Гомельские умельцы из древесной стружки создают настоящие произведения искусства

Гомельские умельцы из древесной стружки создают настоящие произведения искусства

04.02.2020 в 23:29
Михаил Шевелев, "Белка", фото: Михаил Шевелев

В домашней мастер­ской Михаила Шумского пахнет деревом и лаком. Здесь более пятнадцати лет гомельчанин выкла­дывает древесной струж­кой кружева. Ими украшены шкатул­ки, миниатюрные бабоч­ки, ажурные вазы — всё выполнено по уникаль­ной технологии «Сож­ская скань». Техника до­статочно древняя, исполь­зовалась на Руси в XV ве­ке для украшения икон, но потом была забыта, пишет городской журнал “Белка”.

Гомельские умельцы из древесной стружки создают настоящие произведения искусства

Завиток к завитку 

— Единственная в ми­ре школа этого искусства находится в Гомеле, боль­ше нигде такого вы не увидите, — утверждает Михаил Евгеньевич. Ма­стерить потрясающие по красоте вещи он научил­ся благодаря Владимиру Цекунову, возродившему в 90-х технику древесной филиграни.

— Познакомился я с Владимиром Валенти­новичем в гомельской школе №39, где мастер по дереву арендовал помещение. Изго­тавливал на прода­жу шкатулки. Я тог­да работал учителем тех­нического труда. Сож­ская скань меня поразила с первого взгляда, — тру­довик и народный уме­лец быстро нашли общий язык. Михаил Евгенье­вич предложил Цекуно­ву снять фильм о сожской скани. Ведь тогда, в 90-х, об уникальной техноло­гии изготовления древес­ного кружева знали лишь посвящённые. Снятый на любительскую камеру ви­деофильм мастеру понра­вился. В знак благодарно­сти он показал Михаилу Шумскому, как из обыч­ного дерева «плести» по­трясающие узоры.

Оказалось, что для это­го нужен специальный станок, который Цекунов сконструировал сам. Ко­нечно, нарезать тонкую стружку можно и вруч­ную, но точный инстру­мент многократно упро­щает и без того кропот­ливую работу.

Попробовав самостоя­тельно вырезать несколь­ко завитков, Михаил Ев­геньевич с головой ушёл в новое увлечение. Хотя много интересных хобби у него было и до этого. Долгое время увлекался авиа- и ракетомоделиз­мом. Во дворце пионеров руководил кружками со­ответствующей тематики. Команда Михаила Шум­ского по ракетомоделиз­му становилась чемпио­ном республики. А бело­русская сборная под его началом на всесоюзных соревнованиях завоева­ла пятое место. Воспитал Михаил Евгеньевич и па­ру чемпионов СССР по ракетомоделизму.

В Союзе космическая тема была особенно попу­лярна, но увлечение сож­ской сканью оказалось сильнее. Вскоре Шумский захотел сделать свой ста­нок для изготовления дре­весных завитков. При­годились опыт слесар­ных работ и советы Вла­димира Цекунова. Сфо­тографировать инстру­мент Михаил Евгенье­вич не разрешил. И уточ­нил, что в Гомеле их на­берётся не больше десят­ка. Одинаковых станков нет. Каждый изготовлен под конкретного умель­ца и чем-нибудь да отли­чается от своих аналогов.

— Первые полгода я учился вырезать завит­ки. Но этого мало. Сож­ская скань тем и хороша, что осваивать технологию можно всю жизнь. Воз­можности для самосовер­шенствования практиче­ски безграничны, — лёг­кими движениями из закреплённого в станке бру­сочка древесины Миха­ил Евгеньевич нареза­ет стружку и соглашает­ся рассказать о некото­рых тонкостях ювелир­ной работы.

Подарок для Ватикана и Уго Чавеса

Сначала мастер дела­ет эскиз будущего изде­лия на бумаге. Здесь не обойтись без фантазии, хорошего вкуса и разу­мной оценки своих воз­можностей. Разумеется, очень важен и матери­ал, из которого предсто­ит мастерить. Для сож­ской скани подходит лишь прямослойная древесина без сучков. Твёрдые поро­ды не годятся. Стружка из красного дерева или ду­ба плохо скручивается и слишком ломкая. Поэто­му её используют редко.

— Мне, например, очень нравится работать с рябиной. Для жёлтых и розовых деталей исполь­зую крушину, а для зелё­ных прекрасно подойдёт сумах. Причём брусоч­ки для стружки нельзя пересушивать, иначе де­тали получатся хрупки­ми, — мастер показывает коробки с аккуратно раз­ложенными древесными завитками разных форм, размеров и цветов. Гово­рит, что даже у набивших руку мастеров, до 90 про­центов нарезанной струж­ки уходит в брак.

