Они нам слово, а мы им - два. Белорусы обдумывают, платить ли дорожный сбор по новым правилам

Они нам слово, а мы им – два. Белорусы обдумывают, платить ли дорожный сбор по новым правилам

11.01.2019 в 19:14

Что просили и что получили. Внимательно читаем проект указа о платежах за участие в дорожном движении.

Новый год для белорусских автомобилистов начался с подарков. Ну а как же без них! Сколько было разговоров, сколько оправданий, мол, техосмотр не прохожу, потому что пошлина дорогая, вот как уберут – буду проходить. Понимали это и чиновники, и инспекторы ГАИ, которые ежедневно наблюдали на дорогах объем катастрофы. 

Наконец, внимая роптанию более чем половины владельцев транспортных средств, власти начали процесс отвязывания госпошлины от техосмотра. На днях появился проект указа “О платежах за участие в дорожном движении”. Документ призван существенно поменять способ участия автовладельцев в содержании дорог.

Только станет ли нам от предложенных нововведений лучше? Попробуем порассуждать.

Первое, что сразу бросается в глаза, – это восстановление социальной справедливости. После нескольких лет нареканий на порядок уплаты госпошлины, когда в безальтернативном порядке приходилось вносить деньги за год или два, законодатель предлагает платить за любой период на усмотрение автовладельца, начиная от одного месяца и заканчивая двумя годами. Мол, больше ездишь – больше платишь, и наоборот. За крупные траты (платеж от 12 месяцев) даже предусмотрен понижающий коэффициент 0,8. Неплохо!

На этом все понятное заканчивается и начинается топкое болото вопросов, домыслов и предположений. 

Забегая вперед, отметим: мы не смогли найти конкретного человека, который участвовал в составлении документа или хотя бы мог пояснить логику его авторов, а также пролил бы свет на все неясности, возникающие после прочтения проекта указа. Поэтому анализ документа пришлось делать, стоя на позиции обычных автомобилистов. 

Почувствуйте разницу

К слову, самый главный момент проекта указа обыватель может и не заметить: пошлина для физических лиц уже не пошлина, а плата за участие в дорожном движении. “А какая разница?” – спросите вы. Огромная! 

Выводя плату за дороги из рамок административного процесса, законодатель спутал все карты. Ведь с правонарушениями все понятно: есть статья в КоАП, есть инспектор ГАИ, который следит за исполнением закона, есть штрафы, которые получает нарушитель, и есть постановление, которое можно в случае несогласия обжаловать. 

С платой за дороги, по всей видимости, всё будет по-другому. Насколько можно судить по нынешнему проекту документа, теперь это будет похоже на систему платы за проезд по платным участкам дорог BelToll. Но не совсем! Пейте валерьянку, без нее здесь не разобраться!

Как будут фиксировать неплательщиков?

Сперва стоит отметить, что структурно проект указа можно разделить на два части: первая касается платы за дороги и контроля за этим процессом, вторая регулирует вопросы получения ТС допуска к участию в дорожном движении, то есть прохождения техосмотра.

Итак, все, кто не заплатит за дороги, вынуждены будут сделать это в двойном размере (смотрим тарифы за месяц в таблице и умножаем на 2). Зато чаще, чем раз в месяц, неплательщику такой двойной тариф не выставят.

Ловить дорожных “зайцев” будут двумя способами:

  1. В автоматическом порядке, то есть данные регистрационных знаков с камер будут сопоставляться с данными платежной системы ЕРИП о произведенных оплатах. 
  2. При непосредственном взаимодействии с сотрудниками ГАИ из-за других правонарушений. То есть, оформляя штраф за любое другое правонарушение, сотрудник ГАИ должен будет проверить в базе наличие платы за дороги. 

Правда, МВД в целом и ГАИ в частности взиманием платы в увеличенном размере заниматься не станут. Во-первых, вне административного процесса правоохранительные органы не могут что-то требовать с граждан, а во-вторых, оператором системы контроля назначено Министерство транспорта и коммуникаций. 

