В конце этой недели состоится важное событие для белорусских автогонщиков и комьюнити дрифт-болельщиков. 17 июля в Логойске пройдёт второй этап Betera Чемпионата Беларуси по дрифтингу, его финал состоится поздно вечером. Участвуют в дрифте обычно два типа гонщиков: купившие уже готовые болиды для заездов и оборудовавшие их с нуля самостоятельно. Чтобы рассказать об опыте последних, журналист av.by cъездил в Гомель к мастеровитому автовладельцу, который подготовил BMW E36 для участия в соревнованиях.
«Сейчас ничего критичного не ломается»
Для встречи с хозяином BMW цвета лазури приезжаем в один из спальных районов Гомеля, расположенный недалеко от устья реки Сож. Здесь живёт Руслан Маслак. В рабочее время он программист в «Яндексе», а в неформальное — участник дрифт-заездов.
— Мне 29 лет, а права получил шесть лет назад. До этого момента автомобили меня никаким образом не касались и не интересовали. Я тогда занимался рок-музыкой. Когда сел за баранку, стал узнавать про дрифт, что это такое и для чего. Много читал про японские машины. Сразу купил себе ВАЗ 2103 и пытался на нём учиться маневрировать. Единственной «дрифтовой» опцией на «Жигулях» был заваренный дифференциал, и мне этого вполне хватало. Но серьёзно я занялся дрифтом три года назад, когда купил нынешнее авто.
Речь, конечно, про купе BMW в «36-м» кузове 1992 года выпуска.
— Под капотом 2,8-литровый двигатель, но не заводской. Изначально это была рядная «шестёрка» на 2,5 литра, но путём увеличения хода поршня получили 2,8 л. Машина внешне находилась в идеальном состоянии, а взял я её в Могилёве за небольшие деньги. Бывший владелец — простой парень. Есть люди, которые сидят в гараже и собирают автомобили, чтобы в итоге пару раз на них проехаться. Это как раз такой случай.
После приобретения иномарки для Руслана начался долгий процесс модернизации.
— Во-первых, для дрифта был заварен дифференциал. Из обязательного установлен гидроручник и комплект выворота: рычаги, сошки, жёсткие стойки (чтобы машина хорошо управлялась и не кренилась). Гоночный руль мне подарили, а одно сиденье-ковш купил, потому что просили за него недорого.
Но это не окончательный список доработок, которые ждёт автомобиль.
— Планирую убрать развал-схождение сзади, потому что на дрифте он должен быть нулевой. Ну а здесь стоят заводские рычаги. При занижении колёса просто заваливаются — это плохо, надо устранять проблему. После сезона кузов полностью перекрашу — мой BMW будет иметь великолепный внешний вид!
Удивительно в истории Руслана то, что технические изменения в машину он вносил, не имея до этого автослесарного опыта.
— Когда я только купил авто, в двигателе было низкое давление масла. Пришлось извлекать шатунные вкладыши и коленвал. Я отдал детали знакомому слесарю, заплатил, а в итоге давление масла с 0,4 упало до нуля! Поскольку деньги были потрачены, а ездить хотелось, решил дальше разбираться сам. Посмотрел тематические видео на YouTube и взялся за разборку мотора, — рассказывает Руслан. — Всю зиму сидел в гараже в −15 градусов и ремонтировал двигатель. Оказалось, что слесарь поставил вкладыши стандартного размера на расточенный коленвал. В итоге подобрал вкладыши нужного номинала и пересобрал мотор заново. Теперь с ним проблем нет вот уже два года.
— Будь у меня нужный опыт, сейчас после покупки такой машины все доработки стоили бы мне меньше тысячи долларов. А так «дрифт-корч» со всеми изменениями обошёлся в 6—6,5 тысячи долларов. Сколько я ещё планирую в неё вложить? Это, наверное, знак бесконечности.
На текущий момент Руслан очень доволен всеми изменениями в BMW E36.
— Буквально за две недели до первого этапа чемпионата в Слуцке я привёл купе в надлежащее состояние. Машина стала конкурентоспособной. Из минусов, пожалуй, выделю только коррозию кузова — это извечная проблема всех возрастных моделей. Данному экземпляру уже практически тридцать лет!
По словам Руслана, его BMW редко ломается, поэтому денег на незапланированный ремонт уходит немного.
— В месяц трачу примерно 500 рублей на расходники, всякие мелочи. Стараюсь обслуживать машину так, чтобы всё исправно работало. Концепция следующая: я должен без проблем проехать на ней тысячу километров на любой скорости, не боясь, что что-то выйдет из строя. Вот в Минск недавно приезжал. Да, расход у авто большой: в городе — 20 литров, на трассе — 13 в среднем получается. Но это поправимо: либо расходомер сбоит, либо другой какой-то датчик.
Ремонтирую машину в собственном гараже. Делаю всё, кроме сварочных работ и покраски. Масло запросто сам поменять могу.
— Единственное, сейчас очень дорогие расходники. Поэтому если раньше я покупал ГСМ подороже, то теперь заливаю масло «Газпромнефть». С запчастями пока особых проблем нет. Все детали, что ломаются, есть в наличии в интернет-магазинах или на разборках. Вот скоро предстоит ремонт выхлопной трубы за 150 рублей. Хочу полностью закрыть этот вопрос, дабы не обходиться временными решениями.
Изначально наш собеседник посещал дрифт-заезды, чтобы просто посмотреть, понюхать дым от сожжённых покрышек.
— В 2019—2020 годах бывал на дрифте как зритель, а в этом году решил, что нечего сидеть в кустах — пора действовать! После участия в двух этапах понял, где допускал основные ошибки. Пока я не достиг особых успехов, но удовольствие получил на месяцы вперёд. И это подстёгивает заниматься авто дальше.
— Мне люди часто говорят: красивая машина, зачем ты её убиваешь в дрифте? А я отвечаю: «Нет, ребята, это гладиатор. Он должен сражаться и побеждать!»
Развивается культура дрифта и в самом Гомеле.
— У нас есть команда гонщиков — Gomel Drift Team. Тренируемся на площадке с песком, которая находится на выезде из города. Здесь может семь-восемь машин одновременно ездить, не мешая друг другу. Не то чтобы место легальное, но оно закрытое, мы там спокойно катаемся, нас не трогает ГАИ. Я за то, чтобы ездить законно и по всем правилам. Местные ребята тоже там собираются — понаблюдать за тренировками. Интерес к дрифту у нас в городе идёт в гору.
Прощаясь, Руслан признаётся, что расставаться с BMW ни в коем случае не станет.
— Много личных историй связано с машиной. Этот BMW не продам никому и ни за какие деньги.