Воспоминания и фото: чем знаменита гимназия № 71 Гомеля

11.11.2018 в 19:32
"Белка", фото: Мария Амелина, из архива гимназии

Первого сентября 1988 года гимна­зия №71, а тогда — средняя общеоб­разовательная школа №6 — открыла свои двери для первых учеников, сообщает городской журнал «Белка». Поз­же к ней присоединили эксперимен­тальную школу-сад №67 с углублён­ным изучением английского языка и присвоили номер 71. Статус гимназии был получен в 2007 году и сохраня­ется до сих пор.

В рейтинге области из 35 гимна­зий и лицеев «71-я» занимает вось­мое место. Сегодня здесь обучаются 837 человек.

— Главное наше богатство — это, конечно, дети и педагоги, — говорит директор Елена Клочкова. — В про­шлом учебном году их совместный труд принёс отличные результаты: шесть дипломов на областной олим­пиаде и два — на республиканской, общий средний балл по ЦТ — 53,5. К главным достижениям прошлого учебного года, безусловно, относим июльскую бронзу наших воспитан­ников Александра Печёнкина и Пав­ла Вериго в X Международном тур­нире юных математиков в Париже.

С самого основания гимназия сла­вится своими международными свя­зями. Сейчас партнёрские отношения тоже в приоритете. С 1994 года нала­жено сотрудничество с немецкими коллегами, с 2004 года — с коллекти­вом школы из шотландского города-побратима Абердин. В августе 2018 года руководство подписало Согла­шение о дружеском сотрудничестве с Высшей школой Ухоу китайского города Чэнду. Международные свя­зи позволяют гимназистам выезжать на оздоровление, изучать новые для себя иностранные языки и практико­вать знания в живом общении, нахо­дить друзей по всему миру.

— Особое внимание уделяем не только знаниям, но и творческому, духовно-нравственному воспита­нию учащихся, — продолжает рас­сказ Елена Клочкова. — В 2014 году в гимназии открылся кабинет-музей православной культуры «Гомель. Ду­ховное наследие», где представлены ранее неизвестные страницы право­славной истории Гомельщины. Поис­ковая работа велась более восьми лет, ценные фото и документы передали музею неравнодушные люди.

Кабинет китайской культуры — любимое место Елены Клочковой в гимназии

По музею православной культуры ученики проводят экскурсии самостоятельно

Музыкальные таланты учащихся неоднократно отмечались на смотрах-конкурсах разных уровней. Гордятся учителя Ириной Борисевич — побе­дительницей республиканского теле­визионного конкурса юных дарова­ний «Я пою» и Павлом Перевощико­вым — победителем международно­го конкурса молодых исполнителей «Мы вместе».

Обучение старших и младших классов проходит в разных корпусах. По мнению директора, в этом преи­мущество гимназии, ведь для ребят младших классов организовано обу­чение в приближённой к детскому са­ду обстановке. Привыкать ко взрос­лой жизни они начинают только с 4 класса, когда переходят в старший корпус. В каждом корпусе свои сто­ловая и спортзал.

— На логотипе нашей гимназии изображена пчёлка — трудолюби­вая, всегда работающая в команде сплочённых единомышленников. В первую очередь это относится к на­шим педагогам. Некоторые работают в гимназии со дня её основания, — восхищается энтузиазмом коллег Елена Ивановна. — Это Ирина Алек­сандровна Рыбакова, Марина Васи­льевна Бойко, Татьяна Петровна Ля­хова, Татьяна Анатольевна Шкурато­ва, Лариса Михайловна Трубина. С  теплотой в душе мы вспоминаем на­ших ветеранов: Анастасию Фёдоров­ну Бурим, Елену Николаевну Надто­чееву, Ларису Степановну Фёдоро­ву, Антонину Александровну Голов­ко, Галину Владимировну Дубиков­скую, Наталью Павловну Кольцову, Елену Николаевну Прокшину и мно­гих других. Стараемся их не забы­вать, приглашаем на гимназические мероприятия.

Первые выпускники гимназии в 9 классе. Октябрь 1988 года

1 сентября. Начало 1990-х

Среди выпускников гимназии мно­го известных Гомелю личностей: за­служенные деятели культуры, обра­зования, юриспруденции, политики, спортсмены и журналисты. Двенад­цать гимназистов награждены пре­мией специального фонда Президен­та Республики Беларусь по работе с одарёнными учащимися.

Старший прокурор одного из от­делов прокуратуры Гомельской обла­сти младший советник юстиции Ар­тём Бурим в числе первых учеников переступил порог тогда ещё средней школы №6, окончил её в 1999-м. Ар­тём Васильевич до сих поддерживает связь с одноклассниками, при встре­чах часто вспоминают учителя ан­глийского языка Аллу Дмитриевну Степаненко:

— До сих пор благодарен Алле Дмитриевне. За два года она подтя­нула по предмету так, что мне уда­лось выиграть районную и город­скую олимпиады, войти в десятку областной. А при поступлении на юридический факультет ГГУ имени Ф.Скорины без труда сдать экзамен по иностранному языку, состоящий из двух частей: грамматики и собесе­дования. Это пугало абитуриентов, у всех поджилки тряслись. Многие тог­да провалили сдачу, а я спокойно про­шёл разговорный тест и решил все за­дания на пять баллов. Помогают зна­ния и сейчас: если на службе прихо­дится работать с иностранцами, то пе­реводчик мне не требуется.

Учитель начальных классов Татьяна Шкуратова работает в гимназии с момента её основания

Журналист Лилия Величко в 1990 году стояла в рядах одного из первых выпусков гимназии, окончила её с се­ребряной медалью. Сегодня Лилия вспоминает, что документы в достра­иваемую школу подавали в специаль­ном вагончике, потому что приготов­ления к открытию заканчивались бук­вально накануне 1 сентября:

— На дворе тогда была перестрой­ка, поэтому строителям и педагоги­ческому коллективу помогали воен­ные: заносили в класс парты, скола­чивали их прямо на месте, что-то до­крашивали, прибивали стенды. Наш класс сформировали из учеников раз­ных школ Советского района, поэто­му мы немного переживали, не зна­ли, чего ждать. Но учителя в основ­ном оказались молодыми и стали для нас больше друзьями, чем строги­ми наставниками. Кстати, среди пе­дагогов тогда много было мужчин, что тоже не типично для системы об­разования. Они учили нас математи­ке, истории, физике, физкультуре и некоторым другим предметам. Ино­странные языки в школе культиви­ровались всегда, а знания английско­го в будущем помогли мне сдать кан­дидатский минимум на экзамене в аспирантуру.

Преподаватели и выпускники. 1992 год

Объединённая команда учителей и учеников на районном турслёте. 1989 год

Ирина Рябцева: «Почти два месяца моим рабочим кабинетом был строительный вагончик»

Ирина Рябцева возглавляла сред­нюю школу №6 с углублённым изу­чением английского языка в первое, самое трудное, десятилетие. Сегод­ня это гимназия №71, но для Ири­ны Алексеевны здесь по-прежнему всё родное и близкое. Она частый гость в гимназии и с удовольствием откликнулась на нашу просьбу рас­сказать о том, как всё начиналось.

— В мае 1988 года меня, тогда 28-летнего второго секретаря Совет­ского райкома комсомола, вызвали в райком партии и предложили возгла­вить строящуюся в 5-м микрорай­оне школу. К тому времени у меня было восемь лет педагогического ста­жа, в том числе завучем по воспита­тельной работе. Я подумала и отказа­лась. Мне нравилась работа в комсо­моле — общие цели со сверстниками и интересы…

Через несколько недель меня снова пригласили на беседу в райком. На этот раз никто уже не уговаривал: секретарь Наталья Кузнецова объяснила, что при­нять новую должность надо. Ничего не оставалось, как ответить комсомоль­ское «Есть!».

Как правило, директоров школ-новостроек назначают за полгода до ввода зданий в эксплуатацию. В моём случае это произошло за два месяца. Спасибо районному отделу образо­вания и его тогдашнему начальнику Лидии Морозовой — они освободили меня от решения многих хозяйствен­ных вопросов. Приобретение мебели и оборудования для кабинетов физи­ки и химии, оснащение лабораторий и школьной столовой — все эти вопро­сы решало районо.

Первый директор гимназии Ирина Рябцева

Почти два месяца моим рабо­чим кабинетом был строительный вагончик. Здесь я принимала доку­менты будущих учеников, знакоми­лась с родителями, решала кадровые вопросы.

Времени катастрофически не хвата­ло. Строители не укладывались в отве­дённые сроки. Представьте только: в середине июля в школе ещё не было полов. Чтобы ускорить процесс, обра­тились за помощью к будущим учите­лям и ученикам. Вместе убирали стро­ительный мусор, вычищали кабине­ты, мыли окна. Наконец, полы посте­лили и даже покрасили. И тут же взя­лись за новую задачу: собирать и уста­навливать школьную мебель. Правда, сначала её, хранившуюся в различных школах района, надо было доставить в нашу новостройку. В районо грузовой машины не было. На выручку пришло командование войсковой части, дис­лоцировавшейся в Лещинце. Выдели­ли грузовик, прикомандировали сол­дат. Так была решена и эта проблема. И всё равно дело двигалось медленно. Пришлось снова привлекать учителей, старшеклассников и родителей. Сегод­ня в это трудно поверить, но никто не отказался помочь.

С первым сентября связан забав­ный случай. За несколько минут до торжественной линейки к нам пожа­ловал корреспондент с явным наме­рением написать критический матери­ал. По его информации, в новой шко­ле не было ни полов, ни мебели. При­шлось провести его по классам, чтобы он всё увидел своими глазами. В кото­рых легко читалось изумление: как нам это удалось?

Те горячие деньки впоследствии благоприятно сказались на формиро­вании особого микроклимата не толь­ко в педагогическом коллективе, но и среди учеников. Ведь школа ком­плектовалась в определённой степе­ни директивно: руководство 32-й и 47-й школ получили указание пере­дать нам часть своих учеников. Пере­ходили по одному и целыми классами. До сих пор в гимназии №71 работает учитель белорусского языка и лите­ратуры Ирина Рыбакова. В 1988 году она со своим классом перешла к нам из школы №32. Разумеется, переживали все — и родители, и учителя, и учащи­еся, которые уже привыкли и полюби­ли свои школы. Но как показало время, напрасно.

Школьная жизнь была насыщена интересными событиями, большими и маленькими победами. Шутка ли: начав практически с нуля, по итогам 1995-1996 учебного года более 40% учащихся окончили школу на «4» и «5» (по пятибалльной системе, есте­ственно). Наши ученики становились победителями районных, областных олимпиад по английскому и белорус­скому языкам, химии, математике, гео­графии.

С 1990 года в школе начал активно работать «Клуб интернациональной дружбы», велась обширная переписка со школьниками городов Англии, Ита­лии, Германии. Благодаря поддерж­ке Гомельского горисполкома в 1991 году были установлены связи с Лин­ксфельдской академической школой (Абердин, Шотландия). А наши учите­ля английского языка дважды по обме­ну опытом ездили в Абердин. Тогда, в начале 90-х, это была большая ред­кость и счастливый случай для учите­ля. Сотрудничество позволило нашей школе собрать лучшую в городе библи­отеку книг на английском языке. Даже преподаватели кафедры иностранных языков Гомельского университета при­ходили к нам за литературой.

А какие вечера организовывали наши учителя старших классов! Спортивные состязания, туристические слёты! Хорошее было время… Время нашей молодости.

Галина Буй: «Мне всегда везло на хороших людей»

До 2014 года гимназию №71 воз­главляла Галина Буй — новатор, мудрый и целеустрем­лённый руководитель. Её общий педагогический стаж насчитывает 35 лет, из них 20 Галина Евгеньевна проработала в должности директо­ра, пишет газета «Гомельские ведомости». Открытие школы №6 она встре­тила в статусе заместителя директо­ра по учебно-воспитательной рабо­те, курирующего иностранные язы­ки. Подобрать кадры, организовать и грамотно построить работу по преподаванию предмета — непро­стые задачи для 32-летней женщи­ны. Сильный по духу человек и ответственный специалист, Галина Евгеньевна не просто справилась с трудностями, но и помогла шко­ле получить специальные учебни­ки к началу нового учебного года.