Судя по всему, сотрудники Минтранса будут получать данные автоматической системы фотофиксации, а также принимать от сотрудников органов внутренних дел информацию о вступивших в силу (а ведь разбирательства по некоторым делам может затягиваться на несколько месяцев!) постановлениях о наложении административных взысканий за совершение нарушений ПДД, подтверждающих участие транспортного средства в дорожном движении. Даже сложно представить, как Минтранс справится с этой задачей!

Не лучше и положение ГАИ. Смоделируем ситуацию. Допустим, инспектор остановил автомобиль за нарушение водителем любого пункта ПДД, вынес постановление или составил протокол, на основании которого такое постановление будет вынесено позже. То есть факт передвижения авто по дорогам подтвержден официально. Вместе с тем инспектор устанавливает, что отсутствует плата за проезд по дорогам. Тогда по логике проекта указа инспектор направляет копию постановления в Минтранс, где составляется требование об оплате в двойном размере. 

Ну а если инспектор не найдет нарушений ПДД в действиях водителя и при этом зафиксирует отсутствие платы за дороги? Выходит, раз нарушения нет, то и постановления нет, а значит, и оснований и полномочий для привлечения такого водителя к ответу за участие в дорожном движении без оплаты у инспектора ГАИ нет. 

Что дальше?

Должностное лицо оператора системы контроля не позднее двух месяцев со дня фиксации факта участия транспортного средства в дорожном движении без внесения платы составляет требование о внесении платы, которое является исполнительным документом. В данном требовании должна быть следующая информация: дата, время, обстоятельства, изображение транспортного средства, зафиксированное техническими средствами, сумма, реквизиты и т.п. по списку (п.10 указа). Такое требование является основанием для формирования базы данных о суммах, подлежащих внесению плательщиками в увеличенном размере. Причем “письмо счастья” может быть как в бумажном виде, так и в электронном, даже в факсимильном – о способе пересылки можно заявить ходатайство. Но здесь есть своя “фишка”. Поскольку требование, как вы прочитали, документ исполнительный, то и предъявить его к исполнению в орган принудительного исполнения можно в течение трех лет со дня составления. По такому принципу работает система платных дорог BelToll.

Не платить можно только в одном случае – если транспортное средство выбыло из обладания собственника в результате противоправных действий третьих лиц (п.14 указа).

Требование о внесении платы в повышенном размере автовладелец имеет право обжаловать вышестоящему должностному лицу, то есть в Минтранс (п.12) или в суд.

Вот и дождались: “письма счастья” за техосмотр

С платой за дороги разобрались, переходим к техосмотру. В п. 20 проекта указа сказано:

Участие в дорожном движении транспортного средства без разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, установленное по основаниям, указанным в пункте 21 настоящего Указа, влечет наложение штрафа в размере одной базовой величины, а на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо – в размере трех базовых величин.

Далее в документе прописано (п.21), что “привлечение к административной ответственности за участие в дорожном движении транспортного средства без разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (техосмотра) осуществляется на основании:

  • фиксации проезда транспортного средства по дорогам техническими средствами (камерами фотовидеофиксации);
  • постановлением о наложении административного взыскания, вынесенным инспектором ГАИ.

Да-да, вы не ошиблись! Отсутствие техосмотра будет фиксироваться в автоматическом порядке. Схема будет примерно такая же, как с превышением скорости: постановление, отправленное по почте, и возможность его обжаловать в ГАИ.

Правда, это предполагает наличие в Кодексе об административных правонарушениях соответствующей статьи, по которой водителя можно наказать за управление транспортным средством без разрешения на допуск транспортного средства в дорожном движении, зафиксированное камерами фотофиксации. В настоящий момент такой статьи нет, так что законодателю еще придется ее “придумать”. 

Зато штрафовать за непройденный техосмотр (как и в случае с неоплатой за дороги) предлагают не чаще одного раза в месяц.

Эх, раз, да еще раз, да еще много-много раз!

Теперь, внимание! В соответствии с п.20 проекта указа участие в дорожном движении без разрешения (техосмотра) влечет наложение штрафа в размере одной базовой величины, а по п.6 в случае невнесения платы за дороги такая плата взимается за соответствующий календарный месяц в двойном размере. 

То есть владельца транспортного средства (водителя) накажут дважды – по факту одного проезда “под камерой” ему придут штраф за непройденный техосмотр и плата в двойном размере за езду без такой оплаты. А если водитель к тому же превысил скорость? Значит, оформят три письма?

Чем аукнутся льготы?

Отдельного упоминания заслуживают и вполне “приземленные” нормы проекта указа. Ведь введены новые коэффициенты и льготы. 

Так, п.4.6 предусматривает, что в отношении транспортного средства, собственником которого является ветеран Великой Отечественной, инвалид 1-й и 2-й группы, к ставке оплаты применяется понижающий коэффициент 0,5. 

И здесь тоже есть несколько проблем. Во-первых, основанием для применения понижающего коэффициента является представление Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций (оператор системы контроля) документов, подтверждающих право на льготу. По всей видимости, такие документы нужно будет представлять заранее, для внесения в базу данных Минтранса соответствующих сведений, ведь, допустим, у инспектора ГАИ базы данных такой категории граждан попросту нет.

Во-вторых, обратим внимание на слово “собственник”. Поскольку водитель транспортного средства не всегда таковым является, то тут возможны различные злоупотребления в виде регистрации автомобилей на ветеранов и инвалидов с целью уменьшения суммы платы за участие автомобиля в дорожном движении.

В-третьих, штрафы за непройденный техосмотр, как и извещения о плате в увеличенном размере, тоже придут собственнику. Так что любителям продать авто “по доверенности”, по “по ксерокопии” или просто “по дружбе” придется хорошенько подумать.

Кому хорошо, а кому – не очень?

Что же касается новых тарифов, то для простых автомобилистов они почти не изменились. Даже немножко снизились, если использовать понижающий коэффициент.

А вот владельцев мотоциклов проект указа может обидеть. Зачем им оплачивать дороги за 12 месяцев для получения скидки, если мотоцикл – вещь сезонная, с апреля по ноябрь в лучшем случае? 

Но больше всех пострадают ИП, которых теперь планируют приравнять к организациям, тогда как раньше они платили по ставкам для физлиц.

Объект обложенияРазмер ставки, б.в.Размер ставки платежа/госпошлины согласно проекту указа
Физические лица, включая ИПЮридические лицаФизические лица (месяц/год с учетом понижающего коэффициента)Организации и ИП (год)
За легковой автомобиль разрешенной максимальной массой:
не более 1 тонны (для юридических лиц)75,6
не более 1,5 тонны (для физических лиц)30,25/2,4
более 1 тонны, но не более 2 тонн (для юридических лиц)97,2
более 1,5 тонны, но не более 2 тонн (для физических лиц)60,5/4,8
более 2 тонн, но не более 3 тонн8110,67/6,48,8
более 3 тонн11140,92/8,8311,2
За прицеп разрешенной максимальной массой:
не более 0,75 тонны250,17/1,634
более 0,75 тонны11120,92/8,839,6
За прицеп-дачу (караван)250,17/1,634
За грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль разрешенной максимальной массой:
не более 2,5 тонны8120,67/6,49,6
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны17171,42/13,613,6
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн22221,83/17,617,6
более 12 тонн25252,08/2020
За автобус:
с числом посадочных мест до 20 включительно1212
с числом посадочных мест от 21 до 40 включительно1717
с числом посадочных мест свыше 402222
микроавтобус, автобус, имеющие разрешенную максимальную массу не более 5 тонн1,0/9,69,6
микроавтобус, автобус, имеющие разрешенную максимальную массу не более 12 тонн1,42/13,613,6
микроавтобус, автобус, имеющие разрешенную максимальную массу более 12 тонн1,83/17,617,6
За мотоцикл230,17/1,632,4
За седельный тягач20201,67/1616

Когда успеют?

Наконец, удивляют сроки воплощения документа в жизнь. По проекту новая система взимания платы за дороги может быть введена уже 1 апреля, то есть через без малого три месяца. Учитывая, что понадобится внесение изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов, плюс создание и объединение электронных баз данных, плюс организация исполнителей всего процесса, просто не верится, что заявленные сроки будут выполнены. 

Тем временем в СЗАО “Безопасные дороги Беларуси”, которое является оператором Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима на территории Республики Беларусь, нам пояснили, что по вопросам указа ничем помочь не могут: поскольку в качестве технического исполнителя эта организация на данный момент не определена, то и комментарии давать излишне.

В Министерстве финансов Республики Беларусь, которое является одним из разработчиков проекта документа, посоветовали все предложения и пожелания писать на предназначенную для этого электронную почту, они будут изучаться специалистами министерства.
     
Свои замечания мы изложили здесь, а пожелание у нас только одно: семь раз подумать и один раз принять. 


После детального разбора проекта указа “О платежах за участие в дорожном движении” только и разговоров, что о нем. Скажем так, не совсем этого хотели белорусы, взывавшие к благоразумию властей и принципам справедливости. После “прочтения” документа глазами юриста стало понятно, что, взявшись за совершенствование имеющейся системы, государственная машина преследует прежде всего свой интерес в части повышения собираемости налога. Поэтому главное, на что направлены нововведения, – это реализация принципа неотвратимости наказания, а уж потом всего остального.

За последние годы отказ многих автовладельцев от прохождения техосмотра из-за необходимости платить госпошлину приобрел массовый и даже принципиальный характер. И если поначалу люди высказывались о неприемлемости привязки госпошлины к ТО и установлении “единого тарифа” для всех, включая пенсионеров, то последнее время речь идет уже просто о нежелании платить “этот побор”. И вот появляется проект указа, который, мягко говоря, не добавил справедливости в ощущения, а многих и вовсе загнал в тупик. Ознакомив граждан с новой концепцией заранее, авторы проекта рассчитывают на то, что к дате “икс” те, кто принципиально против сбора, пройдут все стадии принятия неизбежного и все-таки примут новые условия. Пока же люди “зависли” где-то между первыми двумя стадиями – отрицанием и гневом. А это, как известно, хороший мотиватор для поиска альтернативных решений. Неужели изворотливый белорус не придумает для этого хитрого болта свой не менее хитрый ключ? Мы почитали мнения людей на нашем форуме, поговорили с теми, кто сейчас предпочитает не платить, и пришли к выводу, что без боя сдаваться белорусы не намерены. Во всяком случае не сразу.

Анатолий: “Я по основному авто не могу принять решение, что уж о запасном говорить…”

На новость об упразднении госпошлины для физлиц и создании сбора за участие в дорожном движении люди отреагировали по-разному. Одни порадовались тому, что для законопослушных плательщиков предусмотрели понижающий коэффициент, другие увидели в проекте документа “заявку на “распил” с “откатами” и поиском инвесторов”, потому как для передачи контроля системе автоматической фиксации нужно сделать очень и очень многое. Но абсолютно все улыбнулись социальной составляющей документа – скидкам для инвалидов и особенно для участников Великой Отечественной войны, которые в силу возраста уже вряд ли водят автомобили. Еще одна категория граждан, у кого открыто ИП, озадачилась, не понимая, приравняют их к организациям с последующей необходимостью платить повышенный сбор или же они будут платить как физлица.

Пока проект “сырой”, сложно о чем-то говорить с большой степенью уверенности, но многие вопросы, которые беспокоят автовладельцев, остаются без ответа. В свою очередь отсутствие ответов на них может тормозить процесс принятия решения по прохождению техосмотра даже у тех, кто эту процедуру исправно проходил.

“Если честно, то я не особо верю в камеры, которые будут в автоматическом режиме фиксировать непрохождение техосмотра и неоплату дорожного сбора, – говорит Анатолий. – Это довольно сложная система, причем проблема не только в том, чтобы установить камеры. В нашей стране в большинстве случаев возможности не поспевают за “хотелками”. Взять те же базы по техосмотру, которые “вот-вот появятся” у сотрудников ГАИ, электронные техпаспорта на автомобили или эту кнопку SOS. Поэтому апрель – это очень оптимистичный срок. Хотя, когда дело заходит о деньгах, власть умеет все делать быстро.

У меня лично вопрос: в чьем ведении все это будет находиться?! Есть “непонятка” и по базам данным: если мой автомобиль в прошлом году прошел ТО на два года с уплатой госпошлины на тот же срок, в каком статусе он будет после того, как примут новый указ, ведь все будет по-новому? Одно ясно: чем дольше будут “мусолить” эту тему, тем дольше люди будут откладывать принятие решения о прохождении ТО до момента, пока не появится ясность.

У меня в семье два автомобиля, причем второй на подхвате, если вдруг сломается первый. Понятно, что за оба платить смысла нет. Я тут на фоне всего этого и по основному авто принять решение не могу, что уже говорить о запасном…”

Вадим: “Российские “номера”, судя по последним событиям, не панацея “

Обсуждая возможные пути выхода из сложившейся ситуации с минимальными потерями, белорусы вновь выдвинули теорию о том, что сейчас все бросятся регистрировать автомобили на ветеранов войны и инвалидов, потому как тем предоставляются льготы. Однако это не более чем теория, так как ветеранов и инвалидов на всех не хватит, к тому же регистрация движимого имущества на других людей чревата некоторыми неудобствами, ведь есть немало процедур, проходить которые должен именно собственник (общение со страховой компанией по выплатам после ДТП, возвращение авто со штрафстоянки и т.п.). Конечно, если “заморочиться”, то можно реализовать всё, но из озвученного более достоин внимания вариант с российскими “номерами”.

Хотя и он не так прост, как кажется на первый взгляд. Но для жителей приграничных районов при наличии родственников с российской пропиской – вполне себе.

“Ездить на машине на российских “номерах” по Беларуси, конечно, приятно, – рассуждает Вадим. – Масса положительного и большая экономия. Сейчас у меня заканчивается временная регистрация в России, и на фоне всех этих обсуждений я думал о том, что же делать. Если бы машина была оформлена на гражданина РФ, то это одно дело, а белорусу, даже при условии ежегодного продления временной регистрации и постановки автомобиля на себя, нужно каждый год ездить туда и “переписывать” машину. И сейчас, насколько мне известно, российские власти также начали предпринимать шаги по искоренению практики по непрохождению техосмотра и подделке полисов ОСАГО, как-то “завязывают” одно за другое, так что, возможно, по деньгам овчинка не стоит выделки, хотя я не садился и не подсчитывал”.  

Андрей: “200 рублей в год на машину – это ненормально”

Некоторые предполагают, что с введением контроля по камерам в нашей стране может стать актуальным российский опыт с наклеиванием на “номера” стикеров или получит новое дыхание бизнес по продаже приспособлений с целью сокрытия номерных знаков.

“То, что народ будет думать, как все это обойти, однозначно, – считает Андрей. – Многих это сделать заставит жизнь. Например, “побор” на мою машину составляет 200 рублей в год. Я считаю, что это ненормально. Ладно, я живу и работаю в крупном городе, а люди в деревнях за месяц получают 200 рублей, и то не факт, что вовремя. Пойти и отдать их государству непонятно за что, если ты из своей деревни выезжаешь два раза в месяц? Если бы мне сказали: “О`кей, давай 50 рублей и не парься”, я бы отдал эти деньги и забыл. Это вполне нормальная сумма даже для сельского жителя. И не было бы такой ситуации, которая сложилась. Но государству этого мало, вот в чем проблема. Ну тогда чего вы ждете?!

