Автолюбитель Сергей из Лепеля переоборудовал свой ГАЗ-24 — теперь «Волга» работает на дровах. Мужчина уже не первый раз экспериментирует с ДВС, функционирующими на таком виде топлива: ранее он сделал мотоцикл, который «питается» деревом. С изобретателем встретился автор YouTube-канала Oppozit moto Belarus, а разговор в текстовом виде представили журналисты «АвтоГродно».
Здесь и далее — скриншоты видео на YouTube-канале Oppozit moto Belarus, сделанные «АвтоГродно»
Как работает машина на дровах?
Сергей говорит, что его автомобиль разгоняется до 100 км/ч и расходует полтора мешка древесины на 100 км пути. Колёса приводит в движение стандартный волжский мотор объёмом 2,4 литра.
Классический двигатель внутреннего сгорания может «бегать» на метане и пропан-бутане. Но для сжигания в цилиндрах подходит и генераторный газ, который получают из древесины. Генераторный газ — это смесь газов, состоящая в основном из окиси углерода и водорода. Получить такое вещество можно, сжигая размещённую толстым слоем древесину в условиях ограниченного количества воздуха. На этом принципе работает и автомобильный газогенератор, который построил Сергей.
Кроме производства генераторного газа, установка охлаждает его, очищает и смешивает с воздухом. А значит, система включает в себя сам газогенератор, фильтры грубой и тонкой очистки, охладители, электровентилятор для ускорения процесса розжига и трубопроводы.
Газогенераторную установку Сергей разместил в багажнике «Волги», а мешки с дровами возит в салоне на заднем сиденье.
Дрова засыпаются в установку, горят и выделяют газ, который поступает в фильтр грубой очистки, затем в охладитель и в фильтр тонкой очистки, а далее в ДВС через тройник-смеситель. При этом для кратковременных переездов, чтобы не разжигать установку, можно переключаться на обычный бензин, поясняет автовладелец. А вот для дальней дороги подойдут дрова.
Запуск автомобиля
— Для запуска нам нужно создать тягу от газогенератора. Для этого использую вот такой вентилятор от надувного матраса. Его подключаю к воздуховодам возле двигателя, — рассказывает Сергей.
Изобретатель включает вентилятор в моторном отсеке, создаёт разрежение в трубопроводах, а сам идёт поджигать древесину:
Затем он переносит вентилятор назад, к газогенератору, и продолжает розжиг. Примерно через десять минут проверяет качество газа. Это смотрят уже в моторном отсеке.
— Если он будет стабильно гореть, можно заводить двигатель, — говорит Сергей и поджигает топливо горелкой.
Газ мужчина направляет в двигатель. Вентилятор уже можно снимать, а мотор — заводить. Далее добавляются дрова, после чего автолюбители отправляются в дорогу.
Тест-драйв «Волги» на дровах
— Довольно-таки неплохо идёт, — говорит блогер. — Порой много дыма, потому что эта «Волга» ездит на камазовском масле М-10Г2к.
Что касается тяги, то она не такая хорошая, как если бы в мотор поступал бензин, но тем не менее машину смогли разогнать до 100 км/ч. При этом необходимо плавное переключение передач.
— На «полицейских» не притормаживай, пускай дрова встряхнутся, — рекомендует Сергей.
Глушение мотора
Чтобы заглушить установку, достаточно специальной пробкой перекрыть воздух, поступающий в топку газогенератора. Тогда система глохнет.
После поездки её необходимо обслужить: нужно слить конденсат, который выделяется при горении древесины, и выпустить оставшиеся газы.
Автомобили на дровах использовали и раньше, их пик пришёлся на 1930—1940-е годы, отмечают журналисты. Такие машины оказались особенно актуальны в районах, удалённых от автозаправочных станций (например, в тайге).
Подобных разработок было достаточно много в СССР, где придумали более 300 видов газогенераторных установок, из которых в серию вошло до 10. Известно, что такие агрегаты изобретали в конструкторских бюро Volkswagen и Mercedes-Benz (выпускались Volkswagen Beetle и Mercedes-Benz 230 на дровах).
Сегодня же подобные установки создают в основном энтузиасты.