— Да, было дело. Собралась и пое­хала в Москву в Министерство обра­зования СССР, — с улыбкой вспоми­нает Галина Буй. — К кому идти — не знаю. Объяснила цель своего визита, и мне подсказали, куда обратиться. Тогда было всё просто, даже паспорт не спросили. Я зашла в кабинет, пред­ставилась и говорю: в Гомеле откры­вается новая школа, а учебников нет, вы не могли бы нам помочь?

Сказать, что работники министер­ства были крайне удивлены, значит, ничего не сказать. Они выслуша­ли просьбу, но никакого ответа не дали. Галина Евгеньевна вернулась в Гомель. Как только вошла в квартиру, раздался телефонный звонок. Звони­ли из городского отдела образования.

— Галина Евгеньевна, вы представ­ляете, кто-то позвонил в министер­ство и учебники попросил! — удив­лённо воскликнули на том конце про­вода. Педагог молчала. — Так вот, пришли, новенькие!

Учебники собирали по всему Советскому Союзу. Одна пачка была из Казахстана, другая — из Украины. Конечно, книги были не в том объёме, каком бы хотелось, но всё же на пер­вых порах позволили школе работать как полагается.

Галина Буй

На пути Галины Евгеньевны встре­чалось многое: трудности и радо­сти, победы и поражения, но глав­ным заветом опытного педагога всег­да была фраза: «Сначала любить, потом учить…». Так или иначе, жела­ние всегда и во всём быть в числе пер­вых помогали руководителю внедрять новые педагогические методики и воплощать в жизнь смелые проекты: «Школа-2100», технология развиваю­щего обучения Эльконина-Давыдова. Новаторские идеи директора разделя­ли и поддерживали коллеги — едино­мышленники и профессионалы.

Должность заместителя Галину Буй вполне устраивала, но в отделе обра­зования на этот счёт было другое мне­ние. Посреди учебного года педагога попросили возглавить особое учреж­дение — «Государственную экспери­ментальную школу Будущего». При­чём на этот раз задача была практиче­ски невыполнима: к 1 сентября пере­везти новую школу в пустующее зда­ние бывшего детского сада №67.

Глаза боятся, а руки делают. Гали­на Евгеньевна подобрала штат, вооду­шевила родителей, которые, видя её энтузиазм, приходили с работы, засу­чивали рукава и вместе с учителями разбирали кирпичи, и всё получилось. Школа открылась в срок, а линейка, посвящённая началу нового учебно­го года, стала для Галины Евгеньев­ны первой в должности директора.

— Это была уникальная школа, мы шли с большим опережением во всём, — делится мнением педагог. — Уже тогда начали обучать детей с шести лет. Со школ Западной Европы я при­везла систему «помощник учителя». Раньше других мы внедрили платные образовательные услуги. В школе обу­чалось около 200 детей, и мы считали себя одной большой семьёй.

Всё шло замечательно, для удоб­ства школе присвоили номер 67, но со временем начались проблемы. Учреж­дение разрасталось, а материально- техническая база — нет. У ребят долж­ны были появиться такие предметы, как физика и химия, а развернуть лабо­ратории не хватало площади. И Гали­ну Евгеньевну поставили перед выбо­ром: либо расформирование, либо сли­яние со средней школой №6. Конечно, она выбрала второе. Реорганизованное учреждение стало называться средней школой №71 с углубленным изучением английского языка, а Галина Буй была назначена директором.

— Я очень счастлива, как сло­жилась моя педагогическая судьба. Мне всегда везло на хороших людей, — признаётся Галина Евгеньевна. — Рада, что гимназия продолжает раз­виваться под новым руководством. Всем, кто работает в системе обра­зования, я хочу сказать: живите серд­цем — это главное. Будьте спокойны за судьбу родных и близких, на кото­рых у нас часто не остаётся времени. Не бойтесь перемен. И пусть каждый уголок вашей души будет согрет радо­стью и любовью.

Метки:

Обсуждение

Загрузка...