В домашней мастерской Михаила Шумского пахнет деревом и лаком. Здесь более пятнадцати лет гомельчанин выкладывает древесной стружкой кружева. Ими украшены шкатулки, миниатюрные бабочки, ажурные вазы — всё выполнено по уникальной технологии «Сожская скань». Техника достаточно древняя, использовалась на Руси в XV веке для украшения икон, но потом была забыта, пишет городской журнал “Белка”.
Завиток к завитку
— Единственная в мире школа этого искусства находится в Гомеле, больше нигде такого вы не увидите, — утверждает Михаил Евгеньевич. Мастерить потрясающие по красоте вещи он научился благодаря Владимиру Цекунову, возродившему в 90-х технику древесной филиграни.
— Познакомился я с Владимиром Валентиновичем в гомельской школе №39, где мастер по дереву арендовал помещение. Изготавливал на продажу шкатулки. Я тогда работал учителем технического труда. Сожская скань меня поразила с первого взгляда, — трудовик и народный умелец быстро нашли общий язык. Михаил Евгеньевич предложил Цекунову снять фильм о сожской скани. Ведь тогда, в 90-х, об уникальной технологии изготовления древесного кружева знали лишь посвящённые. Снятый на любительскую камеру видеофильм мастеру понравился. В знак благодарности он показал Михаилу Шумскому, как из обычного дерева «плести» потрясающие узоры.
Оказалось, что для этого нужен специальный станок, который Цекунов сконструировал сам. Конечно, нарезать тонкую стружку можно и вручную, но точный инструмент многократно упрощает и без того кропотливую работу.
Попробовав самостоятельно вырезать несколько завитков, Михаил Евгеньевич с головой ушёл в новое увлечение. Хотя много интересных хобби у него было и до этого. Долгое время увлекался авиа- и ракетомоделизмом. Во дворце пионеров руководил кружками соответствующей тематики. Команда Михаила Шумского по ракетомоделизму становилась чемпионом республики. А белорусская сборная под его началом на всесоюзных соревнованиях завоевала пятое место. Воспитал Михаил Евгеньевич и пару чемпионов СССР по ракетомоделизму.
В Союзе космическая тема была особенно популярна, но увлечение сожской сканью оказалось сильнее. Вскоре Шумский захотел сделать свой станок для изготовления древесных завитков. Пригодились опыт слесарных работ и советы Владимира Цекунова. Сфотографировать инструмент Михаил Евгеньевич не разрешил. И уточнил, что в Гомеле их наберётся не больше десятка. Одинаковых станков нет. Каждый изготовлен под конкретного умельца и чем-нибудь да отличается от своих аналогов.
— Первые полгода я учился вырезать завитки. Но этого мало. Сожская скань тем и хороша, что осваивать технологию можно всю жизнь. Возможности для самосовершенствования практически безграничны, — лёгкими движениями из закреплённого в станке брусочка древесины Михаил Евгеньевич нарезает стружку и соглашается рассказать о некоторых тонкостях ювелирной работы.
Подарок для Ватикана и Уго Чавеса
Сначала мастер делает эскиз будущего изделия на бумаге. Здесь не обойтись без фантазии, хорошего вкуса и разумной оценки своих возможностей. Разумеется, очень важен и материал, из которого предстоит мастерить. Для сожской скани подходит лишь прямослойная древесина без сучков. Твёрдые породы не годятся. Стружка из красного дерева или дуба плохо скручивается и слишком ломкая. Поэтому её используют редко.
— Мне, например, очень нравится работать с рябиной. Для жёлтых и розовых деталей использую крушину, а для зелёных прекрасно подойдёт сумах. Причём брусочки для стружки нельзя пересушивать, иначе детали получатся хрупкими, — мастер показывает коробки с аккуратно разложенными древесными завитками разных форм, размеров и цветов. Говорит, что даже у набивших руку мастеров, до 90 процентов нарезанной стружки уходит в брак.
