Уже не рыцарь, но еще не джедай: как стать фехтовальщиком и не проколоть соперника насквозь

Уже не рыцарь, но еще не джедай: как стать фехтовальщиком и не проколоть соперника насквозь

17.05.2020 в 14:10
Виктория Кашпур, "Правда Гомель", фото и видео Алексея Герасименко

Не раз проходила мимо баннера возле Центрального рынка Гомеля, на котором висела реклама «Фехтование – спорт нового поколения. Присоединяйся». Признаюсь, редко поддаюсь на уловки маркетологов, но в этот раз желание попробовать себя в чем-то новом пересилило. Захотелось узнать, что это за спорт и может ли им заниматься человек, которому через пару лет стукнет 30. 

Корреспондент «ГП» учится правильной стойке

Возьмите на тренировочку

В Гомеле малыши и подростки занимаются фехтованием в бесплатной секции, более взрослые – в частном клубе. Но в период пандемии коронавируса записаться в спортивные секции проблематично: чтобы обезопасить окружающих, многие тренеры просят людей поберечь здоровье и лишний раз не посещать места массового скопления людей. Так что ничего не оставалось, кроме как напроситься на тренировку к профессиональным спортсменам.

Мне повезло: как раз несколько недель назад из США приехали гомельчанки – сестры-близнецы Яна и Анна Андреенко. Девушки – очень перспективные фехтовальщицы и уже не единожды поднимались на пьедесталы почета на международных соревнованиях. Сейчас они учатся в колледже искусств и дизайна Саванны (Атланта) по специальности «Реклама – арт-директор». Там же они тренируются под руководством минчанина Дмитрия Романькова. 

В Гомеле их тренер по рапире – мастер спорта СССР Петр Аулов. Он, так сказать, взрастил фехтовальщиц и с тяжелым сердцем отпустил в Америку. Признался, что для девушек это хорошая возможность получить образование за границей. Что касается спорта, то они продолжают выступать под белорусским флагом и представлять нашу страну на соревнованиях. Конечно, выступают и за учебное заведение в Америке. 

Чтобы костюмчик сидел

Как правило, во время тренировок спортсмены отрабатывают движения не в полном обмундировании. Имеется в виду белый костюм, в котором выступают на соревнованиях. Во-первых, чтобы не пачкался. Во-вторых, чтобы не износился. В основном, используют защитные маски и перчатки. Но если доходит дело до дружеского «поединка», тогда нужно приодеть куртку и защиту. 

Мне в качестве исключения позволили примерить полную экипировку. В этом помогла тренер-преподаватель 2-й категории Любовь Левина. Она подобрала гетры, брюки (бриджи), протектор для груди, набочник, куртку, перчатку, маску и электропроводящую рапирную куртку (которая фиксирует укол рапиры противника – прим. автора). Кстати, ходить в этом обмундировании совсем не трудно, но надо помнить о шнурах, которые подключаются к рапире и электрокуртке, чтобы их не порвать.

Пока я переодевалась, Любовь рассказала несколько занимательных фактов о фехтовании. Примечательно, что интерес к этому виду спорта одинаково проявляют как девочки, так и мальчики. А вот занимаются лучше спортсмены постарше: они более сосредоточены, чем малыши, и старательнее отрабатывают движения. 

Оказывается, что основа материала, из которого изготавливают куртки и бриджи для фехтования, – кевлар, из него также делают и бронежилеты. Так что переживать о том, что соперник проткнет тебя рапирой, не стоит. В крайнем случае поцарапает костюм, а при сильном уколе может оставить синяк. А вот сами рапиры не такие прочные, как кажутся. В среднем, тренировочные «живут» несколько недель. А вот более профессиональные (марагеновские) при активных тренировках продержатся два-три месяца. Но чаще их используют во время соревнований. 

Ногу согнула, руку расслабила, а что дальше – забыла

После краткого экскурса в теоретические основы фехтования меня поставили на дорожку (длиной 14 метров и шириной 1,5–2 метра), а Петр Аулов показал основные шаги. Если вы правша, правая нога должна стоять в направлении соперника, а левая повернута вбок (получается, что стопы находятся под прямым углом одна к другой). Ноги согнуты так, что правое колено расположено над носком правой стопы, а левое – над носком левой. Тяжесть тела распределена на обе ноги. Полусогнутая рука с оружием вынесена вперед. Локоть находится против правого бока и отведен от него на длину кисти. Кисть вооруженной руки – на уровне середины бицепса и повернута ладонью вверх-влево. Предплечье и клинок в одной прямой линии, устремленной вперед на уровень груди противника. С левой рукой проще – она должна быть свободна, полусогнута, кисть расслаблена и свисает в сторону.

