Нужно ли вводить нормы ГТО для подготовки к армии?

Нужно ли вводить нормы ГТО для подготовки к армии?

23.09.2019 в 19:33
Станислав Галковский, "Народная газета"

Повестка в почтовом ящике! Явиться в военкомат! И тут большинство парней с гаджетами в руках начинают вспоминать про турник, кросс, сгоняя жирок или наращивая мышечную массу. А те, кто не позаботился хотя бы о физической подготовке, потом пишут слезные СМС мамам про тяжелые армейские будни. Но раз армия неизбежна, то где можно к ней подготовиться? Есть ли армейские курсы или крупицы подготовки придется собирать по секциям и качалкам?

В центре специальной подготовки «Скиф» профессиональные военные в отставке готовят ребят для службы в частях спецназа. Фото из архива центра «Скиф»

Пули из мелкокалиберной винтовки ложатся кучно к центру мишени. Стреляет перворазрядник Константин Бабицкий. Десятиклассник уже четыре года занимается в гомельском стрелково-спортивном клубе при ДОСААФ (Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту). После первого похода в военкомат его записали в будущую армейскую элиту, признается парень:

— Пометили, что буду снайпером. Правда, это решится уже во время призыва.

Сегодня в клубе занимаются 152 юных спортсмена. Приходят сюда с 10–12 лет. Известный в прошлом пятиборец и тренер команды гомельских стрелков, а ныне инструктор тира Александр Перевощиков рассказывает о необычном опыте советских лет: 

Работа с мальчишками в «Скифе» начинается с 12 лет. К призыву они подходят настоящими бойцами. Фото из архива центра «Скиф»

— На данный момент в клубе мы занимаемся только стрельбой. Но раньше было военно-спортивное многоборье, в которое входили полоса препятствий, военизированный кросс (с оружием и амуницией), стрелковый поединок (надо было на скорость выбить лучший показатель). Это хорошая дисциплина, как раз актуальная для доармейской подготовки. Все наработки есть, возродить такие соревнования возможно.

В белорусском ДОСААФ как наследнике большой советской системы подготовки к службе сохранен неплохой комплекс. Например, в Гомеле по договору с Минобороны инструкторы ДОСААФ готовят военных водителей. В нескольких областях существуют аэроклубы, где можно научиться прыгать с парашютом. 

Однако в наши дни стоит скорее говорить о наборе клубов, секций, курсов полувоенной тематики, чем о комплексной доармейской подготовке. Если оглянуться в прошлое, то мы уже проходили этот этап. Есть очень интересные примеры.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Павел Жданович — профессиональный историк. Ранее возглавлял Гомельский областной музей военной славы. Он уверен, что в истории страны централизованная система подготовки к армии сыграла очень важную роль и может еще пригодиться: 

— В настоящее время перед современным обществом стоит задача, ставшая одной из приоритетных для государственного развития, — реорганизация и развитие системы военно-спортивной и физической подготовки молодежи. И тут вызывает интерес система физической и военной подготовки советской молодежи в конце 1930-х годов. Конечно, говоря об этом периоде, мы сразу вспоминаем ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), предшественника ДОСААФ.

Первоочередными задачами организации, существовавшей в 1927—1948 годах, являлись не только развертывание оборонно-массовой работы среди населения в целях укрепления обороноспособности страны, содействие развитию авиационной и химической промышленности, но и воспитание граждан в духе советского патриотизма. Массовую подготовку военнообученных резервов из гражданского населения с полным основанием можно отнести к числу факторов, которые обеспечили боеспособность Красной Армии на протяжении всего военного периода. 

Вневойсковое обучение военному делу дало возможность экономить время при подготовке бойцов в вооруженных силах, поскольку тем самым в армию призывались люди, уже умеющие обращаться с оружием, знающие основы тактики и топографии. 

