Ежегодно через урологическое отделение второй городской больницы Гомеля проходит более трёх тысяч пациентов.
Чаще всего в кабинет уролога гомельчан приводят инфекции мочевых путей, мочекаменная болезнь, заболевания предстательной железы. Причем одних ведут болезненные симптомы, а других – пугающие результаты анализов. Корреспондент «Гомельскай праўды» побеседовала со специалистами о жизненно важных органах, качестве медпомощи городского уровня и личной ответственности за свое здоровье.
Пять на семьдесят
Встретиться с заведующим урологическим отделением Гомельской городской клинической больницы № 2 Алисой Шариковой оказалось не так просто. Первая половина дня расписана на операции (проводят по семь-восемь в день), во второй идет работа с пациентами.
– Их у нас семьдесят, и каждый требует внимания, – говорит врач-уролог высшей квалификационной категории. – Отделение рассчитано на 60 коек, однако меньше 70 человек здесь не бывает. Поэтому уплотняем палаты, в коридорах никогда не кладем: считаю это неприемлемым. Поток пациентов большой, потому что отделений урологии в городе только два: у нас и в Гомельской городской клинической больнице скорой медицинской помощи. За 11 месяцев года мы пролечили 3049 человек, хотя по расчетным планам должны были около двух с половиной тысяч.
Урологическое отделение во второй горбольнице существует со дня ее открытия в 1986 году. Раньше она называлась Железнодорожной, такой и закрепилась в народной памяти. В отделении организован урологический консультативный кабинет, куда направляют пациентов со всего Гомеля, а в последнее время и из Гомельского района. Обследование призывников тоже проводят здесь.
Кроме заведующего в нем работают врачи-урологи Сергей Скидан и Алексей Старовойтов. Большую помощь оказывают преподаватели кафедры урологии Гомельского медуниверситета, которые проводят на базе отделения практические занятия для студентов-медиков. Их ведут кандидат медицинских наук, доцент кафедры урологии Андрей Князюк, а также ассистент кафедры урологии Максим Лемтюгов. Врачи высшей категории, они консультируют пациентов и коллег в сложных клинических случаях, проводят операции. К слову, все доктора – выпускники Гомельского медицинского университета.
– Интересный факт: Андрей Князюк когда-то был моим студентом, – говорит Алиса Шарикова. – Работала заведующей курсом урологии университета, но всегда любила практическую медицину. Поэтому попросила ректора отпустить в отделение, на что получила ответ: найдешь человека на свое место – отпущу. Андрей Степанович тогда практиковал в хирургии, но я его, что называется, переманила. Сейчас наше отделение – это не просто специалисты. Вместе с нашими медсестрами и санитарками мы сплоченный коллектив, настоящая команда. У нас даже девиз есть: умеешь сам – научи другого. Каждый медицинский случай обсуждаем сообща.
Техническая дилемма: камни в пыль
– Женщины обращаются к нам по поводу инфекций, мочекаменной болезни, недержания мочи – многие, к слову, не знают, что это лечится, – рассказывает Андрей Князюк. – Мужчины часто приходят с хроническим простатитом, аденомой предстательной железы, половыми проблемами, возникшими из-за заболевания. Я бы сказал, что урология в одинаковой мере важна как для сохранения жизни пациента – ведь без мочеполовой системы организм не может существовать, так и для улучшения качества жизни.
По словам врачей, хотя и медленно, но меняется отношение пациентов к здоровью по линии урологии. Если в начале 2000-х аденому предстательной железы оперировали мужчинам в основном в преклонном возрасте, от 70 лет и старше, то сейчас эту проблему приходят решать гораздо раньше, в 50 – 60 лет. По мнению специалистов, не столько болезни помолодели, сколько вырос уровень диагностики. А кроме того, люди стали грамотнее.
– Правда, есть один существенный минус такой грамотности, – улыбается Алиса Шарикова. – По совету интернета пациенты активно ставят себе диагнозы, уверенно требуют операции. Хочу напомнить, это всегда стресс для организма, и если есть возможность пролечиться без хирургического вмешательства, то нужно ею воспользоваться.
В отделении проводят как открытые, так и эндоскопические операции. В целом в современной медицине есть тенденция к малоинвазивности, а в урологии практически все манипуляции можно сделать без больших разрезов – при наличии оборудования. К сожалению, материально-техническая база отделения оставляет желать лучшего.
