Как выглядит современный феминизм? Cтоит ли женщине жить для себя, не рожая детей? Какой должна быть идеальная семья? О принципах феминизма и семейных ценностях накануне 8 Марта корреспонденты городского журнала “Белка” поговорили с общественной активисткой, волонтёром, «Миссис Беларусь — 2014», женой и мамой двоих детей Юлией Перегудовой.
Александр Евсеенко:
— Начнём с главного: вы феминистка?
Юлия Перегудова:
— Нет, хотя тоже борюсь за некоторые права женщин в рамках общественной работы.
Елена Чернобаева:
— Не кажется ли вам, что феминизм несколько поменял направление? Раньше феминистки боролись за политические и социальные права женщин, нынешние пытаются распределить роли в семье, вернее, полностью уравнять в быту мужчину и женщину.
Юлия Перегудова:
— Семейный быт — это внутреннее поле экспериментов, закрытая для посторонних тема. Поэтому я могу однозначно говорить лишь о том, что вижу и знаю. А вижу я следующее: сегодня женщины обладают теми же правами и возможностями, что и мужчины. Даже правом становиться нобелевскими лауреатами. Все значимые должности в среднем руководящем звене занимают женщины. Кто в недавней избирательной кампании главную скрипку играл? Женщины. На Олимпиаде кто медали завоёвывал? Опять, они.
Александр Евсеенко:
— При этом та же Дарья Домрачева прекрасно понимает, кто в семье главный. Вон, ради семейного счастья выпала из тренировочного процесса и родила своему Уле дочь…
Юлия Перегудова:
— Так даже в библейских текстах откровенно говорится о первостепенной роли мужчины. Между прочим, очень не зря. На мой взгляд, второе женское место не только очень почётно, но и достаточно комфортно. Поэтому женщины, которые борются за какие-то мифические права и не менее мифическое равноправие, обкрадывают себя сами. Что хорошего в том, если женщинам перестанут уступать дорогу или подавать руку, дарить цветы или говорить комплименты? Даже самой отъявленной феминистке это всегда приятно.
Елена Чернобаева:
— Феминистки категорически против любых конкурсов красоты. Они считают их неприкрытым проявлением сексизма. Ведь женщина, показывая себя во всей красе, как бы выступает в качестве товара, на который обязательно найдётся покупатель. Несколько лет назад вы стали «Миссис Беларусь», а значит, прошли всю эту конкурсную кухню «от» и «до». Наблюдали там что-то подобное?
Юлия Перегудова:
— Нет, конечно. Существуют ведь и мужские конкурсы красоты — они чьи права ущемляют?
Меня, если честно, тревожит другое требование, предъявляемое обществу рядом феминистских организаций. Это борьба за право женщин на аборт. Звучит демократично, но есть вопрос: почему только женщина должна обладать правом решать, родиться новой жизни или нет? А мужчина, будущий отец, почему не имеет права голоса в этом вопросе? Получается, борясь за свои права, эти женщины ущемляют права противоположного пола. Где же тут равноправие, о котором они так много любят говорить?
К сожалению, эта борьба уже даёт горькие плоды. Как лицо движения в защиту жизни «Пролайф» в Беларуси я часто сталкиваюсь с женщинами, решившимися на аборт. Нередко оказывается, что они даже не говорят мужчинам о своей беременности. Считают, это только их проблема и только их ответственность. А ведь для мужчины это, возможно, единственный шанс стать отцом. Жизнь ведь штука непредсказуемая, случиться может всё что угодно.
Александр Евсеенко:
— Так что же такое в ваших глазах феминизм: мировоззрение, основанное на искренней убеждённости, или дань моде, замешанная на пиаре?
Юлия Перегудова:
— Дамы, увлекающиеся идеями феминизма, просто пытаются сбросить с себя часть ответственности за выполнение Богом и природой данных обязанностей. Ведь женщиной быть не просто, тут я не буду оригинальна. Тем более в нашем далеко не совершенном обществе. Но даже в нём проблемы равенства полов уже давно не существует.
Елена Чернобаева:
— Достаточно взглянуть на социальный статус активистов движения. В основном это молодые девушки, которые не имеют ни семьи, ни детей, ни жизненного опыта. И на этом этапе ничего такого даже не хотят. Вот и подводят под собственные предпочтения идейную базу.
