Умер самый старый белорус мира – учёный Борис Кит‍, разработчик космического топлива

Умер самый старый белорус мира – учёный Борис Кит‍, разработчик космического топлива

03.02.2018 в 16:46

В четверг, 1 февраля, в немецком городе Франкфурт-на-Майне скончался известный белорусский ученый, гражданин США Борис Кит. Ему было 107 лет.

О смерти деятеля сообщило Радио «Свобода» со слов жены Кита Тамары Казевич. Она рассказала, что в последние дни ученого мучили сильные боли, и жить ему больше не хотелось. Ученого похоронят на православном кладбище в немецком городе Висбадене, где он 30 лет назад приобрел участок. Когда состоятся похороны, пока не известно. 

Борис Кит (настоящая фамилия Кита) родился 6 апреля 1910 года в Санкт-Петербурге в семье белорусов. После революции он отправился на родину отца в деревню Огородники Кореличского района. Там учился в Новогрудской беларуской гимназии, потом в Виленском университете. Начал карьеру как директор Виленской и Новогрудской гимназий. 

После Второй мировой войны Борис Кит уехал в США, где занимался исследованиями в области космонавтики. Благодаря его работам стал возможен полет человека на Луну. Кит изучал жидкий водород как основное ракетное топливо. Подготовил математический расчет полетов космических кораблей на Луну. Автор первого в истории учебника о ракетной технике и ракетном топливе (Rocket Propellant Handbook (1960) и первого на Западе исследования по истории советской космонавтики (USSR Space Research and Development (1964).


Борис Владимирович Кит (настоящая фамилия – Кита) родился 6 апреля 1910 г. в Петербурге, куда его отец, белорус по национальности, уехал на заработки из белорусского местечка Кореличи на должность служащего Министерства почт и телеграфов. Революция и тяжелое материальное положение заставили родителей в 1918 г. переехать в Беларусь на родину отца, в деревню Огородники (ныне она вошла в состав городского поселка Кореличи Гродненской области). По Рижскому договору (1921 г.), который поделил Беларусь на две части,  Новогрудская земля отошла к Польше.

В 1924 г. Борис Кит поступил в 4-й класс местной польской школы, а в сентябре 1926 г. – в 6-й класс Новогрудской белорусской гимназии, которую окончил в 1928 г. В сентябре 1928 г. он поступил на физико-математический факультет Виленского университета им. Стефана Батория, который он окончил в 1933 г. со степенью магистра математики. Еще учась на 3-м курсе университета, он стал преподавать математику в Виленской белорусской гимназии. После того, как в конце 1939 г. территория Виленщины отошла к Литве, Б. Кит вернулся в родные места.

Он приложил немало усилий, добиваясь возобновления деятельности закрытой еще в 1934 г. польскими властями Новогрудской белорусской гимназии, директором которой Б. Кит и был назначен в 1939 г. Сегодня там находится средняя школа №1, где открыт музей Бориса Кита.

В течение года при его непосредственном участии открылись сотни начальных и несколько десятков средних школ. Одновременно Б. Кит преподавал математику в Барановичском учительском институте. После присоединения Западной Белоруссии к БССР Бориса Кита назначают инспектором районо Барановичского округа.

В годы немецкой оккупации Б. Кит поехал работать учителем математики в Поставы. По подозрению в связях с партизанами Б. Кит был арестован немецкими карательными органами (СД) и больше месяца просидел в тюрьме. От расстрела его спасли бывшие ученики. В 1943 г. он стал директором торгово-административной школы в Молодечно. Б. Кит делал все возможное, чтобы повысить статус школы, преобразовать ее в административно-торговый институт.

Вместе с 3 миллионами белорусов, чтобы не попасть в ГУЛАГ, Борис Кит с семьей был вынужден эмигрировать. Несколько лет они жили в Германии,  сначала в Баварии, в городе Оффенбах-Линдау, а затем – в Мюнхене, где работала украинская национальная гимназия, в которой Б. Кит на протяжении трех лет преподавал математику. Одновременно он учился на медицинском факультете Мюнхенского университета (1945-1948 гг.).

В конце 1948 г. он одним из первых белорусов выехал в США – в городок Саут-Ривер штата Нью-Джерси, где устроился на работу в фармацевтическую фирму.

В 1950 г. Б. Кит переехал в Лос-Анджелес, где работал химиком в различных фирмах, где стал участником американских космических исследований, в частности, ему доверили разработку космического топлива. Борис Кит провел первое в мире фундаментальное исследование качества жидкого водорода, который стали использовать как основное ракетное топливо. Он открыл, как можно использовать жидкий водород в качестве космического топлива. В результате стал возможен полет человека на Луну и дальнейшее развитие космонавтики. Именно на разработанном им топливе полетели в космос американские «Аполлоны» и «Шаттлы». Математический расчет полетов космических кораблей на Луну также принадлежит Б. Киту. Ему принадлежит и первый в истории учебник о ракетной технике и космическом топливе “Rocket Propellant Handbook” (1960 г.), надолго ставший настольной книгой для многих ученых, работавших в этой области.

