– В 2012 году прочитал статью о вышедшем в Европе Skoda Rapid. Автомобиль понравился, а когда годом позже решил поменять машину, первым автосалоном, в который я отправился, был салон Skoda.
Впрочем, для сравнения убедился, что представляют собой конкуренты: Volkswagen Polo седан, KIA Rio, Hyundai Accent. Кроме того, посмотрел машины классом выше: Octavia, Jetta, Focus и Cee`d. О них скажу, что они лучше Rapid, – всё-таки гольф-класс, но не настолько, насколько больше за них просили.
В 2013 году Rapid поставлялся из Чехии. В России его начали собирать только в 2014-м, а конкуренты были российской сборки, что для меня имело значение. Еще хотелось купить машину, максимально отвечающую личным предпочтениям. Такую возможность в отличие от конкурентов Skoda давала.
В Rapid любую комплектацию можно было дополнить опциями из длинного списка, а не брать все пакетами, в которых половина опций мне не нужна. Опять-таки огромный багажник, в котором, если правильно разложить задние сиденья, могут спать два человека. И такого выбора двигателей и коробок передач у конкурентов тоже тогда не было.
Правда, по стоимости Rapid получился дороже, чем одноклассники в сопоставимой комплектации, но в 2013 году это был полностью европейский автомобиль соответствующего качества. Так что более высокая стоимость, думаю, была оправданной.
На семейном совете был выбран цвет будущей машины, за все остальное ответственным назначили меня. С черным салоном решил не брать – практично, но не по душе. Можно было заказать бежевый салон, но тогда комплектация была бы максимальной.
А в средней комплектации Ambition можно было взять Rapid с комбинированной черно-серой отделкой. Посмотрел список опций в этих комплектациях и решил, что оптимальное соотношение в плане цены и оснащение у Ambition. К ней добавил подогрев передних сидений и магнитолу получше.
О выборе двигателя и коробки думал дольше, ведь было из чего выбирать: трехцилиндровый 1.2 MPI на 75 лошадиных сил и 5МКПП, далее рядные “четверки” 1.2 TSI на 86 сил и 5МКПП, 1.2 TSI на 105 сил и 6МКПП, 1.6 MPI 105-сильный и 5МКПП, 1.4 TSI 122-сильный и “робот” 7DSG.
Самым интересным, на мой взгляд, был 1.2 TSI с 6МКПП. Мощность, максимальный крутящий момент 175 ньютон-метров при оборотах от 1550 до 4100, динамика и небольшой расход топлива – все при нем.
Правда, интернет может отбить всякую охоту до этого мотора. Он и масло “жрет” больше, чем бензина, цепи ГРМ в нем растягиваются и перескакивают после пробега 40-50 тысяч, и вообще после 100 тысяч он должен просто рассыпаться на болты и гайки прямо на дороге.
Другое дело, что конкретных фактов с конкретными владельцами я не нашел. Может, плохо искал, а может, как это с интернетом обычно бывает, фактов нет и быть не может, а есть болтовня.
В итоге заказал Rapid именно с 105-сильным 1.2 TSI. Поскольку на настоящий момент автомобиль проехал 150 тысяч километров, имею все основания сказать, что выбор оказался правильным.
По заявленным заводом показаниям максимальный крутящий момент доступен с 1550 оборотов в минуту. Соответственно подсказчик передач в бортовом компьютере предлагает переключиться вверх. Ехать, конечно, автомобиль будет, но совсем скучно, а вот с 2000 оборотов начинается самое то. Разгон мощный, уверенный и продолжается до 4000 оборотов, а дальше крутить мотор уже и не надо – все “атмосферники” 1.6-1.8 безнадежно позади.
Передаточные числа в коробке подобраны очень правильно. На 2000 оборотов в минуту на каждой передаче будет оптимальная скорость: 1 – 20; 2 – 30; 3 – 45; 4 – 65; 5 – 80; 6 – 100 километров в час. Много ли есть машин, у которых при скорости 100 на тахометре держатся 2000 оборотов, при этом мотор работает уверенно, на пике крутящего момента, что позволяет смело идти на обгон, не переключаясь вниз? При этом минимальный шум от двигателя в салоне и минимальный расход топлива.