Александр Евсеенко:
— А я вижу в этом целенаправленную политику. Мужиков давно и упорно стараются втащить во всевозможные меньшинства, женщин — в феминизм. И всё направлено на разрушение традиционной семьи как основы любого общества.
Юлия Перегудова:
— Возможно и такое. Хотя я не сторонник теорий заговора. Важнее другое: борясь за какие-то там особые права, женщины себя и других лишают главного права — быть женой, матерью, права быть просто счастливой. А ведь это ещё и наше предназначение, на минуточку.
Тем более что все эти радикальные умонастроения со временем проходят. Давайте чисто гипотетически предположим, что всем женщинам, которые сегодня являются рьяными феминистками, предложат подписать договор, где они официально откажутся выходить замуж, рожать детей или воспитывать приёмных и под угрозой штрафа станут жить только для себя. Думаю, среди них найдутся единицы фанатично настроенных, которые решатся на подобный шаг. Потому что остальные в глубине души понимают — рано или поздно природа своё потребует. И хорошо, чтобы рано, в так называемом репродуктивном возрасте. Потому что ни времени, ни здоровья, впустую потраченных на борьбу с несуществующими ветряными мельницами, уже не вернёшь.
Елена Чернобаева:
— Но не каждая женщина готова взвалить на себя двойную ответственность. Сами же говорили, у нас много женщин-руководителей, просто исполняющих широкий круг служебных обязанностей. Но дома с них тоже ответственности за ведение хозяйства никто не снимает. Мужчины не особо рвутся помогать. Они же добытчики, кормильцы, дома их место на диване. Не зря феминистки говорят о женщине как о менеджере семьи, которая в силу мужской инфантильности должна держать в голове и последовательно решать огромный пласт проблем. Так, может, есть в этом всё-таки смысл?
Юлия Перегудова:
— Не знаю, каких мужчин вы имеете в виду, но при необходимости большинство моих знакомых возьмут на себя самые разные обязанности. Я знаю семью, где муж в стандартных, скажем так, обстоятельствах вёл себя достаточно стандартно. Так, как вы описываете. Но когда жена забеременела и врачи запретили ей выполнять физическую работу, он без колебаний взвалил на свои плечи всё то, чем раньше она занималась. Вплоть до мытья полов. Что не мешало ему оставаться достаточно брутальным мужчиной. Это поступок в духе настоящих мужчин: мне нужен ребёнок, и для того, чтобы он благополучно родился, я не остановлюсь ни перед чем. Такое мужское решение нельзя не уважать.
Знаю ещё случай, когда мужчина в определённых обстоятельствах повёл себя абсолютно по-мужски. Речь идёт о человеке, занимавшем достаточно высокую должность в одном из районных центров области. В его семье родился больной ребёнок. Поначалу, как и заведено, с ним в основном находилась мама. По мере взросления ребёнок набирал вес, а уход за ним требовался, как за новорождённым. Видя, что жена уже физически не справляется, этот мужчина принял единственно верное, на мой взгляд, решение: оставил престижную работу, чтобы сидеть с ребёнком. Благодаря чему жена смогла выйти на работу.
Елена Чернобаева:
— Это истории из вашего опыта работы в «Пролайф»?
Юлия Перегудова:
— Совершенно верно. Суть движения, если кратко, в том, чтобы убедить женщин, решившихся на аборт, в опрометчивости поступка. Занимаются этим добровольцы-волонтёры, которые посещают поликлиники в городах Гомельской области. С удовлетворением могу отметить, что количество детей, родившихся после таких бесед, сегодня исчисляется уже не десятками, а сотнями. Иногда процент передумавших делать аборт доходит до 80%. Это очень много. Если в каком-нибудь маленьком городе из 26 решившихся на аборт женщин после общения с нашими представителями 22 решают рожать, это победа. Мы же целый школьный класс сохранили!
Александр Евсеенко:
— К активному участию в этом движении вас подтолкнуло участие в конкурсе «Миссис Беларусь»?
Юлия Перегудова:
— Это движение — близкое и понятное для каждого верующего человека. Толчком стали всё те же заявления феминисток о праве на аборты (кстати, многие из них не задумываются о последствиях для здоровья, обвиняя потом врачей). Как мать двоих детей я просто не смогла остаться в стороне от этой проблемы. Только решила ни в дискуссии с ними вступать, зачастую это просто бесполезно, а действовать.
Ведь многие молодые женщины, наслаждаясь, подобно стрекозе, красным летом, не задумываются, что оно очень быстро заканчивается. Биологические же часики тикают, это факт. И когда годам к 35 сегодняшние 20-летние феминистки осознают всю несостоятельность собственных теорий, подкреплённых юношеским максимализмом, и хотят наладить обычную семейную жизнь, порой бывает поздно. Тогда пересматриваются все предыдущие воззрения, начинаются обиды и претензии. И знаете, какая из них главная? Почему в 20 лет мне этого никто не объяснил?
Александр Евсеенко:
— А хотели ли они слушать?
Юлия Перегудова:
— Мне раньше так тоже казалось, ведь это же очевидно. Но когда стала знакомиться с явлением ближе, убедилась: многим девушкам и женщинам действительно не хватало плеча, мудрого друга или авторитетного собеседника, который бы помог разобраться в причинах сложившейся сложной ситуации и найти правильный выход. Кстати, прерывание беременности не решает глобальный вопрос «Как жить дальше?», а лишь временно меняет ситуацию.
Елена Чернобаева:
— Но ведь феминизм частично, хоть и достаточно подспудно, замешан на желании довольно большой группы людей пожить для себя. И такое желание есть не только у молодых женщин. Сомневаюсь, что кто-то сможет переубедить их в обратном.
Александр Евсеенко:
— Я бы добавил: откуда в наших людях убеждённость, что рождение ребёнка — это если не конец жизни и карьеры, то достаточно длительный перерыв в этом захватывающем процессе? Почему у многих нет понимания элементарного: семья и преемственность поколений — это и есть суть человеческой жизни. Всё остальное суета.
Юлия Перегудова:
— А вы сами давно это поняли?
Александр Евсеенко:
— Да не очень…
Юлия Перегудова:
— Вот видите. На каком-то этапе мы утратили осознание, что женщинами не становятся сами по себе, их воспитывают из девочек. С малых лет они должны понимать, что у всего есть цена. Как бы успешно поначалу ни развивалась твоя служебная карьера, её всё равно придётся прервать для рождения и воспитания ребёнка. Это сегодня ты можешь не хотеть детей, но через три года, пять лет инстинкт материнства, заложенный в каждой из нас, возьмёт верх над доводами разума.
Помните, в советское время каждая девочка ещё от мамы и бабушки со школьной скамьи знала, что в 17 лет она должна поступить в институт, техникум или ПТУ. К 20 годам или чуть позже получить профессию. И не позднее 22, а то и 21 года выйти замуж и родить. Если этого не произошло до 25 лет — катастрофа.
Это вовсе не зомбирование, как может показаться, а тот личностный график, который был практически у каждой девушки. И которому она старалась неукоснительно следовать. Дальше уже шли квартиры, дачи, машины, служебный рост. Но на создание семьи и продолжение рода отводились лучшие годы жизни. Которые, увы, сегодня многие воспринимают как бесплатное приложение к самостоятельности. Или как неотъемлемое право, за которое так бьются те же феминистки. Хочу учусь, хочу не учусь, хочу женюсь, хочу не женюсь…Право-то оно право, но в те годы перед изучением своих прав сначала учили обязанности.
К этому мы и должны вернуться. Тем более что в Беларуси сделать это гораздо проще, чем в остальной Европе. У нас и традиции семейные, религиозные крепче, и народ мудрый. Социальная поддержка населению оказывается на высоком уровне. Это и образования касается, и медицины, и того же ЖКХ. Я много где бывала, могу сравнивать. Надо только объяснять терпеливо молодёжи, что всё то, чем они пользуются начиная с детского сада, это не государственная благотворительность, а государственные вложения в человеческий капитал. Проще говоря, долг, который необходимо отдавать. В том числе и путём создания крепких семей, где как в присказке семеро по лавкам. Ну хотя бы двое-трое, и то это положительно скажется на демографической ситуации в стране. Да и не в демографии дело. Важно, чтобы независимо от сложившихся жизненных обстоятельств, каждая представительница прекрасного пола чувствовала, как важно и незаменимо её личное, особенное место и предназначение в этом мире. Тогда наши женщины будут счастливы не только 8 Марта.