В течение 25 лет Б. Кит работал в области космических исследований США, в качестве математика и системного аналитика участвовал в разработке важнейших программ развития межконтинентальных ракетных систем. Он работал и в известной американской фирме “North American Aviation” (ныне “Rockwell International”), которая создавала почти все наиболее известные американские космические проекты, начиная от первых стратегических межконтинентальных систем, таких как “Навахо” (“Navaho”), до наиболее выдающегося проекта XX века “Аполлон” (“Apollo”) (путешествие человека на Луну) и челночного космического корабля “Шаттл” (“Shuttle”).

С 1958 г. Б. Кит работал в отделе космонавтики Министерства воздушных сил США. На него были возложены и обязанности государственного советника, эксперта по развитию международной космонавтики, главным образом, советской. В 1964 г. вышла в свет написанная Б. Китом, в соавторстве с Ф. Ордвеем, книга – первое на Западе исследование по истории советской космонавтики – “USSR Space Research and Development” (“История и современное состояние советской астронавтики”).

В 1960-х годах Борис Кит постепенно возвращается к преподаванию. Будучи профессором Вашингтонского Мерилендского универститета, он объездил с лекциями весь мир и преподавал до 85 лет. За огромный вклад в мировую науку и космические исследования капсула с его именем, наряду с именами других американских ученых, была замурована в стене Капитолия, его имя занесено в Зал славы Вашингтонского биографического института.

Борис Кит и Василь Быков, 2001 год, Франкфурт

С 1963 г. Б. Кит работал  руководителем научной группы в отделе космонавтики Международной корпорации телефонной и телеграфной связи (International Telephone and Telegraph Corporation). Это был период подготовки полета американских астронавтов на Луну. Он стал советником президента фирмы, внес существенный вклад в математическую разработку средств связи с Луной.

Впоследствии Б. Кит работал в Национальном бюро стандартизации, Министерстве коммуникаций США, где занимался в основном исследованием методов повышения эффективности административной деятельности с помощью математики.

Исследования Бориса Кита принесли ему известность и авторитет не только в научных кругах. Однако после должности руководителя научной группы отдела астронавтики Министерства военно-воздушных сил США (1958 – 1963 гг.) и старшего эксперта-исследователя Государственного института системного анализа министерства обороны и транспорта США (1968-1972 гг.), а также участия в засекреченных разработках сделали невозможным его контакты с Родиной, которая осталась в Беларуси.

В 1972 г., после выхода на пенсию, Б. Кита пригласили преподавать в Германии, и он поселился во Франкфурте-на-Майне, стал работать профессором математики Европейского отделения Мерилендского университета (1972 – 1993 гг.). Известный ученый, который свободно говорит на семи языках, объехал с лекциями весь мир. В этот же период Б. Кит приступил к работе над докторской диссертацией. Ее тема – жизнь и деятельность одного из выдающихся математиков XX века Антона Зигмунда. В 1982 г. на ученом совете Регенсбургского университета Б. Киту была присвоена научная степень доктора философии в области математики и истории науки. Диссертация вышла отдельной книгой.

Начиная с 1958 г., он был постоянным делегатом всех Международных конгрессов по астронавтике, где выступал с докладами и сообщениями. Б. Кит опубликовал в журналах Америки и Германии более 30 научных статей по различным темам.

Сегодня имя нашего выдающегося соотечественника широко известно мировой научной общественности благодаря его работам в области реализации космической программы США. Его вклад в науку был неоднократно отмечен. Он является старейшим членом Американского астронавтического общества, почетным членом директората Немецкого астронавтического общества, членом Комитета Международной академии астронавтики в Париже, академиком и вице-президентом Международной академии наук Евразии, академиком Международной академии астронавтики, заслуженным профессором Вашингтонского и Мерилендского университетов, лауреатом золотой медали Германа Оберта и Вернера фон Брауна (Германия), обладателем благодарности Федерации космонавтики России.

В стену Капитолия замурована “капсула времени” с именем нашего земляка, – это почетный символ, которого в США удостаиваются люди, имеющие особые заслуги перед страной.

В 1993 г. Б. Кит впервые за полвека приехал в Беларусь. В последние годы, несмотря на солидный возраст, приезжал в Беларусь несколько раз (1993, 1995 гг.). Он избран почетным доктором наук Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (1994 г.), стал почетным гражданином Новогрудка. В 2008 г. в Новогрудке состоялось открытие его  музея. Белорусская писательница и литературовед Лидия Савик написала о знаменитом соотечественнике две книги: “Вяртанне” и “Космас беларуса”.

Борис Кит – “першы беларус у свеце”, как назвал его Василь Быков.