Шумский принципи­ально не использует кра­ску. Готовые изделия для придания блеска и допол­нительной прочности ма­стер покрывает прозрач­ным лаком.

В зависимости от слож­ности кружева на работу может уйти от пары не­дель до нескольких меся­цев. Сотни, а иногда и ты­сячи маленьких стружек наклеиваются на специ­альную основу. С ювелир­ной точностью аккуратно и симметрично.

В сожской скани важ­на каждая мелочь, работа ведь филигранная. С года­ми больших и маленьких секретов у каждого ма­стера накапливается уй­ма. Например, у Михаи­ла Евгеньевича даже та­кая безделица, как баноч­ка с нитроклеем, усовер­шенствована: закрывает­ся специальной пробкой с проволочным дозатором, чтобы на кончике само­дельной кисточки всегда была лишь капелька клея.

— Мне интересно де­лать объёмные работы, хотя такая скань намного сложнее плоской, — про­должает рассказ пенсио­нер. Все его работы уни­кальны. В этом и заклю­чается особенность дре­весной филиграни — ни один мастер не выполнит две абсолютно одинако­вых поделки. Это техни­чески невозможно. Поэто­му приобретая или полу­чая в подарок работу фи­лигранщика, можете быть уверенными: такой боль­ше ни у кого нет!

Собственных поделок в доме Михаила Евге­ньевича сейчас почти не осталось. Большинство из них он раздал дру­зьям или продал. Один из филигранных наборов гомельского мастера хра­нится в Ватикане. Шка­тулка, пасхальное яйцо и бокал были переданы в дар папе Римскому. Рабо­ты гомельских умельцев нередко презентуют вы­соким особам.

Например, уникальное произведение замечатель­ного гомельского мастера Владислава Тесля — пор­трет национального героя Венесуэлы Симона Боли­вара — Президент нашей страны в 2012 году лично вручил Уго Чавесу. Карти­на размером 60х80 санти­метров содержит не ме­нее 15 тысяч деталей из стружки различной фор­мы и размеров.

А вам слабо?

Михаила Шумского и его коллег неоднократно приглашали на телевиде­ние. Рассказать о древес­ной филиграни и проде­монстрировать свои ра­боты. Михаил Евгенье­вич и сам когда-то рабо­тал на ТВ: в 70-е годы на Гомельском телевиде­нии вёл детскую передачу «МиФ» (мечтатели и фан­тазёры), в которой расска­зывал ребятам, как стро­ить авиамодели, воздуш­ных змеев и модели ракет.

— Передача выходи­ла раз в месяц и пользо­валась популярностью у юных гомельчан. В ре­дакцию студии приходило очень много писем от те­лезрителей, — с улыбкой вспоминает былые време­на пенсионер.

В начале 2000-х сож­ская скань снова приве­ла его на ТВ. После па­ры лет работы с фили­гранью гомельчанин ре­шил поучаствовать в кон­курсе «А вам слабо?» по­пулярной российской пе­редачи «Сам себе режис­сёр». Для этого он само­стоятельно снял неболь­шой видеоролик, кратко рассказал о своём увле­чении и показал несколь­ко своих поделок. Виде­окассету отправил в Мо­скву. Скоро из «Останки­но» позвонили и пригла­сили на запись передачи.

Больше всего на рос­сийском телевидении гомельского мастера впе­чатлил музей «Поле чу­дес», где выставлены по­дарки Леониду Якубови­чу. Там он увидел очень много любопытных ве­щей ручной работы. В том, что победит в кон­курсе «А вам слабо?», Михаил Евгеньевич не сомневался. В качестве заслуженного приза из Москвы привёз телеви­зор «Сокол». Он работа­ет до сих пор. Хотя смо­трит ТВ 76-летний пенси­онер не часто. Несмотря на солидный возраст, он по-прежнему увлекается резьбой по дереву. Масте­рит, правда, в основном на заказ. Много времени от­нимают и другие увлече­ния. Михаил Евгеньевич освоил компьютер и те­перь популяризирует сож­скую скань в Интернете.

Кружевной рисунок выкладывается стружкой разных пород дерева. Древняя техника, использовавшаяся в XV веке для украшения икон, была забыта. В 1990 году за возрождение скани взялся гомельский мастер по дереву Владимир Цекунов. В 2008 году мастер покинул этот мир, но его ученики и последователи продолжают начатое им дело.

Метки: