Люди научились делать крутые татуировки намного раньше, чем рисовать шедевры вроде Моны Лизы. Учёные называют смелую дату – 30 тысяч лет назад. В Картинной галерее Г.Ващенко открылась выставка, которая объясняет: тату – древнее искусство, а не дурь у молодёжи в голове. Корреспонденты «Белки» оценили необычную экспозицию вместе с тату-мастером Романом Царёвым и узнали его впечатления.
Роману принадлежит известная студия пирсинга и татуировки «Сфера», которая работает в Гомеле больше десяти лет. Своё первое тату он сделал ещё в школе:
– Причём сразу и себе, и другу. Получилось неплохо. Я занимался в художественной школе. Но рисование считалось не мужским занятием, поэтому ушёл на борьбу. Это было вполне по-мужски. И вот, призвание всё равно меня нашло.
Возле стенда со старыми инструментами тату-мастеров Роман задерживается и даже берёт один из них в руки.
– Ностальгия накатила. Когда-то я сам такой машинкой начинал работать. На столе их должно было лежать три-пять, каждая для конкретной манипуляции – окраски, контура, теней. Процесс сбора инструмента тоже занимал много времени. В неё входили блок питания, педаль, провода. Сейчас машинка одна, меняются только картриджи. И она беспроводная, работает на аккумуляторах.
– Прямо как у зубного врача.
– Что-то в этой аналогии действительно есть (смеётся).
– В первом зале сразу притягивает взгляд цветная графика в японском стиле. Это эскизы тату?
– Точно. Цветное тату пришло к нам как раз из Японии, после Второй мировой войны. Хотя, то, что делали европейцы и американцы в 50-х годах, мало напоминало настоящее японское тату. Это были цветные картинки с чёткими контурами. Позже такое направление стало называться олдскул. На выставке, кстати, он тоже представлен. И сегодня есть любители олдскула, которые приходят к нам в салон с просьбой сделать именно так.
Современный стиль ориентал тоже развился из японской традиции. Но это уже более проработанные, профессиональные цветные тату с изображением драконов, восточных орнаментов и так далее.
– Если уж мы говорим об искусстве в тату, то давайте в самом прямом смысле: Мону Лизу или чёрный квадрат Малевича набивать не приходилось?
– Чтобы прямо классику мирового искусства – такого не припомню. Но необычные просьбы бывают. Однажды у нас в салоне делал татуировку иностранец, который путешествовал по миру и в каждой стране на память набивал тату. На тот момент у него уже практически не было свободного места на теле, но мы нашли, куда втиснуть белорусский орнамент. Не волнуйтесь, место было вполне приличное.
– А что набивают себе гомельчане?
– В лидерах нет конкретной тематики. Часто просят сделать семейные фото, хотя, казалось бы… Набивают жену, детей. Даже бабушек и дедушек, представьте себе. Ещё – домашних питомцев. И котиков делаем, и собачек.
– Как думаете, какой смысл вложен в эти литографии? Такое тоже можно набить?
– Вряд ли. Такое тату издалека будет смотреться чёрным пятном. Скорее, это вариации на мифологические сюжеты. И то, как раньше в народных верованиях могли использоваться татуировки. Видно, что персонажи на литографиях ими покрыты. Ведь тату может иметь ещё и сакральный смысл. Даже больше – когда-то давно для наших предков он был первичным. Изображения на теле имели какое-то значение. Могли указывать на социальный статус человека.
Сейчас мы привыкли считать тату просто украшательством. Хотя люди до сих пор набивают сюжеты, связанные с их работой. Чем не указание на тот самый статус. Лично мне приходилось делать тату и на религиозную тему – в центре большой композиции был Иисус с распятием. То есть определённые ниточки смысла из древности тянутся и до наших дней.
В следующем выставочном зале можно увидеть работы борисовского мастера тату Алексея Мирановича. Над каждой он работал по семь часов.
– Мне тоже приходилось долго трудиться над татуировками. Нравится делать что-то в стиле биомеханики, где может быть много деталей, а их нужно кропотливо прорабатывать. Кстати, я люблю работать с татуировкой по эскизу, который сам придумал и нарисовал. Получаю больше удовольствия, чем набивать картинку из интернета.
Идем дальше. Перед нами образцы современного направления – сюжеты и герои из аниме-культуры.
– Смотрится по-детски. Неужели в 30-40 лет человеку будет комфортно с таким тату?
– Все мы разные. Кому-то будет вполне себе неплохо. Кто-то подрастёт и перекроет эту другой татуировкой. Скажу по секрету, я и сам себе так делал.
На выставке «Тату в искусстве» представлены работы 40 известных белорусских мастеров. Это эскизы, фотографии, графика, живопись, арт-объекты, связанные с миром татуировки, а также оборудование тату-индустрии.
На открытии выставки работники студии Романа Царёва провели мастер-класс. Посетители могли наблюдать за процессом.