Если спросить у любого водителя, с какой скоростью можно передвигаться по дорогам Беларуси, он, не задумываясь, ответит: “90 – до населенного пункта, 60 – в населённом пункте. Ну или по установленным знакам”. Таковы общие правила.
Всё было просто, если бы обязанности сидящего за рулем на этом заканчивались. Однако даже при соблюдении скоростного режима водитель может быть обвинен в неправильном выборе скорости, потому что в ПДД существует п.87.
По состоянию на 1 января 2019 года сеть автомобильных дорог общего пользования в Беларуси составляет почти 87 тысяч километров. Из них к республиканским автомобильным дорогам относится почти 16 тысяч, к местным автомобильным дорогам – 71 тыс. км.
Интересная ситуация получается с магистралями. Их у нас двенадцать, общей протяженностью порядка 3 тыс. км. ПДД позволяют ездить здесь со скоростью до 110 км/ч.
Берем главную автомагистраль страны М1/Е30 – и видим, что практически на всех ее участках разрешенная скорость изменена (понижена или повышена) знаками “Ограничение максимальной скорости”. Забавно, но п.89 ПДД (на автомагистралях – не более 110 км/ч) распространяется только на участок длиной 845 метров.
А теперь рассмотрим остальные дороги (оставшаяся часть республиканских и все местные), где разрешенная скорость по п.89 ПДД – не более 90 км/ч. Здесь ситуация кардинально отличается. На дорогах все больше знаков “Опасный поворот”, “Пешеходный переход” и т.д. А дорожных знаков “Ограничение максимальной скорости” всё меньше.
Тут уже водителю приходится полагаться только на свое представление о максимально допустимой скорости. Логичен вопрос: каждый ли сидящий за рулем способен провести такой анализ?
Более того, максимально допустимая скорость по ПДД и по строительным нормам отличаются.
При проектировании автомобильных дорог используется понятие “расчетная скорость движения”. Это скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, исходя из которой определяются параметры элементов автомобильной дороги, необходимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. От расчетной скорости устанавливается и продольный уклон дороги (спуски – подъемы), и наименьшее расстояние видимости для остановки и т.д.
Расчетные скорости движения для проектирования геометрических элементов дороги принимают:
Категория дороги | Расчетная скорость, км/ч | |
основная | допускаемая* | |
I-a | 140 | 120 |
I-б | 120 | 100 |
I-в | 120 | 100 |
II | 120 | 100 |
III | 100 | 80 |
IV | 80 | 60 |
V | 60 | 40 |
* допускаемые расчетные скорости, приведенные в таблице, применяются для назначения параметров геометрических элементов отдельных участков дороги в холмистой местности, в стесненных условиях или при реконструкции.
Автомобильных дорог I технической категории в Беларуси порядка 1,6 тыс. км, II – 1,8 тыс. км, III – 6,1 тыс. км, IV – 38 тыс. км, V – 23,3 тыс. км, VI – 15,9 тыс. км.
Из общего протяжения порядка 27 тыс. км дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие. Протяженность грунтовых дорог – 11,5 тыс. км.
Сопоставив данные, получаем, что для дорог IV и V технический категорий (а это порядка 70% общей протяженности дорог) основная расчетная скорость – 60-80 км/ч.
Так почему ПДД позволяют автомобилю передвигаться со скоростью до 90 км/ч на гравийном покрытии и грунтовым дорогам (а это почти половина дорог страны) при расчетных скоростях 60-80 км/ч.? Безопасно ли это? Не потому ли мы зачастую наблюдаем “камикадзе” на таких дорогах, у которых в голове только “90-60-90” и которые не понимают, на какой дороге и какому покрытию они передвигаются?