Вот несколько цифр. Всего с 1930 по 1941 год ОСОАВИАХИМ дало путевку в небо 121 тысяче летчиков, 27 тысячам планеристов и 122 тысячам парашютистов. За годы войны в нем прошли обучение более 9 млн человек, в том числе 63 тыс. моряков, 93 тыс. авиационных специалистов, 139 тыс. снайперов, 266 тыс. истребителей танков, более 1 млн автоматчиков и пулеметчиков. Бойцы-минеры ОСОАВИАХИМа только за период 1944–1945 гг. разминировали около 20 тыс. минных полей и обезвредили более 18 млн мин. 

Нормы ГТО (Готов к труду и обороне), движения добровольцев и «значкистов» — патриотизм прошлого уже давно не того накала. «Значкисты» — теперь это кажется даже смешным. У нас нет норм ГТО. Аналог их — Государственный физкультурно-спортивный комплекс. Набор спортивных дисциплин и нормативов, выполнив которые можно стать «Физкультурником Беларуси», «Спортивной сменой», «Олимпийской надеждой».

Это далеко не массовые элементы. Например, в полуторамиллионной Гомельской области в год эти звания в среднем получают 200 человек. Они уже давно стали не «оборонительными», а физкультурными. Самое главное, что у населения для выполнения этих норм нет мотивации, кроме внутренней. Зато, например, в России несколько лет назад ввели интересный подход: обладателям значков ГТО при поступлении в вуз приплюсовывается от 1 до 5 баллов на тестировании. Нормативы снова в цене. Умный шаг, который не требует затрат, но улучшает здоровье нации. 

Депутат Палаты представителей Национального собрания Олег Левшунов прошел в армии огонь и воду. В составе 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана. Имеет боевые награды. Он уверен, что секции допризывной подготовки не стали бы лишними:

— Даже в мои школьные годы, когда ребята много времени уделяли спорту, хорошие военные сборы или курсы перед армией пошли бы на пользу. Современные парни очень много времени проводят в виртуальном мире, поэтому для них подготовка к армии еще актуальней, чем для молодежи 1970-х, 1980-х. Существуют у нас летние лагеря на манер военных для школьников, но это не имеет широкого охвата. Нет и массовых военных курсов, где парни по желанию могут пройти хорошую подготовку к армии: строевую, физическую и огневую. Хотя, мне кажется, они пользовались бы популярностью. 

В стране есть такой школьный предмет, как допризывная подготовка. Мы все на таких уроках разбирали и собирали автомат. Плюс патриотические классы, а в Гомеле даже создано кадетское училище. Казалось бы, достаточно. Но если будущий инженер, лингвист, программист учится в гимназии и лицее… Где ему научиться азам службы, чтобы уверенно ее нести?

Ответом на такой запрос могли бы стать региональные центры или клубы военной подготовки, которые бы плотно работали со спортивными секциями и структурами ДОСААФ. 

В Беларуси есть уникальный пример — речицкий центр специальной подготовки «Скиф». Здесь энтузиасты, профессиональные военные в отставке, готовят ребят для службы в частях спецназа. За 21 год через центр прошло несколько сотен воспитанников. Более 100 из них отслужило в ВДВ и спецназе. Работа с ребятами здесь начинается с 12 лет. К призыву они подходят настоящими бойцами, рассказывает создатель и руководитель центра Владимир Габров:

— Наша программа разнообразная и сложная, мы готовим ребят к службе в спецчастях. Проводим очень качественную подготовку для будущей элиты армии. У нас серьезный отбор. Если по аналогии с нашим центром такие площадки по подготовке открыть в каждом регионе, это был бы огромный шаг вперед для развития допризывной работы с ребятами. Ведь самое главное — их увлечь. Чтобы те, кто мечтает быть настоящим воином, искали советы не в интернет-роликах и дворах, а у профессионалов. Если говорить о массовой подготовке к армии, это должна быть четкая госпрограмма. 

Должна ли такая программа быть обязательной или факультативной? Вопрос дискуссионный. Современный мир значительно отличается от того, что было, к примеру, полвека назад в СССР. Сегодня необходим выбор и нужны бонусы. Тогда курсы по подготовке к армии будут не только массово открываться, но и будут востребованы. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

В тему:

Самолет, небо, малыш. 8-летний мальчишка из Речицы стал самым юным парашютистом страны