По городу получается 6,5-7,5 литра на “сотню” в зависимости от загруженности улиц. Зимой ближе к 7,5, летом – к 6,5 литра. В общем, в заводские 6,9 укладываюсь. Речь идет о Гомеле, трафик у нас меньше даже в час пик, чем в Минске, поэтому в столице расход топлива, видимо, был бы больше.
А вот на трассе в заявленные заводом 4,5 литра на “сотню” ни разу не удалось уложиться. Может, если ехать со скоростью 70-80, но на 90-110 получается 5-5,5 литра. Три раза ездил в Крым и два раза в Краснодар. Каждый раз по итогу такого длинного пробега БК показывал среднюю скорость 100 и средний расход топлива 5 литров.
Управляемость у авто хорошая. Ездил на Polo Sedan, KIA Rio, Logan. Rapid едет интереснее, подвеска более жесткая, но и дорогу держит лучше. По комфорту машина меня полностью устраивает: фольксвагеновская эргономика – этим все сказано. Конечно, это не Superb, но для “бюджетника” все очень хорошо. Материалы отделки проще, но сделано все качественно. По крайней мере после 5 лет и 150 тысяч пробега ничего не скрипит, не гремит, не раздражает.
Обслуживается машина до сих пор у официального дилера по принципу: их работа – мои “расходники”. Ни для кого не секрет, что цены на запчасти у дилера завышены. По прошествии первого года гарантии, а точнее – на ТО-30.000 приехал со своими “расходниками”. Так с тех пор Rapid и обслуживается.
Между обслуживанием у дилера дополнительно меняю масло сам, то есть масло меняется каждые 7500 километров. Масляный фильтр стоит 13 рублей, топливный – 25, воздушный – 12, салонный – 11, свечи – 15 рублей штука. Масло заливаю “Лукойл Люкс 5W40”, API SN, VW 502.00/505.00 по цене 34 рубля за 4-литровую канистру. Масла для замены надо 3,8 литра. Между заменами доливать не приходится, двигатель масло не берет, что бы там не болтали про него в интернете.
С запчастями проблем нет. Покупаю в интернет-магазине: заказал сегодня – забираю завтра. Цены ниже, чем на рынке, на 5-20 процентов, а ассортимент гораздо больше. Не знаю как в Минске, а в Гомеле на рынке масло “Лукойл Люкс 5W40” не купишь. Говорят, что не пользуется спросом. Народ покупает масла “раскрученных” брендов и не задумывается, что в канистре – оригинал или подделка.
Сейчас сделали ТО-150.000 с заменой цепи ГРМ. Кроме пробега, никаких причин менять цепь не было, двигатель работал тихо, ровно и мягко на всех оборотах. Но по совету дилера, а также под влиянием разных “страшилок” в интернете решил все же цепь заменить, тем более что дали гарантию на оригинальные запчасти и работу на два года без ограничения пробега. Такая гарантия была в свое время на автомобиль при покупке. ТО со всеми “расходниками” и работой обошлось в 908 рублей, из которых 513 рублей стоил оригинальный комплект ГРМ.
В дилерском сервисе в Гомеле клиент, если хочет, может присутствовать при проведении работ в ремзоне, задавать тупые вопросы, фотографировать и тому подобное. Было очень интересно, что внутри двигателя.
Правильность выбора моторного масла подтвердилась – мотор чистый, цепь назвать растянувшейся нельзя, на зубьях звездочек слегка заметные следы от цепи. В интернете видел фото, где при сравнении старая цепь длиннее новой на 1,5 сантиметра, у меня разница была лишь 2,5 миллиметра.
В общем, цепь можно было не менять еще 100 тысяч. Однако на все моторы Volkswagen я бы это не распространял – речь идет только о моем двигателе.
По гарантии обращался три раза: на 9000 километров заменили левую опору двигателя, которая стучала при проезде неровностей, на 50 тысячах заскрипели втулки стабилизатора, а за месяц до конца гарантии отказала магнитола – перестал выезжать назад диск, то есть в ней он и остался.
Если две первые неисправности – хорошо известная “болезнь”, то с магнитолой, видимо, случайность. В сервисе сказали, что такого в их практике не было, и заменили на новую модель.
“Родные” тормозные колодки отходили 65 тысяч километров, примерно столько же затем прошли итальянские колодки LPR стоимостью 28 рублей. На 127 тысячах поменял передние тормозные диски. Поставил Patron – 90 рублей за пару – и те же колодки LPR.
