Мама в декрете — это привычно. Папа — пока не очень. Тем не менее когда мы начали искать героя для репортажа, оказалось, что «декретные» папы не такая уж редкость. Только вот афишировать свой статус готовы не многие. Самый частый ответ: да надо мной смеяться будут! Но что-то же всё-таки побуждает мужчин стать главными няньками своим новорождённым детям. Причину мы попытались выяснить, напросившись в гости к Ольге и Геннадию Муравьёвым. Гендерные предрассудки — это не про их семью.
Геннадий и Ольга — опытные родители. У них пятеро детей — и все девочки. Младшей 2,5 года, старшей 26 лет. Сейчас с Лизой сидит мама. Но когда она только родилась, в декретный отпуск ушёл папа Геннадий. И пробыл в нём 9 месяцев.
— Ольга работает заведующей поликлиникой, а руководящих работников очень неохотно отпускают в отпуска, особенно такие длительные, как декретный. Она и на предродовой больничный-то, по сути, не уходила. Работала до последнего. Пошла в декрет 8 января, а родила 16-го. Дату родов ставили вообще 10-го. Так что в поликлинике все шутили, что ждут не дождутся, когда же она родит где-нибудь в лифте, — смеётся Геннадий.
Теперь уже шутить можно. А в тот момент папе было не до шуток. Нужно пеленать, купать, кормить и укладывать спать младенца. Ольга вышла на работу, когда Лизе было два месяца.
— Чему пришлось учиться? Да я всё умел. Помог опыт, которого набрался со старшими дочерями.
— Да, папа у нас опытный. Доверить ему младенца было не страшно, — улыбается Ольга. — Нам даже удалось сохранить грудное вскармливание. Геннадий привозил дочку ко мне на работу, чтобы я могла её покормить.
Ещё Геннадий вспоминает, как подолгу гулял с маленькой Лизой на улице. Говорит, только на прогулках она хорошо спала.
— Каждый раз я брал с собой книгу в надежде почитать. Всё время пытался пристроиться где-нибудь на лавочке. Только сяду, Лиза сразу просыпается и начинает плакать. Встаю — и снова наворачиваю с коляской круги по району. За день проходил по 15 километров. А вечером, когда Ольга возвращалась с работы, ещё шёл на подработку. Из-за этого, кстати, пришлось потом вернуть больше 8 млн декретного пособия. Потому что я был оформлен на полставки. По закону в этом случае только мама может получать 100% декретных, папа — только 50%.
Пока папа рассказывает, Лиза забралась к нему на руки и строит нам глазки. Она девочка общительная, в свои 2,5 года уже многое знает и умеет. Родители уделяют ей много времени, не отгораживаются гаджетами и предлогом вроде того, что сильно устают на работе. А есть свободная минутка — изучают новые методики физического и интеллектуального развития. Вместе.
Геннадий не понимает мужчин, которым стыдно признаться, что они были в декретном отпуске.
— Мы не в фильме «Москва слезам не верит», сейчас другое общество, другое время. И если жена зарабатывает больше и у неё это хорошо получается, работа нравится — слава Богу. Если муж больше зарабатывает — тоже прекрасно. Но когда родилась Лиза, я трудился на нескольких работах и всё равно зарабатывал меньше, чем Ольга. К тому же для неё как руководителя важна карьера, я решил это поддержать. А потом как-то втянулся даже. Когда поменялись и в декретный отпуск пошла Ольга, я днями скучал по Лизке. Привык с ней постоянно сидеть. Но и сейчас мы много времени проводим вместе: читаем, песни поём, танцуем. Да, Лиза, папа с тобой танцует? — Лиза тут же самостоятельно отправляется включать музыку.
Будучи в декретном отпуске, Геннадий узнал, что в Гомеле есть папа-школа. Записался туда, а потом и сам стал одним из модераторов проекта.
— Этот проект родился в Швеции больше 30 лет назад. Там в декретном отпуске по закону должны побыть и мать, и отец. На постсоветское пространство (Москва, Санкт-Петербург, Минск) проект пришёл недавно. В Гомеле папа-школа работает шесть лет. Занятия проводятся бесплатно. Но со шведами сотрудничать мы перестали, потому что они начали продвигать свои «европейские ценности» про родителя №1 и родителя №2. Мы сразу объяснили, что у нас такого в принципе быть не может, — возмущается Геннадий.
За шесть лет в гомельской папа-школе обучились 300 человек. Занятия проходят по субботам раз в две недели в течение двух месяцев. Длятся два-три часа. В офисе есть пеленальный столик, ванночка, кроватка. Всё, что нужно, чтобы научить пап ухаживать за младенцем.
Ещё специально для практических занятий у лучшего минского мастера заказали куклу реборн, которая полностью имитирует живого ребёнка. Весит Паша (так назвали «младенца») 2,5 кг. Когда его долго держат в руках, он нагревается. Эффект, уверяют Ольга и Геннадий, просто потрясающий.
