Опасные окраины. Гомельские журналисты вместе с энтомологом охотились на клещей

Опасные окраины. Гомельские журналисты вместе с энтомологом охотились на клещей

08.08.2017 в 13:56
Елена Чернобаева, "Белка", фото Марии Амелиной

Клещи наступают, бьют тревогу эпи­демиологи по всей стране. В этом году кровососы укусили уже больше 200 гомельчан. В прошлом году цифра не достигала 100. Причём стать их жерт­вой можно не только в лесу, встретить клеща реально и в горо­де.

Опасные окраины. Гомельские журналисты вместе с энтомологом охотились на клещейВ компании энтомолога Гомельского городского центра гигиены и эпидеми­ологии Евгения Радьковича наши корреспонденты отправились на нетронутую бетоном окраину. Если конкретнее — в район «горбатого моста» у «Гидропривода». Здесь, заверил Евгений, мы точно най­дём клещей.

— Клещи обычно живут в лесах и на лугах. Там, где регулярно косят тра­ву, их нет. В Гомеле поджидают своих жертв на Солнечной, в районе «Кри­сталла», в новых микрорайонах, кото­рые только начинают застраиваться, — предупреждает специалист и крат­ко излагает историю вопроса. — Кле­щи благополучно жили, никого не тро­гали. Пришёл человек, построил дом, поселился. А опасные паучки никуда не делись.

Основным источником пищи для кле­щей являются грызуны, поэтому ареал кровопийц не выше метра от земли. Это трава, валежник, кустарник. Собствен­но из этого и исходим при выборе места нашей «охоты».

— Не бойтесь, на голову клещ не упа­дёт, — успокаивает Евгений.

Пробираться по узкой тропе среди зарослей травы страшновато. Но берём себя в руки. Всё-таки это мы на верши­не пищевой цепочки, а не какие-то там букашки. В руках нашего провожатого кусок белой фланелевой ткани и баноч­ка с плотной крышкой. Зачем? Сейчас узнаем.

— К натуральным тканям клещи хорошо цепляются. А к синтетике, скользящим поверхностям — нет. Так что берите на заметку, во что одевать­ся, когда соберётесь на природу. Почему ткань белая? Всё просто: тёмных кле­щей на белом лучше видно.

Пока мы разговариваем, Евгений проводит куском ткани по траве туда-обратно.

— Один есть! (Сажаем жертву в баночку и закрываем, чтобы не сбе­жала.)

Клещи любят тёплую и влажную погоду. Вот почему в апреле-мае они становятся бойкими и кровожадными. Кусать будут до конца лета, затем их активность начнёт снижаться.

От насекомых клещей отличают четыре пары конечностей. Первая служит для цепляния к жертве, тре­мя задними они держатся за ветку или траву. Когда кто-нибудь проходит мимо, клещ не делает никаких усилий (не прыгает, не переползает), а просто пассивно цепляется к одежде жертвы. Затем ищет место укуса, выбирая кожу потоньше. Как правило, останавлива­ется на подколенных складках. Быва­ет, кусает женщин под грудью, муж­чин — в паху. Самые усердные впива­ются в шею. Вот почему многие дума­ют, что клещи падают с деревьев. Нет, они заползают на свою жертву снизу.

Энтомолог говорит, что на прошлой неделе клещей здесь было больше. Сей­час ветрено, видимо, ветер их с травы сбил на землю. Им надо время, чтобы залезть обратно.

— Специфика образа жизни клеща заключается в том, что он не мигриру­ет горизонтально. То есть где родился, там и живёт. Но его активно переносит тот, кто кормит. Идеальный вариант — собака. Рост подходящий, за шерсть лег­ко зацепиться. Пока клещ на ней «ката­ется», он напивается крови и отвалива­ется. Затем самка делает кладку яиц, из них появляются новые клещи, которые, опять же, обитают там, где родились. Пока снова на ком-нибудь не прокатят­ся до нового места жительства, — уточ­няя важные детали, Евгений продол­жает водить по траве белым лоскутом.

В ловушку попадают ещё четыре клеща. Они тоже отправляются в бан­ку. Честно говоря, у нас от этого зрели­ща всё начало чесаться. Но энтомоло­гу совсем не страшно. Собирать клещей ему не впервой. Работа такая — изучать гомельскую популяцию кровососов.

Тропинка приводит к озерцу, где местные ловят рыбу, бесстрашно при­строившись прямо в зарослях травы.

— Ну всё, дальше клещей не будет. У водоёмов они не любят жить, — успока­ивает нас Евгений и переходит ко вто­рой части «охоты» — профилактиче­ской беседе.

Нужно действовать бабушки­ными методами: мазать клеща, прижи­гать, подносить к нему нашатырный спирт, вращать по или против часовой стрелки. Когда с ним начинают произ­водить подобные травмирующие мани­пуляции, он из-за стресса отрыгивает содержимое желудка. Тем самым повы­шается вероятность заражения. Нужно просто аккуратно вытащить его пин­цетом или пальцами, раскачивая при этом из стороны в сторону, — объясня­ет Евгений.

Иногда удачно присосавшегося кле­ща можно не заметить. Тогда он будет пить кровь примерно сутки, после чего просто отвалится. Но это плохо, говорит энтомолог. Ведь после укуса нужно про­пить профилактический курс антибио­тиков. За их назначением лучше сразу же обратиться к терапевту в свою поли­клинику.

Проверять кровососа на наличие инфекций необязательно. Но если уж очень боитесь, что он был переносчи­ком лайм-боррелиоза или энцефалита — лучше проверьте. Делают это в лабо­ратории Гомельского областного центра гигиены, эпидемиологии и обществен­ного здоровья на улице Моисеенко, 49. Анализ платный.

— В Гомеле в последние годы фикси­ровался только лайм-боррелиоз. Инку­бационный период длится до полуго­да. Клещ мог укусить вас ещё в про­шлом году, а болезнь проявится только сейчас. Признаки схожи с простудой: слабость, температура, головные боли, боли в суставах…

Евгений встряхивает банку с пойман­ными клещами. Букашки по ту сторону стекла подгибают лапки — притворяют­ся мёртвыми.

— Видите, наши клещи довольно крупные и тёмно-коричневого цвета. Это Dermacentor reticulatus. Они, как правило, не заразны и опасности для человека почти не представляют. Ещё у нас встречаются Ixodes ricinus. Те помельче, задняя часть у них красного цвета. Вот они как раз и являются пере­носчиками инфекций. Нам повезло, что мы их сегодня не встретили.

«Пленникам» энтомолога повезло меньше. Баночку для изучения популя­ции он унёс в свою лабораторию.

Метки: