Маленькие детки – немаленькие бедки. Два года в спецучреждении закрытого типа может провести 12-летняя мозырянка, инициировавшая драку с ровесницей

28.02.2020 в 22:53
Юлия Прашкович, "Правда Гомель"

В конце прошлого года в интернете появилось видео жестокой драки подростков в Мозыре. Отношения выясняли две двенадцатилетние девчонки. Как это делать лучше и куда направлять очередной удар, зачинщице подсказывали свидетели потасовки – школьники, которые осознанно шли посмотреть на запланированную драку. И заодно снять самые «острые» эпизоды на камеры своих телефонов. Так ребята решили себя развлечь в один из дней школьных каникул. 

Признаюсь честно, уже после первых секунд просмотра впопыхах снятого ролика захотелось тут же остановить происходящее. Хотя бы с помощью компьютерной кнопки. Между тем расходиться, а уж тем более прекращать зрелище дети не собирались: на видео слышно, как детские голоса комментируют происходящее, смеются, дают советы дерущимся. 

К слову, это была не первая ссора девчонок. Как выяснилось позже, одна школьница сказала что-то обидное о маме другой. Та (назовем ее Ириной) предпочла защищать родительницу самостоятельно – агрессивно и жестоко. Ни один ребенок не сказал взрослым о серьезном конфликте. Впрочем, душевные разговоры с детьми в семье Ирины были редкостью. Воспитанием четверых детей здесь занимались эпизодически. Это выяснилось в ходе дальнейшего разбирательства. Подтверждением стал следующий факт: ранее дети из этой семьи уже признавались находящимися в социально опасном положении, да и в настоящее время в этом статусе. А вот сама девчонка в поле зрения педагогов-психологов не попадала. Возможно, потому, что систематически отсутствовала на занятиях, ее личность не была глубоко изучена. Как оказалось, до поры до времени.

Причины для пристального внимания психологической службы, несомненно, имелись. По крайней мере, для родителей девчонки они были очевидными. Несмотря на юный возраст, у школьницы уже был неудачный опыт употребления спиртного: как-то малолетняя барышня вернулась домой в состоянии алкогольного опьянения. Воровала деньги у мамы, банковскую карточку у бабушки. Требовала у родительницы: «Если хочешь, чтобы я ходила в школу, давай мне по 10 рублей!» Но мама старалась подобные звоночки неблагополучия скрыть, о проблемах в семье никому не рассказывала. Многие моменты утаивались и от отца, так как он к провинностям детей относился более строго. 

Дошло до того, что мать стала закрывать глаза на проступки собственной дочери. Сама курила, а рядом с ней с сигаретой во рту – малолетняя девочка. Ирине позволялось многое, да и за проступки не наказывали. Уже потом, на судебном заседании, у присутствующих сложилось впечатление, что мать боится своей дочери. А ей, напомню, только двенадцать. 

Если воспитанием собственного ребенка недосуг заниматься родителям, эту функцию выполнит государство. Суд принял заявление комиссии по делам несовершеннолетних в производство, в феврале состоялось судебное заседание. Решение суда – направить несовершеннолетнюю на два года в спецучреждение закрытого типа (в законную силу еще не вступило, может быть обжаловано и опротестовано). К административной ответственности привлечены и родители.

Как видим, малолетний возраст не освобождает юного агрессора от ответственности. Конечно, не каждый в силу своих возрастных особенностей сразу сможет осознать, к каким неисправимым последствиям ведут противоправные действия. Для дальнейших раздумий о жизни и перевоспитания у Ирины теперь есть два года. Хочется верить, что девочка с помощью опытных педагогов сумеет переосмыслить случившееся. 

Подобные случаи должны «встряхнуть» и родителей, детей которых «обязана воспитывать школа». Таких мам и пап не слишком волнует, где проводит вечера их отпрыск. А его, между прочим, во внешкольное время может не быть дома по 5–6 часов. Зато, как только с ребенком происходит какая-то не слишком красивая история, такие родители уверенно обвиняют школу в происходящем. Правильно ли это? Насколько в воспитании важен пример родителей? Замечает ли подросток, как мама и папа отмечают праздники, как решают конфликты, как ведут себя в повседневной жизни? Должна ли школа отвечать за то, где и как проводит время ребенок, скажем, в каникулярное время? Задать себе эти вопросы самое время. 

Обсуждение

Новости партнёров

Загрузка...