О планах на ближайшее будущее и 10-летнюю перспективу рассказали в ОАО “МТЗ” на выставке техники, которая прошла в пятницу, 29 мая, в 74-й день рождения Минского тракторного завода.

Сегодня ОАО “МТЗ” вполне оправдывает звание одного из флагманов белорусской промышленности. Несмотря на все экономические сложности, сокращение спроса и усиление конкуренции, проявившиеся в последние годы, предприятие работает устойчиво и прибыльно.

Выпуск тракторов на предприятиях холдинга “МТЗ-Холдинг” в 2018 году составил 40,8 тыс. единиц, в 2019 году – 39,5 тыс. единиц (напомним, что кроме Минска трактора под брендом BELARUS выпускаются также в Бобруйске и Сморгони). Чистая прибыль по итогам 2019 года составила 110 млн 73 тыс. рублей (по ОАО “МТЗ” – 100 млн 324 тыс. руб.). Экспорт продукции – 593 млн долларов (по ОАО “МТЗ” – 540 млн долларов). При этом поставки в РФ принесли 50% (по ОАО “МТЗ” – 51%) экспортной выручки, в страны СНГ – 35% (35%), в страны дальнего зарубежья – 15% (14%). Среднесписочная численность по холдингу в 2019 году составила 22.754 человека (по ОАО “МТЗ” –  15.695 человек). Среднемесячная заработная плата – 1204 рубля (по ОАО “МТЗ” – 1327 руб.).

К 2030 году планируется довести выпуск техники на предприятиях холдинга “МТЗ-Холдинг” до 60 тыс. единиц, то есть увеличить в 1,5 раза. Экспорт продукции нарастить до 1 млрд 347 млн долларов (по ОАО “МТЗ” – до 1 млрд 86 млн). При этом доля стран дальнего зарубежья в структуре экспорта должна увеличиться до 37%, а доля РФ сократиться до 33%. Среднесписочная численность работников холдинга к 2030 году сократится до 15.113 человек (по ОАО “МТЗ” – до 10.000), а среднемесячная заработная плата вырастет до 3668 рублей (по ОАО “МТЗ” – до 4186 руб).

Чтобы добиться поставленных целей по увеличению объема выпуска и продаж тракторов, по росту прибыли и экспорта, в ОАО “МТЗ” уже начата масштабная работа по техническому перевооружению производства и обновлению модельного ряда техники. Обновленные модели холдинг начинает выпускать уже в нынешнем году, а в среднесрочной перспективе планирует полностью перейти на выпуск новой линейки тракторов. Многие образцы модернизированной и перспективной техники были продемонстрированы на выставке 29 мая.

Главная и самая яркая новинка – это BELARUS-742.7, который станет базовой моделью при создании нового семейства тракторов мощностью от 50 до 75 л.с. Его дебют на выставке AGRITECHNICA-2019 в Ганновере (Германия) стал настоящей сенсацией.

BELARUS-742.7 проектировался с учетом самых передовых тенденций мирового тракторостроения и изначально ориентировался на высокие запросы европейского рынка. Машина отличается ярким дизайном и повышенной комфортностью, обладает увеличенной удельной мощностью и высокой маневренностью. BELARUS-742.7 должен заменить в производстве легендарный МТЗ-80/82, но по габаритам он намного компактнее “ветерана”, что, несомненно, является плюсом.

Что весьма важно, BELARUS-742.7 соответствует последним экологическим требованиям Евросоюза. Трактор оснащен 75-сильным дизелем Caterpillar C2.2, который обеспечивает выполнение экологических требований Stage V без применения AdBlue, что позволяет значительно снизить стоимость эксплуатации трактора.

Базовый вариант трансмиссии – синхронизированная 12х12 с синхрореверсом. По заказу доступны варианты 24х24 и 24х12, причем как синхронизированные, так и с Power Reverse или Power Hi-Low. Скорость движения вперед/назад – 1,2-39,9/1-34 км/ч.

Гидронавесная система – раздельно-агрегатная с гидроподъемником. Предусмотрено смешанное и высотное регулирование положения сельскохозяйственных орудий. Грузоподъемность задней навески составляет 2600 кг. Задний ВОМ работает в режимах 540/540Е (540/1000 – по заказу). Экономичный режим 540Е обеспечивает оптимальную работу с фрезой.

Переднее навесное устройство имеет грузоподъемность 1000 кг. Вместе с передним ВОМ (1000 об/мин) позволяет выполнять по две и более технологических операций за один проход.

В кабине трактора установлен кондиционер, зеркала с электрорегулировкой и подогревом. Управление гидросистемой, валами отбора мощности, подключением переднего моста электронное, что делает эксплуатацию техники комфортной и более эффективной.

