Раньше мотивированными были дети, а теперь — родители. 7 правил от учительницы из Гомеля, которая 20 лет учит детей программировать

Раньше мотивированными были дети, а теперь — родители. 7 правил от учительницы из Гомеля, которая 20 лет учит детей программировать

10.07.2018 в 14:15

Светлана Борисовна Скакун уже больше 20 лет работает в гомельском Дворце творчества детей и молодёжи — учит детей программировать. У неё учились сотни ребят, о которых знают далеко за пределами Беларуси. Кто-то работает в ИT-корпорациях, а кто-то продвигает свои стартапы — например, Михаил Вага, разработчик зелёной зарядки.

— Родилась я в семье военных, сменила девять школ и мечтала быть астрономом. Но передумала и пошла в программисты. Поступила в Черновцах на прикладную математику. Если бы кто-то тогда сказал мне, что всю жизнь буду работать учителем, не поверила бы.  

Когда в 1996 году стояла на учёте в службе занятости в Гомеле, мне предложили место в тогдашнем Дворце пионеров. Я даже не знала, с чего начать. Помню, как заведующая тогда сказала: «А вы относитесь к ним, как к своим родным детям — и всё получится». Вроде банально, но работает. В отделе компьютерной техники и программирования, которым я руковожу, на сегодня 180 учеников, и всех их я люблю.

С тех пор меня не раз приглашали работать в Минск. Но кто Гомельщину будет поднимать?

— Как за 20 лет изменились дети и родители?

— 20 лет назад приходили ребята, которые хотели стать программистами. Это были очень мотивированные дети, они шли за знаниями. Дома у них ещё не было компьютеров, поэтому единственным вариантом было прийти в кружок и там осваивать что-то новое. Часто ребята приходили украдкой. Им родители запрещали ходить, думали, это пустая трата времени.

Потом наступил период, когда к нам перестали ходить — во многих семьях появились компьютеры. Родители считали, что этого достаточно.

Только лет через 5 пришло осознание, что дома дети в основном играют, а не развивают логическое мышление, не учатся строить алгоритмы и решать задачи. 

Сегодня мотивированными стали родители: они понимают, что детям нужна будет хорошая работа — например, айтишника.  Сейчас к нам снова ходят почти такие же дети, как и лет 20 назад. Но тогда начинали с 5-го класса, а теперь приводят и первоклашек.

— А подходы в обучении поменялись?

— В самом начале нас упрекали, что у нас такая же методика преподавания, как в школе: пишем конспекты, а потом решаем задачи.

Сейчас больше упор на коллективное обсуждение. На занятиях выстраиваем командную работу, как в ИT-компании. Чтобы дети не просто смотрели в монитор, а развивали коммуникативные навыки, умение слушать, работать сообща и формулировать алгоритм, а уже потом писать код.

Если раньше был один ученик на один компьютер, то сейчас и несколько человек могут сидеть за одним компьютером и вместе писать код конкретной задачи. Главное — способность анализировать данные, придумывать способ их представления, составлять алгоритм. А для этого требуется, прежде всего, определённое мышление, а не компьютер.

20 лет назад ещё не было чёткого понимания, чему лучше учить. Сейчас уже мои выпускники, которые работают в ИT-компаниях, дают самые ценные рекомендации. Они всегда откликаются на предложения провести мастер-классы, ведь когда-то точно так же сидели за компьютерами и задавали много вопросов. Инициатива внедрить в курс обучения JavaScript принадлежит как раз моему ученику Славе Коноплёву, который уже давно работает в EPAM.  

Также больше возможностей появилось для активного оффлайн сотрудничества с ПВТ, вузами, ИT-компаниями, дети ездят туда на экскурсии. Они уже знают, что айтишник — не только программист, но и тестировщик, менеджер проектов, бизнес-аналитик, архитектор-менеджер, скрам-мастер. 20 или 10 лет назад такого, конечно, не было.

Правила жизни и учёбы

1. Начинать учиться программированию лучше с 7 лет.

У нас дети постепенно изучают Microsoft Office, Paint, CorelDraw, Lego WeDo 2.0, Lego Mindstorm EV3, 3DMax, Scratch. Начиная с седьмого-восьмого класса – Turbo Pascal, HTML, таблицу стилей CSS, вершина – JavaScript.

2. Учиться стоит не для того, чтобы стать программистом, а чтобы уметь думать.

Без этого сейчас невозможно. Стремление учиться и самообразовываться должно быть таким же естественным, как и потребность есть, пить, спать. Гаджеты, которых с каждым годом становится больше, облегчают жизнь, но не избавляют от необходимости думать и принимать взвешенные решения.

3. Главная задача – помочь раскрыть талант ребёнка и вселить в него уверенность.

Нашим детям очень не хватает веры в собственные силы и способности. «А у меня ничего не получится, я расту без отца!» – говорит мне шестиклассник. Это проблема. Почему мальчик решил, что он сам не в состоянии добиться успеха? С этого и надо начинать. Дети должны быть уверены в том, что своими усилиями и трудом они могут решить любую задачу и справиться с проблемой.

Вот занимался у меня ребёнок, которому приходилось больше других работать, не всё получалось сразу. И мама его говорила, что он «слабый в учёбе», в школе успеваемость не блещет. Но уже через два года он занял первое место на конкурсе. Эта победа для него была настолько важна: он сам увидел прогресс! Если ребёнок хочет учиться, я сделаю всё, чтобы он был победителем. Детям и родителям не устаю напоминать, что сюда ходят только умные и способные, у них всё получится, и дипломы будут! Они много значат, особенно для мальчишек. Девочки и так знают, что они умные и красивые, а мальчикам нужно подтверждение. Вот девчонок у нас совсем мало, почему-то не стремятся они программировать и заниматься робототехникой. А зря.

4. Делать упор на развитие логического мышления и обучение построению алгоритмов.

Это фундамент, без которого не будет и надстройки.

Все языки программирования не охватить, но, если ребёнок разберётся в учебном языке программирования Turbo Pascal, ему будет просто освоить другие рабочие языки. К примеру, С#, на котором тот же Миша Вага писал один свой проект, будучи школьником.

5. Сразу применять теоретические знания на практике, пытаться создавать авторские проекты.

Когда мы изучаем новые темы, учащиеся сразу пишут программы на этом языке, самостоятельно учат новое, придумывают свои приложения (каждый стремиться написать именно свою игру), участвуют в школьных олимпиадах по программированию. В индивидуальном порядке занимаемся с детьми, которые готовятся к конкурсам.

В прошлом учебном году мой ученик Даниил Фёдоров выиграл конкурс «Таланты XXI века» Союзного государства, разработав на Java мобильное приложение «Андарак и Камiзэлька». Знаете, что такое андарак и камiзэлька? Спрашиваю, а многие отвечают – наверное, это мальчик и девочка (смеётся). Андарак – распространённая преимущественно в Беларуси юбка из шерстяной ткани, обычно в клетку, поперечную или продольную полоску. А камiзэлька – мужской жилет. Приложение как раз для изучения белорусского костюма с игровым разделом, чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете национальный строй.

Антон Костерев, будучи десятиклассником, в 2014–2015 учебном году со своим проектом «Мир комбайнов», который разрабатывал на Delphi, стал дипломантом республиканского конкурса «Патриот.by». Мы тогда столько узнали о комбайнах, их разновидностях, модификациях – это действительно целый мир!

Миша Вага, когда ходил в наш кружок, написал на C# приложение «Путешествие в мир английского языка», за которое был награждён премией Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов. К слову, это единственная электронная разработка гомельчан, которую разместили на сайте Национального образовательного портала.

6. Давать простор для творчества, как, к примеру, в британских школах.

Многие считают, что они могут сделать что-то хорошо только в том случае, если им скажут, как именно делать. Но так не должно быть. Например, если пятиклассников учат разбираться в CorelDRAW, пусть дети пробуют нарисовать что-то своё. Пусть это будет дерево не из учебника, а какое-нибудь фантастическое, зато авторское. Тогда у ребят формируется свобода самовыражения, они смелее генерируют идеи и их реализуют. Это в будущем имеет неоценимый эффект, такие дети способны двигать цивилизацию, изобретая принципиально новые продукты. Я это ещё отчётливее поняла после образовательной поездки в Англию этой весной.

Английские дети учатся познавать мир через эксперимент. Им не дают готовое решение, они к нему приходят самостоятельно. На STEM-выставке в Бирмингеме был мастер-класс: малыши взбивали молоко и получали масло, тем самым приходя к пониманию природы физических явлений. Или брали деревянные и железные кубики и погружали их в песок, воду, желе, чтобы увидеть, какой след оставляет предмет на той или иной поверхности. Им не диктовали теорию, они за всем наблюдали в ходе опытов. Это намного значимее. И этого нам не хватает. Потому что в программировании, в первую очередь, важно логическое мышление.

7. Перед занятием обратить внимание на настроение ребёнка, относиться к нему с вниманием и уважением.

Был случай, подходит мальчишка и говорит: «А у меня собака умерла». И тут уже не до программирования. Спрашиваешь, что случилось с ней, какая порода, посидишь немного рядом, подыщешь нужные слова. Или пришёл ребёнок с мокрыми ногами. Ну, как не поинтересоваться, что случилось? Ведь дети очень хорошо чувствуют отношение к себе. Важно, чтобы они доверяли и видели в тебе настоящего наставника, который не только даёт задачи и объясняет правила, но и может направить, подсказать, поддержать.

Это одно из правил жизни, не только обучения.

Метки:

Обсуждение