Признаюсь, с непривычки стоять в такой позе неудобно, хочется интуитивно приподняться и просто скакать на прямых ногах. Рапира не тяжелая – всего 500 граммов. А вот маска оказалась для меня самым неудобным атрибутом экипировки. В ней практически ничего не было слышно, и первое время казалось, что перед лицом маячит какая-то штора. Но благо глаза быстро привыкли к черной сетке, и она практически не мешала в бою. 

Поскольку проходила курс ускоренного обучения фехтованию, то мне показали лишь самые простые, но основные элементы. Наиболее сложным среди них показался выпад – это когда при атаке выпрямляешь руку и опускаешься на полушпагат, при этом ведущая нога сгибается под прямым углом, а свободная рука выпрямляется назад. Первые пару раз выполнить элемент не составило особого труда, но вот в бою я его применяла нечасто – боялась оступиться и вылететь с дорожки. Кстати, такие интенсивные упражнения дали о себе знать на следующее утро – заболели мышцы правой ноги. 

Моими соперницами и по совместительству судьями выступили Яна и Анна Андреенко. Сразу предупредили, что сделают для меня поблажки как для новичка. 

– Обычно бои продолжаются до пяти очков, в финале – три раунда по три минуты до 15 очков. Все уколы фиксируются электронной системой, так что вы услышите звуковой сигнал и увидите, как на табло загорится специальная лампа, – объяснили спортсменки. 

Момент, когда меня укололи рапирой, я не запомнила – все произошло слишком быстро. Да и боль не почувствовала – будто бы не сильно ткнули пальцем. Но вот свои ощущения от укола другого человека долго не забуду: казалось, будто проткнула соперницу насквозь. Хотя, конечно же, такого не могло случиться. Еще переживала, что вот-вот сломаю рапиру или порву шнур, который был подключен к электрокуртке. Но как только прошел первый испуг, наступил долгожданный момент эйфории. Тут я уже вовлеклась в процесс так, что забывала, как правильно стоять, держать рапиру и прочее. Кем я только себя ни представляла: и мушкетером, и рыцарем, и джедаем, и даже на секунду стала ребенком, который бегает по улице с веткой в руках. 

К сожалению, мои «дружеские» бои не продлились долго – всего полчаса. Один матч мне позволили выиграть, второй я с треском проиграла. Но все-таки удалось напоследок сделать выпад и заработать очко в счет будущего боя. 

Слово тренерам корреспондента – сестрам-близнецам Яне и Анне Андреенко: 

Яна и Аня Андреенко в фехтовании с девяти лет

– Мы занимаемся с девяти лет (сейчас нам уже по 20). В один прекрасный день в третьем классе во время перемены пришел Петр Иванович, который на тот момент работал учителем физкультуры, и предложил записаться в секцию фехтования. А мы даже не знали, что это за спорт. Неделю не могли его название выучить. На первой тренировке были подвижные игры, так что просто веселились. Но когда показали рапиру, маску, то у нас просто загорелись глаза – это было что-то совершенно новое и интересное. Так что решили остаться. 
С каждым годом тренировок становилось больше, перешли в спортивный класс в другую школу, потом в училище олимпийского резерва. Стали часто ездить на соревнования. Особенно запомнились два: самый первый детский турнир в Польше (в нем был один из самых больших залов для фехтования, который видели, – 25 дорожек) и состязание на Украине (первая медаль).

Если сравнивать с другими видами спорта, то в фехтование приходит не так много ребят. Причина тому – неосведомленность. Дети просто не знают, что это такое. Так что большую работу надо проводить именно с родителями. Вовлекать, рассказывать, открывать секции в школах, которые будут на слуху, как, скажем, плавание. 

Этот вид спорта как никакой другой воспитывает в человеке выносливость, координацию, упорство, сообразительность, стрессоустойчивость, учит предугадывать движения противника, дисциплинирует. Примечательно, что для него не важно, какого ты возраста, комплекции, профессии, – заниматься может каждый. Было бы, как говорится, желание, а положительные впечатления гарантированы. 

Метки:

Обсуждение