Габариты трактор BELARUS-742.7 имеет следующие: длина – 3320 мм по шинам (4020 мм с балластом); ширина – 1840 мм; высота – 2520 мм. Эксплуатационная масса – 2400-2700 кг. Размерность шин: передних – 13,6-20 (11,2-20 по заказу); задних – 16,9 R30 (14,9 R30 по заказу). Емкость топливного бака – 90 л.

Производство трактора нового поколения начнется в нынешнем году на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов (БЗТДиА), который входит в состав холдинга “МТЗ-Холдинг”.

Когда в новой линейке появится трактор тягового класса 1,4 для полноценной замены МТЗ-80/82 – точно неизвестно. Пока же будет выпускаться вот такой (на фото вверху) модернизированный вариант BELARUS-82.1. Помимо капота нового дизайна, он получил мотор экологического класса 2, синхронизированную коробку передач (14х12), более производительный насос ГНС и немного прибавил в габаритах.

Впрочем, в этом же тяговом классе есть 923-я серия, в которой также появился трактор нового поколения – это BELARUS-923.7. Данная модификация получила новый дизайн и новый двигатель – рядный 4-цилиндровый дизель Caterpillar C3.6 с непосредственным впрыском и турбонаддувом, соответствующий экологическому стандарту Stage V. Его мощность – 95,2 л.с. Крутящий момент – 430 Н·м.

Сходный “европейский” дизайн и красно-белый окрас приобрела еще одна новая модель в классе 1,4 – BELARUS-952.6. Но мотор этого трактора – 95,2-сильный ММЗ Д245.5S4 – соответствует только уровню Stage IV.

А вот очень похожий на него внешне одноклассник BELARUS-1220.7 оснащен новым двигателем стандарта Stage V – на данной машине стоит уже упоминавшийся выше Caterpillar C3.6, однако с более высокими характеристиками: мощность – 122,4 л.с., крутящий момент – 500 Н·м.

Еще один “бестселлер” Минского тракторного завода BELARUS-1221 (тяговый класс 2,0) претерпел куда более серьезные внешние изменения. Модернизированный вариант BELARUS-1221M.4 получил новую панорамную кабину типа 2522-6700 и новый капот с линзовой оптикой. Под капотом, правда, остался тот же 136-сильный ММЗ Д-260.2S3A (Stage IIIa). Но под заказ возможна установка мотора и уровня Stage IV.

В новом дизайнерском ключе решено оформление передка и более мощного BELARUS-1523 (тяговый класс 3,0), который также комплектуется мотором уровня Stage IV – здесь стоит 158-сильный ММЗ Д-260.1S4. На заднем плане – BELARUS-1523.3 с двигателем Stage II и квадратными фарами.

МТЗ показал своё будущее на 10 лет вперёд - новые трактора, новые СП, вынос из Минска литейного производства

Флагманская модель BELARUS-4525 на выставке также предстала в новом облике: изменился дизайн передней части; трактор поставили на широкопрофильные шины, которые позволяют снизить давление на почву, повысить проходимость при повышенной влажности и увеличить тяговое усилие.

Дизель-электрический BELARUS-3023 внешне пока не изменился, но и его ждет фейслифтинг. Перед уникальным белорусским трактором с электромеханической трансмиссией (ЭМТ) открываются большие перспективы, поэтому в новой линейке ей обязательно найдется место.

Как рассказали представители ОАО “МТЗ”, у этого проекта сегодня есть два направления развития: российское и китайское.

В российском проекте принимают участие “Русэлпром” и “Роскосмос”. На 2020 год запланировано изготовление промышленной партии: 10 тракторов будет собрано в России и там же подвергнуто широкой эксплуатационной проверке. Рассматривается создание СП по производству тракторов с ЭМТ и развитие модельного ряда для рынка РФ.

Партнеры в китайском проекте – компания CRRC и CFHI (Китайская первая корпорация тяжелого машиностроения). Предусмотрено изготовление и параллельные испытания двух образцов в КНР и Беларуси с отработкой конструкции и систем управления КТЭО. По результатам испытаний будет приниматься решение о создании СП и модельной линейки для рынка КНР.

Кстати, о совместных предприятиях. “МТЗ-Холдинг” работает над созданием еще двух СП. Оба – с итальянской компанией Carraro. Первое – по производству передних ведущих мостов в ОАО “БЗТДиА”. Второе – по производству тракторных трансмиссий в ОАО “МТЗ”.

Что касается других перспективных проектов холдинга, то самые масштабные из них – создание нового кузнечно-штампового производства на площадях ОАО “Минский завод шестерен” и модернизация литейного производства ОАО “МТЗ” с выносом из Минска в 2026-2028 гг. всех основных литейных цехов (ЛЦ-1, ЛЦ-2, СЛЦ). Планируется создание современного комплекса по производству стального и чугунного литья мощностью 300 тыс. тонн в год под Столбцами. На освободившихся площадях в Минске будут построены производственные корпуса общей площадью 220 тыс. м2, в которых разместятся новые цеха кабин, сборки трансмиссий и тракторов.