— Когда я забирал куклу, открыл коробку, то аж дёрнулся. Вот живой ребёнок лежит, и всё!
С покупкой куклы была интересная история. Когда её заказывали, нужно было выбрать, какого пола будет «ребёнок». А так как у Муравьёвых в семье одни девочки, то Ольга мужу сказала: раз здесь у нас выбор есть, значит, будет мальчик — Пашка! Так и решили.
Будущие папы реагируют на Пашку по-разному. Одни, когда узнают, что таким их ребёнок будет в две недели, восклицают: «Такой здоровенный! Как он может вообще родиться?». Другие, наоборот, считают, что ребёнок очень маленький. В общем, сплошные парадоксы восприятия, ещё и подкреплённые «ужастиками» про роды из Интернета, где сегодня ищут ответы на все вопросы не только женщины.
Приходят на чисто мужские курсы будущие папы разного возраста — от 18-летних мальчишек до 40-летних многодетных отцов семейств. Им тоже ещё есть чему поучиться.
— Не факт, что 18-летний будет менее ответственным отцом, чем 30-40-летний. Как по мне, так первым, наоборот, легче становиться папами. Потому что они ещё не умеют увиливать от ответственности, — уверен Геннадий.
Беседы про гормоны, капризы беременных и прочие женские штучки — это тоже часть программы папа-школы. Будущие мамы на занятия не допускаются. А мужские «разговоры за жизнь», правда, без пива и футбола, очень помогают понять, что ты в своей ситуации не одинок.
— Рассказываем, что делать с женщиной, когда у неё скачет настроение. Бывает, и посмеёмся. Один говорит, моя прямо бегает за МАЗами, чтобы подышать выхлопами. Причём другие марки машин её не устраивают! Другой сокрушается про изменчивость кулинарных предпочтений своей жены. Мол, она хочет селёдку, и тут же клубнику ей подавай. Всё это никакие не мифы, а чистая правда, — уверяет нас опытный муж и папа, который уже научился любые капризы жены и дочерей не просто удовлетворять — предугадывать.
Главная проблема современных отцов, по мнению Геннадия, не в том, что они не умеют обращаться с детьми. Просто в тот момент, когда нужно утвердить своё право на отцовство — пасуют перед жёнами и излишне активными бабушками. Которые сначала берут всю инициативу в свои руки, а потом сокрушаются, что мужчины им не помогают.
— Если сам не «прорвёшься» к ребёнку с первых дней, тебя отодвинут — жена, тёща, мама. Поэтому в папа-школе мы даём установку ребятам: ты должен занять свою нишу в семье и процессе воспитания. Потому что ребёнок такой же твой, как и мамин. Мужчине лучше сразу «забить» для себя купание младенца. Во-первых, будет телесный контакт с ребёнком, он будет знать отцовские руки и понимать, кто этот дядя. Во-вторых, это существенная помощь жене, у которой и так руки постоянно в воде, — продолжает Геннадий.
Перестав бояться своего ребёнка, папа будет давать жене возможность отдохнуть. Сходить в магазин, например. А когда женщина сутками с малышом, ей даже поход в магазин за молоком на полчаса сродни празднику. В семье Муравьёвых разделения труда на мужской и женский нет.
— Гена очень хорошо готовит! Понятно, если он на работе, а дома я и три взрослые девицы — мы сделаем поесть. Если никого нет, он придёт с работы и сам приготовит. Это не проблема. Ещё наш папа любит встать в субботу утром и что-нибудь наколдовать у плиты, пока мы ещё спим, — делает комплимент мужу Ольга и ещё раз подтверждает истину, что все мужчины в душе немножко шеф-повара.
— Наши девчонки не знают такой разницы. У одной был выпускной в хореографической школе, забыла колготки. Так не маме позвонила, а папе. Папа, привези, а то мама ругаться будет.
Муравьёвым хочется иметь большую семью. Для этого и строят большой дом.
— Я хочу развести кур, индюшек. И когда девочки будут собираться к праздникам, нагружать им сумки. И чтобы у каждой обязательно была в родительском доме своя комната, — делится сокровенным многодетный папа.
В большой семье дети счастливее. Для Ольги и Геннадия это высказывание наполнено особым смыслом. Они уверены, что именно в таких семьях есть и преемственность, и возможность набраться опыта. А потому дети вырастают хорошими людьми, не эгоистами. Ведь произошёл серьёзный разрыв поколений. Раньше в семьях было много детей, и пока старшие подрастали, они успевали поняньчить маленьких. Поэтому для них не было неожиданностью рождение своего, а вид младенца не вызывал оторопи. Сейчас, когда в семьях по одному-два ребёнка, многие молодые родители до появления малыша никогда не держали в руках новорождённого. Вот и получается, что его появление порой вызывает шок.
Занятия папа-школы проходят по адресу: Речицкий проспект, 80, офис 49. Тел.: 8 (029) 307-89-59, 8 (029) 656-72-15.