Перед самым приходом журналистов здесь завершили очередную операцию. У пациента камень в мочеточнике, одна из почек не функционирует. Врачи эндоскопически захватили камешек и спустили его к мочевому пузырю, но вытянуть в пузырь не смогли: он оказался слишком большим.
– Если бы у нас был контактный литотриптер, мы бы подвели аппарат к камню, дважды нажали на педаль и лазерным ударом превратили бы его в пыль, – говорит завотделением. – Это не какая-нибудь супертехника, но нам о ней приходится только мечтать.
По словам специалистов, ни в одном из двух городских урологических отделений нет аппаратов для дробления камней. Есть в областной больнице, поэтому при необходимости пациентов-гомельчан направляют туда. Естественно, людям приходится ждать своей очереди.
Чем же располагает урология второй городской больницы? С помощью уретерореноскопа здесь проводят диагностику и лечение мочекаменной болезни. Эндоскопический инструмент позволяет определить точное расположение камня в мочеточнике и безопасно извлечь его. Так как инструмент в отделении один и после каждого использования требует обработки, с ним проводят только одну операцию в день. Обычно в очереди ожидают человека три-четыре.
Пациентам с заболеваниями предстательной железы в зависимости от показаний проводят открытую аденомэктомию либо более современный хирургический метод удаления железы – трансуретральную резекцию (ТУР). Правда, в день ее тоже могут провести лишь одному пациенту.
– Конечно, далеко не каждый человек нуждается в операции, – говорит Алиса Шарикова. – Однако хотелось бы иметь больше возможностей быстро, малоинвазивно и качественно ставить людей на ноги.
Не ждите симптомов
Среди урологических отделений города только на базе отделения второй горбольницы делают пункционные биопсии простаты. Как рассказала Алиса Шарикова, в Беларуси принята программа скрининга рака предстательной железы, по которой во время диспансеризации мужчины в возрасте от 50 до 65 лет сдают анализ крови на ПСА (простатический специфический антиген). Это онкомаркер. При показателе выше нормы пациента направляют на биопсию простаты.
За год на базе отделения выполнили 1079 пункций предстательной железы. 33% дали положительный результат на рак. Примечательно, что никакие симптомы пациентов не тревожили. Специалисты советуют: не стоит пренебрегать диспансеризацией, ведь она помогает выявить заболевание на ранних стадиях.
– Наши люди почему-то не приучены следить за своим здоровьем, – говорит заведующий отделением. – Приведу пример. Молодой мужчина 53 лет поступил к нам с диагнозом «рак предстательной железы третьей степени». Уже и почки практически погибли, и симптомы яркие тревожили. А он никуда не обращался, никому не говорил. Все ждал, что кто-нибудь за ручку отведет к врачу. Так задайте себе вопрос: что вы сделали для того, чтобы быть здоровым? Пойдите в поликлинику и сдайте анализы. Позаботьтесь о себе.
Об одном из своих пациентов рассказал Андрей Князюк. Год назад в отделение обратился 56-летний мужчина. Его тревожили затрудненное мочеиспускание и боли в поясничной области. Было выявлено, что мочеиспускание нарушено из-за склероза шейки мочевого пузыря. Как следствие, развился двусторонний уретерогидронефроз с нейромышечной дисплазией мочеточника. Мужчина перенес три операции под общим наркозом. Пациент выписан из отделения в удовлетворительном состоянии.
– Его здоровью ничего не угрожает, симптомы больше не беспокоят, качество жизни значительно улучшилось, а значит, наша задача выполнена, – отметил врач.
P. S. КАДРЫ
Этот медицинский случай оказался нестандартным. Андрей Князюк планирует написать о нем статью для специализированного журнала. По мнению врача, медицина без практики не имеет смысла, оттого так ценны клинические кафедры на базах отделений. Лучшее обучение – это обучение у постели больного, считает он. А как обстоят дела с кадрами в урологии Гомельщины?
– Чувствуется их нехватка, – говорит Алиса Шарикова. – Чтобы врач получил эту специальность, ему необходимо пройти интернатуру по урологии, а ее в Беларуси не существует. Иногда открываются курсы первичной квалификации по урологии, но специалистов все же недостаточно. И это странно, ведь в Гомельском медицинском университете работает соответствующая кафедра, так почему бы не ввести интернатуру? Мне кажется, об этом стоит подумать. Тем более что в 2020 году планируется открытие новой поликлиники в 17-м микрорайоне города.