Шумский принципиально не использует краску. Готовые изделия для придания блеска и дополнительной прочности мастер покрывает прозрачным лаком.
В зависимости от сложности кружева на работу может уйти от пары недель до нескольких месяцев. Сотни, а иногда и тысячи маленьких стружек наклеиваются на специальную основу. С ювелирной точностью аккуратно и симметрично.
В сожской скани важна каждая мелочь, работа ведь филигранная. С годами больших и маленьких секретов у каждого мастера накапливается уйма. Например, у Михаила Евгеньевича даже такая безделица, как баночка с нитроклеем, усовершенствована: закрывается специальной пробкой с проволочным дозатором, чтобы на кончике самодельной кисточки всегда была лишь капелька клея.
— Мне интересно делать объёмные работы, хотя такая скань намного сложнее плоской, — продолжает рассказ пенсионер. Все его работы уникальны. В этом и заключается особенность древесной филиграни — ни один мастер не выполнит две абсолютно одинаковых поделки. Это технически невозможно. Поэтому приобретая или получая в подарок работу филигранщика, можете быть уверенными: такой больше ни у кого нет!
Собственных поделок в доме Михаила Евгеньевича сейчас почти не осталось. Большинство из них он раздал друзьям или продал. Один из филигранных наборов гомельского мастера хранится в Ватикане. Шкатулка, пасхальное яйцо и бокал были переданы в дар папе Римскому. Работы гомельских умельцев нередко презентуют высоким особам.
Например, уникальное произведение замечательного гомельского мастера Владислава Тесля — портрет национального героя Венесуэлы Симона Боливара — Президент нашей страны в 2012 году лично вручил Уго Чавесу. Картина размером 60х80 сантиметров содержит не менее 15 тысяч деталей из стружки различной формы и размеров.
А вам слабо?
Михаила Шумского и его коллег неоднократно приглашали на телевидение. Рассказать о древесной филиграни и продемонстрировать свои работы. Михаил Евгеньевич и сам когда-то работал на ТВ: в 70-е годы на Гомельском телевидении вёл детскую передачу «МиФ» (мечтатели и фантазёры), в которой рассказывал ребятам, как строить авиамодели, воздушных змеев и модели ракет.
— Передача выходила раз в месяц и пользовалась популярностью у юных гомельчан. В редакцию студии приходило очень много писем от телезрителей, — с улыбкой вспоминает былые времена пенсионер.
В начале 2000-х сожская скань снова привела его на ТВ. После пары лет работы с филигранью гомельчанин решил поучаствовать в конкурсе «А вам слабо?» популярной российской передачи «Сам себе режиссёр». Для этого он самостоятельно снял небольшой видеоролик, кратко рассказал о своём увлечении и показал несколько своих поделок. Видеокассету отправил в Москву. Скоро из «Останкино» позвонили и пригласили на запись передачи.
Больше всего на российском телевидении гомельского мастера впечатлил музей «Поле чудес», где выставлены подарки Леониду Якубовичу. Там он увидел очень много любопытных вещей ручной работы. В том, что победит в конкурсе «А вам слабо?», Михаил Евгеньевич не сомневался. В качестве заслуженного приза из Москвы привёз телевизор «Сокол». Он работает до сих пор. Хотя смотрит ТВ 76-летний пенсионер не часто. Несмотря на солидный возраст, он по-прежнему увлекается резьбой по дереву. Мастерит, правда, в основном на заказ. Много времени отнимают и другие увлечения. Михаил Евгеньевич освоил компьютер и теперь популяризирует сожскую скань в Интернете.
Кружевной рисунок выкладывается стружкой разных пород дерева. Древняя техника, использовавшаяся в XV веке для украшения икон, была забыта. В 1990 году за возрождение скани взялся гомельский мастер по дереву Владимир Цекунов. В 2008 году мастер покинул этот мир, но его ученики и последователи продолжают начатое им дело.