С 12 октября изменятся правила для пассажиров и водителей общественного транспорта. Если у вас нет талона на проезд, нужно заходить в переднюю дверь и сразу покупать билет у водителя. Родители с колясками и инвалиды, которые не могут попасть в передние двери, становятся потенциальными нарушителями. Эти изменения вызвали жаркие споры в социальных сетях.
Одни жаловались на грядущие неудобства, другие удивлялись, зачем вообще молодым родителям “переться в общественный транспорт”, ведь у них “по 2-3 машины обычно” и “всегда можно взять такси”.
Мы собрали мнения белорусов о нововведениях и об общественном транспорте в целом. А мамы, проживающие за рубежом, поделились своим опытом.
Катерина: “Злых и сварливых людей больше”
– Я начала отказываться от коляски в общественном транспорте. Это слишком неудобно: водители близко не подъезжают, люди вглубь салона не проходят, некоторых приходится очень сильно попросить, чтобы пустили под окно, где можно стать с коляской. Я – очень культурный пассажир, но все равно часто нарываюсь на грубость. Большинство людей либо делает замечание, либо недовольно кривится, если ребенок взвизгнет. И часто толкают, когда с коляской выходишь или заходишь. Есть и хорошие люди, ничего не скажу. Но злых и сварливых больше.
Квест по поводу оплаты проезда я и не пытаюсь проходить. Зная, что мне надо куда-то ехать, заранее иду в метро, чтобы купить талоны. Это минут 10 ходьбы от моего дома – ближе ничего нет. Покупаю сразу 10. А иногда выручают подруги – другие мамы: делимся талончиками друг с другом.
Но если совсем спонтанная поездка, а талонов нет, тогда трудно. Передаю деньги через пассажиров и надеюсь, что если на следующей остановке зайдут контролеры, они войдут в ситуацию.
Когда вступит в силу изменения, видимо, этот вариант для меня будет исключен.
Наверное, проще всего купить проездной. Но я не так много езжу, это пока мне невыгодно. Было бы здорово, если бы на каждой остановке были терминалы с продажей билета. Или вообще, внутри автобуса. Но это мечта. А вообще, главное, чтобы люди были добрее и уважали друг друга.
Оксана: “Талон покупает четырехлетний сын”
– Я мало езжу на общественном транспорте. С двумя шустрыми мальчиками двух и четырех лет это слишком сложно. Но иногда приходится. Входим в общественный транспорт с коляской в средние двери. Обычно талончик у меня уже готов. Если не успеваю, отправляю покупать талончик старшего сына.
Это, кстати, хорошо развивает его самостоятельность. Но в час-пик я стараюсь не ездить. Не думаю, что новые правила сильно усложнят нам жизнь. Да, напряжения будет чуть больше. Но не намного.
Ольга: “Нужно в правилах прописывать исключения”
– Раз уж уважаемые чиновники так обеспокоены проблемой безбилетников, то, возможно, нужно в правилах прописывать исключения. Например, данное правило не распространяется на родителей с детьми до трех лет и инвалидов.
Или сделать проезд родителей с колясками бесплатным, как в Швеции, например.
Ромуальда: “Ехать без билета – стыдно”
– Я считаю, что наличие билета – проблема только пассажира.
Если я с ребенком (с коляской), то моя обязанность позаботиться о том, чтобы билет уже был, когда я вхожу в транспорт.
Ехать без билета с малышом – просто стыдно и унизительно.
Полина: “Нервничаю, пока не пробью талон”
– От изменений в правилах проезда в моей жизни не поменяется ничего. Я как нервничала, так и нервничаю, пока не пробью талон. Поэтому стараюсь в транспорт заходить с уже готовым талоном, чтобы не испытывать неудобства и не волноваться за ребенка, пока его покупаю.
Я считаю, что в Минске с транспортом всё в порядке. А вот в других городах – вопрос большой. Я сама из Гродно, есть знакомые в Молодечно. Там – все куда сложнее.
Наталья: “Иногда стоишь и думаешь, как вообще не упасть в обморок”
– Я стараюсь заранее на проездной записать поездки, но бывает разное. Раньше мы жили на оживленном перекрестке, там билеты были в легкой доступности. А сейчас переехали, и ни на одной из остановок близлежащих талонов не купить, только если специально ехать несколько остановок. В общем, это целая проблема.