Я предполагаю, что жители деревень при неинтенсивном использовании автомобиля как не платили, так и не будут платить дорожный сбор. Где стоят камеры, все знают. Ну и опять же тема специальных стекол на “номера” до конца не раскрыта…”

Михаил: “Как “запалят” – буду думать”

Определенная часть граждан просто надеется на случай. А точнее – на то, что он не произойдет. Они ездят, как правило, либо до первого штрафа, либо до второго – у кого какие критерии. Эта категория отличается от принципиальных “отказников” гибкостью взглядов и готовностью принимать решение по ситуации.

“Если честно, то проект не читал, – рассказывает Михаил. – Но моя позиция в вопросе такова: никуда не денешься, если прижмут. У меня “свежий” автомобиль, он – мое орудие труда, я езжу по всей стране, накатываю по 10 тысяч километров за 2,5-3 месяца. Поэтому в моей случае пробираться лесными тропами или закрываться от камер не вариант. Сейчас – да, есть возможность сэкономить, просто не встречаясь с ГАИ. Но мое отношение к дорожному сбору достаточное ровное: в Европе и во всем развитом мире он есть, и мы никуда не денемся, придется платить. Просто многие избегали этого, пока была такая возможность. Пока я никаких действий предпринимать не буду, а как “запалят” – буду думать”.

Егор: “Есть такие люди – крикуны, которых никогда и ничто не устроит”

Среди тех, кого есть в чем упрекнуть, встречаются обладатели неожиданной позиции. 

“Я не платил, потому что обременительно заплатить сразу на два года вперед, – говорит Егор. – Грубо говоря, 50 рублей ТО и плюс еще 300 госпошлина – это немалые деньги. Если введут возможность помесячной оплаты без привязки к ТО и узаконят штрафы по камерам, я буду платить. Никуда не деться, XXI век на дворе. ГАИ не должна вылавливать тех, кто не оплатил сбор за дороги, она должна заниматься обеспечением безопасности, быстро приезжать на место ДТП. А скорость, ТО, проезд на красный свет, заезд за стоп-линию – все это должны контролировать камеры. В России это уже давно работает – зачем далеко ходить за примерами? Сбор не отменят – это факт. Ну и что, что его еще несколько лет назад не было?! “Няма таго, што раньш было…” С этим просто нужно уже наконец-то смириться. И коль уж ввели этот налог на дороги, то по мне пускай все это будет цивилизованно.

Мой тесть не проходит ТО, потому что только с апреля начинает ездить на дачу. Если разрешат платить помесячно, одним неплательщиком станет меньше. Возможно, его автомобиль не пройдет техосмотр, но платить за дороги по новой системе он согласен.

Есть люди, которым все кажется несправедливым. Они кричат: “Отвяжите госпошлину от ТО – и я буду платить”. Большинство из них – крикуны, которых никогда и ничто не устроит. Вот для них это все – настоящая проблема. Но им лишь нужен повод покричать. Сегодня – это, завтра – что-то другое.

Думаю, когда “отвяжут” дорожный сбор от ТО, люди охотнее поедут на станции диагностики. Особенно если будет отдельный штраф за непройденное ТО по камерам и отдельный – за неоплату сбора. С введением госпошлины ведь изменилось отношение людей к техосмотру, а раньше оно было вполне адекватным. Многие воспринимали эту процедуру не только как обязательную, но и как возможность недорого продиагностировать свой автомобиль. Думаю, год-два и, если к ТО ничего больше не “привяжут”, отношение людей к этой процедуре восстановится, что будет большим плюсом”.

Вместо заключения

“Жить станет лучше, жить станет веселее!” – слегка измененная расхожая фраза, кажется, в белорусских реалиях становится с каждым годом актуальнее. Пока народ строит догадки о том, как будет функционировать новая система, а от этого, как говорится, зависит и свет в конце туннеля.

Обсуждение