За последние годы в Беларуси значительно изменилось законодательство, регулирующее перевозку топлива физическими лицами. В Лету канули дополнительные меры по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива согласно Декрету № 9, а статья 12.30 КоАП РБ теперь рассказывает об ответственности за нецелевое использование средств от продажи жилых помещений. Познавательно, но не то. Так что же отвечать инспектору ГАИ, когда он остановит вас со 120 литрами солярки в багажнике помимо объёма бака? У нас есть ответ.
Раньше лимит был в 100 литров, а теперь?
Начнём с простого. Согласно пункту обновлённых ПДД за номером 187, перевозка опасных грузов и использованной для их перевозки неочищенной тары производится в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Эти самые правила, но уже от спасателей также претерпели изменения, в 2021 году. Волнующий всех автомобилистов ответ содержится в пункте номер 10 главы 3 раздела II.
Так, запрещается перевозка опасных грузов транспортными средствами физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением случаев перевозки, когда опасные грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого в нормальных условиях перевозки.
Когда такими грузами являются легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования (те самые канистры – прим.), наполненных физическим лицом или для физического лица, то общее количество не должно превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одну транспортную единицу. Опасные грузы в контейнерах средней грузоподъемности для массовых грузов, крупногабаритной таре или цистернах, не считаются упакованными для розничной продажи.
Таким образом, гипотетический персонаж из лида этого текста, перевозивший в багажнике 120 литров и встретивший сотрудника ГАИ ничего не нарушит, так как не превысил максимальный объём в 240 литров. Но лишь в случае, если на каждую из канистр приходится не более 60 литров.
Штрафы… и немного про окрашенное топливо
Побуждает белорусов к законопослушному поведению обновлённый КоАП. Он же Кодекс об административных правонарушениях, где подробно расписано как и за что именно кошелёк условного нарушителя станет легче.
Статья 18.25. Нарушение требований законодательства в области перевозки опасных грузов, веществ и предметов
1. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, предназначенным для перевозки опасных грузов, предусмотренных законодательством требований безопасности при перевозке опасных грузов – влечет наложение штрафа в размере от пяти десятых до пяти базовых величин (от 18,5 до 185 рублей при базовой в 37 руб.).
Есть соответствующая статья воздействия и на сторонников провокационной езды в личных авто, но на сельскохозяйственном топливе. Оно окрашено и дотируется государством. В связи с чем некоторые трактористы и прочие водители считают, что по праву принадлежит народу, то есть им. Хотя бы в качестве компенсации за тот уровень зарплаты, который они, считают, должны получать. Заблуждение развеивается ст. 13.23. “Незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь”:
3. Приобретение, хранение, использование или реализация физическими лицами окрашенного нефтяного жидкого топлива, поставляемого в установленном порядке в организации, выполняющие работы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин (от 370 до 1850 рублей при базовой в 37 руб.).
Примечание. Под окрашенным нефтяным жидким топливом в настоящей статье понимаются дизельное топливо и автомобильный бензин АИ-92, окрашенные организациями, осуществляющими оптовую продажу нефтепродуктов, соответственно в зеленый и оранжевый цвет с использованием предназначенных для этих целей красителей в соответствии с установленными требованиями технических нормативных правовых актов.
В чём возить?
Вы не ошибётесь, если будете перевозить купленное на заправке топливо в сертифицированной металлической таре. Такие канистры проводят ток и не допускают взрыва содержащейся в них жидкости из-за разряда статического электричества, которое собралось, например, на кузове авто во время движения.
Особо подкованные в законах водители могут привести аргумент, что существуют специальные пластиковые канистры, предназначенные для перевозки топлива и промаркированные надписью
“GAZOLINE” или по-русски “БЕНЗИН”. Но работники АЗС имеют право отказать в заправке, ссылаясь на внутренние документы, а не только на соответствующий ГОСТ, запрещающий отпуск нефтепродуктов в неспециализированную пластиковую и стеклянную тару.