Купить автомобиль на вторичном рынке — это как сыграть в лотерею. Везение не исключено, но можно вместе с «бэушкой» обрести головную боль из-за непредвиденных расходов и потраченного на ремонты времени. Случаев таких много, и они уже особо никого не удивляют.
Однако в этой истории драмы будет побольше, чем в остальных. Ведь на приобретённом авто белорус даже не добрался до дома: машина сломалась, отъехав от Минска всего на 100 км…
Сейчас покупатель занимается ремонтом автомобиля, пытается отыскать продавца (тот бесследно исчез сразу после сделки). Av.by поделился историей читателя, а также спросил у юриста, что делать, чтобы избежать подобных инцидентов.
Александр живёт в Жлобине. Мужчина мечтал купить недорогой, но при этом вместительный минивэн. Нужную машину нашёл в Минске. Связался с владельцем, чтобы узнать о ней подробнее.
— Сергей Михайлович по телефону рассказал, дескать, это машина его дядьки, который живёт в Бресте. Ему она больше не нужна, вот и решил продать. Утверждал, что проблем по авто особо и нет. Всё ровно, — вспоминает Александр. — Впрочем, так и было указано в объявлении: автомобиль в хорошем состоянии, двигатель работает и заводится отлично, масло не ест…
Приехав рано утром в столицу, Александр направился на осмотр серебристого минивэна. С Сергеем Михайловичем встретился во дворе минской многоэтажки.
— Машина была на брестских «транзитах». Продавец ещё раз рассказал про своего дядьку, который якобы это авто продаёт. Заметно было, что он немного нервничал, — отмечает покупатель. — Я осмотрел автомобиль сам, на СТО решил не ехать. Гляжу — а на одометре 600 тысяч километров, хотя в объявлении было всего 300 тысяч! Спрашиваю: «А почему так?» Михайлович стал мне что-то объяснять про ремонт какой-то, мол, сбились настройки…
Кроме показаний на одометре, имелись и другие моменты, которые накладывали тень сомнения на автомобиль. Так, у старенького минивэна не было задней щётки и не работал как следует ручник.
— «Ладно, — думаю, — это мелочи». Главное ведь под капотом! Завёл двигатель. Вроде нормально работает дизелёк! Понятно, что в любой возрастной машине нужно что-то доделывать. В идеале вам никто ничего не продаст. Ну и не буду скрывать: цена «Ситроена» была привлекательной — 14 500 белорусских рублей. Это тоже меня зацепило… В общем, ударили по рукам!
Договор купли-продажи составили на месте покупки, во дворе.
— Продавец вызвонил какого-то парня, тот приехал и все документы оформил. Мы подписали ДКП и разъехались.
Увы, добраться до дома Александру на Citroen C8 своим ходом было не суждено. Пока машина ехала по Минску и скорость была небольшой, автомобиль вёл себя нормально. Приключения начались уже за МКАД.
— На выезде из столицы я заправился, уже на трассе прибавил газку. Держал около 100 км/ч. Отъехал от Минска чуть больше 80 километров и услышал сзади громкий хлопок. Из выхлопной повалил чёрный дым… А потом из-под капота ка-а-ак бабахнет! Я аж подскочил! Сразу же стал снижать скорость, становился на обочине, открыл капот и сразу понял: мотор накрылся!
Конечно, Александр тут же позвонил продавцу, но телефон уже не отвечал. А потом и вовсе покупателя, со слов Алексея, внесли в чёрный список абонентов.
— В общем, домой машина приехала на эвакуаторе. Я отправил сообщение продавцу с фотографиями «Ситроена». Предложил ему мирно решить вопрос. Вот только на сообщения он мои не ответил, — с горечью в голосе рассказывает житель райцентра.
Уже позже на СТО, куда отдал свой автомобиль Александр, мастера расскажут, что в этой машине присутствовало очень много скрытых дефектов…
— Днище вроде и нормальное с виду, но под ним всё было в пене!
Сейчас авто мужчины в мастерской. Он уже купил на разборке двигатель за 1 356 рублей. Приличную сумму потянет и работа по установке агрегата, а также владельца ждёт устранение и других нюансов.
— До продавца я так и не дозвонился… Видно, нарвался на хитрого перекупщика. Вот теперь не знаю, что делать.
Журналисты av.by также попытались связаться с прошлым хозяином иномарки. Увы, номер заблокирован. Также выяснилось, что по указанному телефону только на сайте автопортала проходило более десяти автомобилей! Так что след прожжённого перекупа тут действительно есть… В договоре купли-продажи в качестве продавца указан «АвтоСкайТорг». Найти контактный телефон данной организации не удалось. Возможно, представители компании после публикации материала свяжутся с редакцией и выскажут свою точку зрения.
«То, что автомобиль имел недостатки, придётся доказывать покупателю»
Но как быть покупателю? Просто смириться и тихонько восстанавливать автомобиль? Есть ли вероятность заставить продавца компенсировать все затраты или вернуть ему машину? На эти и другие вопросы отвечает юрист Иван Сергеевич Райкевич.
— Поскольку нет достоверной информации о том, что автомобиль был куплен у лица, занимающегося этим на постоянной основе (перекупа), закон «О защите прав потребителей» к сделке применить не получится. Чем это плохо? То, что автомобиль имел недостатки и о них покупателя никто не предупреждал, придётся доказывать самому покупателю, — объясняет специалист. — Но это не значит, что новый обладатель минивэна сомнительного качества останется ни с чем. Так, ст. 439 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает: продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Как установлено ст. 445 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- – соразмерного уменьшения покупной цены;
- – безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- – возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- – отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- – потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.
При этом продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
— Что нужно сделать покупателю в этой ситуации?
— В первую очередь, поскольку авто уже находится на СТО, взять документ, в котором будет указана причина выхода из строя автомобиля, а после завершения работ — стоимость устранения недостатков. Далее покупателю следует предъявить претензию в адрес продавца с конкретными требованиями (как я понимаю, это будет возмещение расходов по устранению недостатков товара). Претензию лучше всего направить ценным письмом с описью вложения и обратным уведомлением.
В случае если продавец не получит письмо или не отреагирует, откажется возмещать деньги, дальше уже только посредством искового заявления в суд покупатель сможет защитить свои имущественные права и вернуть деньги за ремонт автомобиля. Лучше всего предъявлять подобный иск и отстаивать свою позицию в суде вместе с адвокатом.