При заполненном транспорте я, конечно, нагло всех прошу передать на талон водителю, но постоянно чувствую на себе недовольные взгляды, как я посмела кого-то вообще побеспокоить.
Иногда устаешь настолько, что стоишь посреди автобуса без сил и думаешь, как вообще не упасть в обморок, а ехать надо, и вопрос покупки талончика далеко не первостепенный в этом списке. А получается, что еще про это думать надо.
А одно из высказываний вызвало много эмоций у пользователей сети Faceebook:
Мы спросили у мам, которые живут за рубежом, как обстоит дело с общественным транспортом в других странах.
Татьяна, США: “Я даже не знаю, где у нас остановка”
– В большинстве городов США общественный транспорт есть, но он очень неудобен: его очень мало и им редко пользуются люди. Например, я даже не знаю, где у нас остановка. Думаю, никто об этом не знает. В крупных городах ситуация иная: как везде в мире. Транспорта много, он разный, ходит регулярно.
Все автобусы оборудованы креплениями для велосипедов спереди автобуса и электрическим пандусом для инвалидов. Если инвалид на остановке, водитель помогает ему заехать, закрепить все и так же на выходе. Купить билет просто: на остановках обычно есть электронные кассы. Если не успел, можно купить билет у водителя или по карточке или наличными деньгами.
Москва, Олеся: “Не советую передвигаться по городу с коляской”
– Билеты приобретаются в киосках по тарифам. У водителя это стоит в два раза дороже. Вход – через переднюю дверь, там установлены электронные компостеры. Но если ты с коляской, то открывают среднюю дверь.
Автобусы удобные, но людей так много, что я не советую передвигаться по городу с коляской. Рассчитывать на помощь окружающих особо не приходится: как правило, все безучастны.
Прага, Ксения: “Водитель может объявить “освободите место для коляски”
– Дети до 15 лет ездят бесплатно. Пассажиры с детьми до 3 лет не оплачивают проезд, если у них есть документ на ребенка с фотографией. Если пассажир заходит в транспорт с коляской, в которой сидит ребенок, то оплачивать проезд не нужно.
Если коляска без ребенка, то за ее провоз нужно платить. У водителя можно купить билет только на пригородных линиях. Автоматы стоят у некоторых остановок, на всех станциях метро, возле фуникулера. Часто билеты можно приобрести в маленьких магазинчиках возле остановок. Очень удобно покупать билеты с помощью смс.
Не весь транспорт оборудован для проезда с колясками. Удобнее всего планировать маршрут через интернет, отметив поле “только транспорт с низким полом”. Такого транспорта много, ездит часто. Мамы, которые не любят просить о помощи окружающих, могут все спланировать и ни разу не поднимать коляску. В метро есть лифты или подъемники.
Обычно люди хорошо относятся к мамам с колясками, помогают, дружелюбны. Водитель может объявить: “Освободите место для коляски”, если видит, что на остановке мама с коляской, а площадка занята. Понятно, что иногда бывают форс-мажоры, что-то не работает или вся площадка для колясок занята, и приходится ждать следующего транспорта, но в целом путешествовать очень удобно.
Исландия, Елена: “Водители любят погонять”
– Родители с коляской платят за проезд, как все остальные пассажиры: за коляску не доплачивают. Рассчитываться с водителем нужно сразу или предъявить проездной. Здесь очень развиты электронные проездные: люди предъявляют водителю телефон.
Талоны можно купить у водителя, но только если без сдачи. Купить талоны в городе не так-то просто: они не продаются на остановках. Я, например, знаю только одну точку, где их можно купить.
Заходить в транспорт можно только через переднюю дверь. Передняя дверь узкая, поэтому мамам с коляской водитель открывает среднюю дверь.
Но вообще с коляской в транспорт заходить удобно. Людей на автобусах ездит мало, толкучки в транспорте нет. Автобусы хорошие, удобные, ездят быстро. Правда, водители здесь любят погонять и тормозят резко. Поэтому с коляской ездить иногда даже страшновато.
Но в целом – никаких проблем нет. Всё предусмотрено, а люди отзывчивы и охотно помогают.
А вы довольны общественным транспортом в вашем городе?