Белорусы очень любят старые машины. Всё дело в скромных доходах? Или в выдающихся качествах? Либо это всё вопросы психологии? Будем разбираться!
Они нам по карману
Давайте откровенно: если бы финансовые возможности позволяли, мы бы выбирали новые, а не старые машины. В большинстве случаев рассуждения о том, как прекрасны “старые добрые” модели и как ужасны “придуманные маркетологами” современные, – от бедности. Предложите человеку за одни и те же деньги взять “тот самый” Mercedes W124 или новейший W213 – и он наверняка выберет последний.
Типичный пример: в музее или на олдтаймер-ралли многие с удовольствием рассматривают старые классические машины и фотографируются с ними. Наверное, все не прочь и прокатиться хоть за рулем, хоть на пассажирском сиденье. Но многие ли готовы ездить на них каждый день? За сопоставимые деньги они выбирают современные автомобили.
Можно восторгаться “ламповостью” старых моделей, искать в них душу. Но объективно у новых машин – более высокий уровень активной и пассивной безопасности, комфорта, динамических качеств, более интересные технические характеристики, лучше оснащение, чем у предшествующих поколений.
Выбор в пользу старых машин чаще всего можно объяснить чисто экономическими причинами, а вовсе не тем, что “больше нравится старое”, хотя не исключаем, что с некоторыми легендарными моделями, не получившими достойных наследников, это действительно может быть так. Но то исключения из общего правила, когда между старым и новым мы выбираем именно новое.
Впрочем, это все равно не отменяет любви к старой технике. У кого-то это остается на уровне лишь разговоров, а кто-то и в самом деле покупает себе второй (третий, четвертый) автомобиль “для души”. Почему?
Они – “настоящие”
Современные автомобили создаются не только с заботой об экологии, но и с повсеместной экономией – с целью удержать на приемлемом уровне и массу, и себестоимость. Поэтому, несмотря на в целом более сложную конструкцию, обилие датчиков, управляющих блоков, исполнительных механизмов и электроприводов, некоторые вещи (особенно в отделке салона) упрощены, удешевлены, натуральные материалы заменены банальным пластиком. А в “старичках” все детали массивные, декоративные вставки в интерьере действительно деревянные, хром и алюминий настоящие.
Наверное, это и есть та самая “ламповость”, когда все – аналоговое, теплое и уютное. Когда в дизайне и интерьере много небольших, но интересных, изысканных деталей, на себестоимости которых не пытались сэкономить, а технологический процесс их производства – максимально оптимизировать.
Та же история и с техникой. Двигатель – на шесть или восемь цилиндров и минимум на три литра, а не форсированный наддувом трехцилиндровый объемом чуть больше литра. Полный привод – с дифференциалом и понижающей передачей, а не с муфтой, с механическими блокировками, а не их электронными имитациями. Для кого-то это куда важнее, чем более высокие характеристики или ходовые качества.
Вот, скажем, турбонаддув. В старых машинах каждый бодрый разгон – это впечатляющая серия толчков в спину от резко нарастающего ускорения. Современные машины куда мощнее и быстрее, но ровный разгон при паровозной тяге не дарит таких ярких эмоций.
Кое в чем они действительно лучше
Катаясь на старых машинах, с удивлением обнаруживаешь, что плавность хода у них выше, отзывчивость на “газ” не задушенного экологией двигателя лучше, шумоизоляция как минимум не хуже. Проходимость старой “легковушки” оказывается на уровне современного моноприводного кроссовера, а ездовой комфорт вполне может быть и выше, потому что у последнего подвеска зажата, а шины низкопрофильные.
Управляемость? С этим все неоднозначно. С одной стороны, в пользу современных автомобилей говорит более высокая жесткость кузова, а также более сложные подвески, современные материалы, вспомогательные электронные системы. С другой – сейчас за активную безопасность отвечает страхующая электроника, шасси уже не настраивается столь скрупулезно, как раньше, особенно на автомобилях массовых брендов. Это лишает многие свежие модели “изюминок” в управляемости, вообще в ездовом характере.
Впрочем, золотые годы по части ездовых качеств пришлись на определенный период: по-настоящему хорошо управляться массовые модели начали лишь в 1990-х, а до этого отточенными повадками могли похвастать совсем немногие модели. И даже они на фоне более поздних поколений выглядят не так ярко – технологии ведь на стояли на месте. Но эмоций от езды все равно может быть больше: легкий кузов, безупречная информативность рулевого управления – ну почему так сейчас не делают? Потому что совсем другие требования безопасности, комфорта и так далее.
Что же касается вопросов эксплуатации, то здесь также палка о двух концах. Старые автомобили, как правило, обладают большим запасом прочности и хорошей ремонтопригодностью. Но ведь и годы берут свое, и условия эксплуатации в нашей стране довольно суровы, так что остаточный ресурс – вопрос открытый. Современные автомобили сложнее и дороже в ремонте, но как минимум надежнее.
Машина времени
И еще, конечно, это отсылка к прошлому. Тому самому, когда ты был молод и беспечен, деревья были большими, а все проблемы – несущественными. Когда ты впервые увидел нереально “крутую тачку”, влюбился в нее – и смог стать счастливым обладателем этого технического чуда только спустя десятилетия. Или еще более раннему периоду, когда ты ребенком ездил на точно такой же машине, которая была у отца (дяди, родственника, соседа по даче), и теперь этот автомобиль – постоянное напоминание о приятном прошлом.
Варианты могут быть разными, но в том или ином виде это работает именно так. Старые вещи помимо своей “ламповости”, изысканности или “честности” несут еще и частичку прошлого. Если оно было приятным, то и напоминание о нем будет дарить только положительные эмоции. Молодежи не понять, маркетологам такого не придумать.