Как-то на машину отца поставил самые дешевые новые тормозные диски Patron. Думал: если будут плохие, то не жалко и выкинуть. А диски оказались отличными. Затем на свою предыдущую машину поставил их же, а теперь и на Rapid. На 1.2 TSI диски идут большего диаметра, чем на версии с атмосферным мотором, и стоят в полтора раза дороже. Задние тормоза барабанные, но туда я еще не заглядывал, собираюсь сделать это в ближайшее время.
После пробега 140 тысяч появился глухой стук в передней подвеске, снова стали скрипеть втулки стабилизатора. Причем стук проявлялся на малой скорости, на грунтовой дороге. Думал, что застучали амортизаторы, решил перебрать подвеску.
Оказалось, что амортизаторы рабочие, а причина не в них – в опорах стоек, которые просели: левая – на 5 миллиметров, правая – на 7. На опорных подшипниках появилась небольшая выработка, начали трескаться задние сайлент-блоки в рычагах, а также износились втулки стабилизатора. Все было заменено на запчасти Meyle: опоры стоили по 10 рублей, подшипники – по 6,8, сайлент-блоки – 6,5, втулки стабилизатора Meyle – 3,6 рубля за штуку. Заменил сам потихоньку за субботу и воскресенье. Больше пока ничего не беспокоило.
В целом надежностью авто я доволен, да и с такими ценами на запчасти, если не ставить “оригинал”, ремонт не становится финансовой проблемой.
При покупке машина была на стальных дисках с колпаками. На зиму “обул” ее в зимние шины “Кама-Евро 519”. Резина недорогая, но отходила до остаточной высоты протектора 3,5 миллиметра пять сезонов очень достойно. Минус – шумновата. К следующему после покупки авто летнему сезону купил комплект литых дисков под заводскую летнюю резину.
Сразу после покупки своими силами проводилась дополнительная антикоррозийная обработка. Снимал все подкрылки, пластиковую защиту днища и везде, куда смог добраться, обработал, благо на рынке есть выбор разных антикоррозийных средств. Соответственно обработаны и все полости кузова в порогах, дверях, багажнике, капоте.
Живу в частном секторе, машину ставлю в теплый гараж. Садиться зимним утром в теплый сухой автомобиль очень комфортно, но для авто теплый гараж зимой с точки зрения коррозии не лучшее место стоянки. Однако за пять лет на кузове не появилось ни одного пятнышка ржавчины, хотя сейчас он уже покрыт многочисленными сколами ЛКП, особенно на капоте и передних крыльях.
Есть немного ржавчины на подрамнике, задней балке, деталях подвески, хорошо ржавеет задняя банка глушителя. На мой взгляд, дело именно в том, что авто стоит зимой в теплом гараже, и вся соль, которая днем снизу налипла, ночью в тепле активно работает. Но на кузове ржавчины нет.
По качеству материалов отделки салона есть и плюсы, и минусы. Основной минус – слишком нежный пластик. Его поцарапать можно ногтем, и только однажды проведенный в семье по этому поводу инструктаж позволяет сохранять пластик относительно неповрежденным. Мне приходилось видеть Rapid, у которого пластик в ужасном состоянии, особенно в районе дверных ручек-подлокотников.
А вот материал обивки сидений очень хороший, износостойкий и отлично чистится. Очень качественная кожа на рулевом колесе – пробег немалый, а руль как новый. Жаль, что нет в магнитоле ни USB, ни AUX, но такова особенность машин первого года выпуска.
Иногда ради интереса просматриваю тематические видео, читаю отзывы. Кому-то в Rapid пластик жесткий, кто-то “ручник” затянуть не может, кому-то подлокотник мешает, у кого-то задние сиденья не получается разложить в уровень с полом багажника…
Покажу, как выглядит багажник, если подушку заднего сиденья поднять либо вовсе снять. Но вообще-то я воспринимаю автомобиль по другим ощущениям. Сцепление должно быть легким и четким, тормоза – цепкими и информативными, отклик на нажатие педали “газа” – правильный и своевременный, ходы рычага коробки четкие, легкие и короткие, двигатель шустрый и экономичный, руль должен легко крутиться при парковке и наливаться приятной тяжестью с набором скорости. Все это в Rapid есть, и для меня это главное.