По словам эксперта, сейчас на 11-классников падает слишком большая нагрузка: за короткий промежуток они сдают в сумме 7-8 экзаменов – в школе и при поступлении в вуз. Но сведение их в общее испытание, по его мнению, вряд ли решит назревшие проблемы системы образования.
Назвать возможное совмещение ЦТ и выпускных экзаменов реальной реформой образования нельзя, заявил Sputnik известный белорусский педагог Евгений Ливянт.
В правительстве 12 августа одобрили совмещение централизованного тестирования и выпускных экзаменов в школах, изменения могут вступить в силу до 1 сентября 2022 года. Детально их рассмотрят на республиканском педсовете 23-24 августа.
Посмотреть на соседей
По словам Евгения Ливянта, сегодня на белорусских 11-классников приходится очень большая нагрузка – четыре выпускных экзамена и потом ещё три или четыре ЦТ. И это всё в течение одного месяца.
“В Советском Союзе было по-другому: в школе сдавали выпускные экзамены в конце мая-начале июня, а вступительные начинались лишь во второй половине июля. То есть у абитуриентов были полтора месяца, чтобы передохнуть и подготовиться к поступлению”, – вспоминает он.
В этом вопросе эксперт обращает внимание на соседние страны, где система образования в последнее время на подъеме.
“Сейчас в России совмещенные экзамены, и мы хотим пойти по такому же пути. Однако в РФ все гораздо сложнее. Например, по математике есть базовый экзамен для тех, кто не планирует поступать в вуз, где нужна математика, и есть профильный – для тех, кто собирается поступать в вуз математического профиля”, – отмечает он.
В Польше выпускники отдельно сдают выпускные экзамены по математике, польскому языку и иностранному – английскому либо немецкому. Если ученик не сдает хотя бы один из них, ему не дают аттестат, добавляет эксперт.
“В таком случае ученик может в течение лета пересдать его и поступить на незаполненные места в вуз. Если “завалил” два и больше, то поступить в этом году в вуз уже не получится. Просто давайте посмотрим, как у соседей, и подумаем, как будет для нас лучше”, – считает он.
В слабых школах оценки часто рисуют
По его словам, если национальный экзамен (совмещение ЦТ и школьных экзаменов – Sputnik) будет проводиться в школах, то высока вероятность, что экзамены будут организованы плохо.
“Какая цель у этого всего? Свести к минимуму нагрузку на школьников? Возможно. Но давайте проясним такой момент: ЦТ, которое проходит в вузах, проводится достаточно жестко и честно. А школьные экзамены – с точностью до наоборот. В сильных школах, как правило, выпускные экзамены проводятся достаточно честно, а вот в слабых школах оценки очень часто рисуют. Дают возможность ученикам списать – лишь бы сдал”, – говорит Евгений Ливянт.
Он считает, что в таком случае нужно придумать новую систему контроля.
“В России ЕГЭ сдают в школах, но там с 2015 года система контроля очень хорошая и она постоянно совершенствуется. Причем, не только в Москве, но и в регионах – что в Махачкале, что в Уренгое или Владивостоке. Списать практически невозможно”, – констатирует педагог.
Ливянт также думает, что сводить ЦТ и выпускные экзамены преждевременно, поскольку содержание централизованного тестирования не в полной мере соответствует школьной программе.
Он напомнил, что про объединение ЦТ и экзаменов в школах говорят уже много лет, а первые объединенные испытания должны были написать выпускники еще этого года. По его мнению, не факт, что это заработает и к 1 сентября 2022 году.
“Но в первую очередь нужно говорить не о том, как усовершенствовать систему контроля знаний, а как научить школьников. Такое ощущение, что это вообще у нас никому не интересно”, – резюмирует он.