Наталья Мотуз владеет уникальными для женщины навыками – приёмами айкидо – боевого искусства, где гармонично сочетаются техника самообороны и философия духа. Её увлечение началось ещё в юности, более десяти лет она занимается активными практиками, достигнув значительных успехов, двигаясь к своей давней мечте – совершенству в айкидо.
Спортивная мечта подарила семью
Впрочем, любимое занятие возносит её не только к очередным ступеням физического и духовного развития. Айкидо помогло ей создать крепкую семью. Удивительно, но история отношений двух юных бойцов, влюблённых в айкидо, выписала такой пируэт, в который, как говорит Наталья, было трудно поверить.
– Ещё будучи школьницей, в телевизионном альманахе «Вокруг света» увидела фильм «Боевые искусства Шао-линь», и это настолько впечатлило и запало в душу, что к первой своей мечте – совершенству французского – я добавила вторую – чёрный пояс в восточном единоборстве. Во время учёбы в Минском государственном лингвистическом университете начала заниматься айкидо. Символично, что в 90-х годах на экраны страны вышел фильм со Стивеном Сигалом, где он громил врагов голыми руками, виртуозно применяя приёмы восточного единоборства. В секции, где я приступила к первым практикам, после премьеры киноленты с участием Сигала случился аншлаг: всем ребятам хотелось быть похожими на брутального актёра.
Так получилось, что через пару лет, вернувшись в Гомель, Наталья встретилась с одноклассником. Как оказалось, Вячеслав Мотуз тоже увлечён айкидо, тренируется у Игоря Чаплинского, талантливого молодого инструктора, который создал в Гомеле первый клуб этого единоборства.
– Не пойти туда я не могла. И уже уйти оттуда тоже. Общий интерес и занятия настолько сблизили нас с Вячеславом, что вскоре мы приняли решение пожениться. Удивительно, но, обучаясь в школе, мы не проявляли взаимного интереса. И если бы мне тогда кто-нибудь сказал, что этот парень станет моей судьбой, – я бы ни за что не поверила, – улыбается Наталья.
Высшая математика среди единоборств
Когда подросли дочери, времени для занятий айкидо в семье стало больше. С 2013 года Наталья Мотуз с супругом вернулись к регулярным занятиям у Чаплинского. Но год за годом наставник всё больше времени отдавал тренерской работе по грэпплингу и бразильскому джиу-джитсу с детьми и подростками.
– Вячеслав же стал регулярно подменять Игоря Викторовича в его отсутствие, а также полностью взял на себя обучение новичков. Со временем созрело решение пойти своим путём. Большинство ребят поддерживало нас в этом начинании. Вместе мы основали в Гомеле клуб боевых искусств «Кайтен» (в переводе с японского – «круговое движение, вращение», которое является базовым движением в айкидо), – рассказывает Наталья Мотуз. – И вот уже более трёх лет занятия в кругу единомышленников – неотъемлемая часть нашей жизни.
Чем же так привлекателен этот вид борьбы? В чём уникальность айкидо, которое некоторые опытные воины считают высшей математикой в боевых искусствах?
– Древнейшим это единоборство не назовёшь. Его основал японец Морихей Уэсиба в 1925 году. И сподвигло его на это собственное болезненное состояние. Желая быть сильным, ловким, он разработал свою методику борьбы, основанную не на атаке, а на обороне. Причём главным отличием от других единоборств является принцип использования силы противника против него самого. Погасить агрессию, перенаправить поток энергии на атакующего, удержать соперника болевым приёмом, дезориентировать в пространстве, овладеть ситуацией – вот главные правила, которые из физической и силовой плоскости неизменно перетекают в философскую и духовную. Ведь в переводе с японского айкидо – это «путь к гармонизации духа». И это – прекрасный бонус к физическому развитию, – говорит Наталья Мотуз.
Как подчёркивает собеседница, уникальность айкидо ещё и в том, что борьба подразумевает не только отсутствие насилия, что изначально привлекло её, но даже некоторую «заботу» о противнике.
– Думаю, что последнее – скорее дань современным реалиям и спортивным требованиям, – говорит Наталья. – Главный и неизменный принцип айкидо – защитить себя – сохранялся всегда. Философия айкидо не предполагает атакующих приёмов, только оборонительные. Поэтому травмы не характерны для этой борьбы. Болевые приёмы, способные остановить, – это, как правило, сворачивание кистевых, локтевых суставов. Опытный партнёр не допустит травмирования соперника, чаще такое случается по собственной неосторожности или невнимательности.
Слово «айкидо» состоит из трёх иероглифов. Иероглиф «ай» означает гармонию, выгоду; «ки» – это энергия духа и движение в паре; «до» обозначает дорогу, способ. Вместе эти знаки обозначают путь к гармонии духа.
Танцевальная геометрия борьбы
Смотрю на движения бойцов на татами. Они напоминают замысловатую танцевальную геометрию. Правомерна ли аналогия? Наталья Мотуз задумывается:
– Успех приходит с ощущением партнёра. Важный момент – расстояние, правильная дистанция, то, как соперник атакует: тянет на себя или толкает? Имеет значение конституция человека и индивидуальные особенности – рост, вес, длина рук. Какой техники он придерживается, с какой силой предпочитает атаковать? Всё построено на ощущениях: чем тоньше чувствуешь партнёра, тем точнее и с наименьшими силовыми затратами будет собственный ответ. Поэтому да – айкидо в какой-то степени сравнимо с танцем.
Все возрасты покорны
Как утверждает Наталья, даже изучив досконально технику, не становишься асом айкидо. Это всегда поход на ощупь – что сработает с одним противником, не сулит успеха с другим. Всегда найдётся тот, кто разрушит уверенность в собственной обороне. Поэтому айкидо – это непрерывный путь к совершенству.
Постоянный состав участников клуба «Кайтен» – люди разного возраста и уровня подготовки. Тренируются они практически ежедневно.
– Айкидо не подвластно возрасту, – отмечает Наталья Мотуз. – Один из наших бойцов – мужчина 62-х лет в прекрасной физической форме – отлично справляется с нагрузками. Помню, как больше месяца у нас тренировался гомельчанин старше 70 лет. Вероятно, человек поставил себе цель – испытать в жизни айкидо. Это неудивительно: в щадящем режиме многие японцы преклонного возраста выбирают это занятие. Айкидо укрепляет сердечно-сосудистую систему, здесь нет акцента на силовую нагрузку, но интенсивно задействовано дыхание, за счёт падений-вставаний происходит растяжка и укрепление мышц.
“Без айкидо наша с супруом жизнь потеряла бы краски. Я часто испытываю после тренировки удовольствие и гордость за свои возможности. Восхищаюсь мужем: как бы он ни уставал, у него горят глаза во время занятий айкидо”, – Наталья Мотуз.
Женский облик айкидо
За время существования клуба «Кайтен» Наталья насчитала четырёх женщин-участниц, включая себя. Выходит, у айкидо неженское лицо?
– Не совсем так. Возможно, девушек и женщин отпугивает само слово «борьба» – ведь оно слабо вяжется с женственностью. Но на самом деле это неверно. Айкидо дарит гибкость, пластику, укрепляет мышечный корсет. Кроме того, даёт уверенность в своих силах. И уж точно меняет физический облик в лучшую сторону. Из личных наблюдений: из числа знакомых-айкидоков за десятилетие наших с мужем практик образовалось пять супружеских пар.
А случалось ли применять боевые приёмы в жизни? К счастью, нет, признаётся собеседница. Но она задумывалась, как повела бы себя, случись обороняться.
– Надеюсь, сработает мышечная память, – говорит Наталья. – Ведь движения отработаны до автоматизма. Именно так случилось с одним из участников нашего сообщества, когда на него напал нетрезвый человек с ножом. Обездвижить хулигана ему удалось в считанные секунды.
На вечерней тренировке на татами клуба Наталья Мотуз – единственная женщина, все её соперники – мужчины. Скидки на хрупкое телосложение и принадлежность к слабому полу не предусмотрены?
– Соблазнительно получить такую «льготу», но мой супруг – строгий тренер. Он уверен, что если слабость не связана с физическим состоянием, то борьба должна идти на равных. Моё мнение: если я женщина, то это не должно делать меня слабым противником. Двигаясь по пути постижения айкидо, я не всегда верила в свои силы, не всегда у меня получалось, но Вячеслав поддерживал мою мотивацию, не давал расслабляться, вселял надежду, что своей мечты я достигну.
Сейчас уровень мастерства Натальи – 4 кю, она примерно на полпути к первому дану – статусу мастера айкидо, обладающего чёрным поясом.
– Экзамены на очередные ступени регулярно проходили при участии Белорусской федерации айкидо. Кроме того, раз в год в Минск приезжал наш куратор из Японии Макото Ито, который принимал экзамены у мастеров на чёрный пояс (1 дан) и выше. К сожалению, коронавирус уже два года тормозит аттестационные планы клуба, но не влияет на нашу активность – занятия продолжаются в прежнем режиме.
Созидательная сила борьбы
Беседа плавно перетекает в область психологии, которая, как известно, занимает не последнее место в системе ценностей восточных единоборств. Помогают ли навыки айкидо справляться с психологической агрессией? Что если нападающий «атакует» несправедливой критикой, грубой лексикой и унижающими определениями?
– Признаться, не задумывалась над этим вопросом. Возможно, потому, что по характеру я человек неконфликтный, не проецирую на себя агрессию. К слову, все участники нашего клуба отличаются спокойствием и уравновешенностью. И занятия для них – определённо не сброс отрицательной энергии, не способ выплеснуть накопившийся негатив. Цель – получить заряд положительной энергии, укрепить свой дух. Для всех нас айкидо – важное связующее с общим эмоциональным фоном. Удовольствие и гордость за собственные возможности мы делим на татами поровну. Это объединяет.
Наталья Мотуз уверена, что спорт должен быть в жизни любого человека. И чем старше человек, тем более обязательна физическая нагрузка. Ведь здоровье – ресурс, восстанавливающийся лишь отчасти, с возрастом утраченное здоровье тяжелее возвращать. Айкидо для этого – отличный вариант.