчишки. Руководит ими учитель труда Сергей Гергенсон. Плетением из лозы он увлекся более двадцати лет назад, после знакомства с народным умельцем. Освоив мастерство, стал увлекать им парней. Сегодня среди них – призеры многих предметных олимпиад.
Кому-то занятие может показаться монотонным и скучным. Но это не так. Всё начинается на природе – с заготовки лозы. По сути, это турпоход – с долгой пешей ходьбой и кострами. На побережьях рек и озер ребята заготавливают 7-8 видов пригодной для плетения лозы. Она растет небольшими кустами высотой до двух метров. Предпочтение отдается веткам, которым не более двух лет. Такая лоза прямая и хорошо гнётся. Вообще же её качество зависит от многих факторов. Например, от того, насколько горячим или дождливым было лето.
Собранную лозу летом везут на тележках, зимой – на санях. Затем она попадает на фабрику художественных изделий или в колледж народных промыслов, где её вываривают в специальных чанах. Интересно, что благодаря дубильным веществам зелёная лоза слегка краснеет. А красная – приобретает жёлтый оттенок. Никакой дополнительной окраски и покрытия готовые изделия не требуют.
Затем с помощью двух деревянных палочек, которые называются щемилки, снимают кору. Нож для этого не подходит, поскольку может повредить поверхность. Перед использованием лозу замачивают, а потом заворачивают в одеяло, чтобы она как можно дольше оставалась влажной. После этого можно начинать работу.
Ассортимент изделий безграничен – всё, на что хватит фантазии и терпения. От простых оберегов и настенных панно до наборов мебели, которая очень гармонично выглядит на летних верандах дач. Но классика жанра – корзинки всех форм и размеров.
В деревнях их когда-то плели в каждом дворе. Как и лапти – главную обувь крестьян. Интересно, что на территориях современных Беларуси, России и Украины техника плетения имела свои отличия. Иногда – в деталях, заметных только мастерам. Как, например, способы соединения прутиков, которые связывают лозовыми ленточками. Их нарезают на специальном станке, который называется шоф. Как это делается, показывает один из юных мастеров – Герман Стефаненко. Школу он закончил пару лет назад. Но по-прежнему приходит сюда, чтобы заниматься любимым делом.
– Надо понять технику плетения и потом поддерживать форму, как на тренировках, – рассказывает парень, не отрываясь от работы. – Сначала с непривычки болят пальцы. Потом привыкают.
Первый сложный проект Германа – лошадь-качалка, которую охотно использует по назначению его сестренка Стелла. Работа шла почти два месяца. Ещё сложнее было сделать столик со стеклянной столешницей и светодиодной подсветкой. С этим помог учитель физики. Сегодня парень мечтает сплести полностью кухонный набор, а также – научиться резьбе по дереву.
– А вообще, когда я плету, настолько отдыхаю душой – сложно передать, – признается Герман. – Час работы – и ты как новый человек. И по другим парням я тоже вижу. Они не только учатся работать руками, но и начинают интересоваться историей народных промыслов, изучать обычаи и традиции предков. По-моему, это здорово.