В Европу на авто с российскими "номерами". Часть 2. Страна, где живут, как мы мечтаем

В Европу на авто с российскими “номерами”. Часть 2. Страна, где живут, как мы мечтаем

06.09.2018 в 22:41
Елена Шемет, фото автора, ABW.BY

В первой части повествования о нашем небольшом европейском путешествии рассказывалось о Германии, замене подшипника за 150 евро и немного о немецких дорогах. В этой части речь пойдет о Нидерландах, уровне сознательности жителей этой страны, о соблюдении ПДД и наказании за их нарушение.

Стоит отметить, что с той же рьяностью, с которой белорусы отстаивают название своей страны как Беларусь, жители Нидерландов негодуют, когда их страну называют Голландией. Хотя для нас последнее привычнее и вроде как проще, будем уважать европейцев, потому что знаем, каково это…

После немецкого Фрайберга наш путь лежал в провинцию Лимбург. Это такой небольшой “аппендикс” на стыке трех стран – Нидерландов, Бельгии и Германии. В своем роде уникальное место, из которого до всего рукой подать.

Жители Лимбурга гордятся своей историей и всем остальным, но заправлять автомобили и за продуктами ездят в соседнюю Германию. Не все, конечно. Речь идет о жителях приграничных районов. Пересекать пять раз на день границу, честно говоря, поначалу было весело и непривычно. Ты гуляешь с собакой по окраине городка и доходишь до вбитых в асфальтированную дорожку столбиков, за которыми уже действуют другие законы.

Бохольц – городок, в котором живут наши друзья. Сами они называют его деревней. Меж тем в этой деревне есть несколько магазинов, как минимум два бара, банк и еще много всего. Стоит ли говорить о том, что назвать это поселение деревней у белоруса язык не повернется.

Стоимость жилья в такой деревне сильно переваливает за сто тысяч евро. При этом одноуровневые дома дороже – это плата за отсутствие у его обитателей необходимости бегать по лестницам. Земля дорогая, ее по белорусским меркам обладателя частного дома мало – кусочек в несколько метров перед домом и небольшой задний дворик, на котором не разгуляешься. 

Что общего с белорусской деревней, так это обязательное приветствие всех людей, встречающихся на пути. Хотя встречаются они откровенно редко, причем в любое время дня. Иногда даже возникало ощущение, что ты попал в “Мир Дикого Запада” – настолько отсутствие живых существ было странным.

Чем дальше на запад, тем собраннее люди. Жители Нидерландов, как нам показалось, не очень симпатизируют немцам, хотя последних мы считаем эталоном педантичности. Считается, что немцы более импульсивные, менее аккуратные на дорогах, им свойственно вносить некоторый дискомфорт в размеренную жизнь нидерландцев.

Не скажу “за всю страну”, но чем ближе к Нидерландам, тем меньше на автобане нам встречалось “летунов” по левому ряду, которые появлялись в зеркалах ниоткуда на скорости под 200 км/ч. В Европе правило свободного левого ряда вообще чтут. Но нидерландцы считают, что если кто-то “просвистел” в левой полосе, то это обязательно будет немец.

Мы же, как порядочные, никуда не торопились и приехали, чтобы обозреть красоты Лимбурга, куда нидерландцы специально едут ради пейзажей. Есть у жителей этой страны странное по нашим меркам развлечение – wandeling – хождение пешком по составленным маршрутам. За деньги. Чтобы не спеша обозревать красоты местности Heuvelland. На это они тратят свой отпуск.

Также мы были не прочь отведать местные вина и побывать в интересных местах. С этой целью посетили Фалькенбург и Маастрихт – два удивительно красивых города с великолепной архитектурой, о которых можно долго рассказывать.

Маастрихт был основан еще до римлян. Очень напоминает Амстердам и, по данным из Википедии, занимает второе место после него по количеству памятников. 

Фалькенбург – город туристический, но без суеты. Европейцы приезжают сюда за тишиной, традиционным лимбургским фруктовым пирогом и, наверняка, чтобы бесконечно долго сидеть в нескончаемых кафешках.

По пути мы заскочили в магазин при ферме, где в ассортименте имелось местное вино. После друзья отвезли нас в виноградники, где рождается материал для этого напитка, и я даже не ожидала от себя такого щенячьего восторга, когда мы прямо там откупорили бутылочку красного. Это было очень необычно.

Поскольку везде нас преследовали жара и бельгийское пиво, по Лимбургу мы путешествовали с друзьями на их машине, наблюдая за особенностями вождения в этой стране и, конечно, за ценами.

По словам наших друзей, платная парковка – явление повсеместное и уже само собой разумеющееся как в Нидерландах, так и в Германии. Причем платная она даже там, где, по нашему разумению, должна быть бесплатной: у торговых центров, у зоопарка, оздоровительного комплекса, ресторанов. Очень часто на таких парковках можно увидеть специальные места для электромобилей с возможностью зарядки.

И места эти не пустуют.

Кое-где парковка бесплатна в течение ограниченного времени – получаса или часа. На этот случай в автомобилях у нидерландцев имеется такая штука, которую водитель кладет под стекло, выставив на ней время постановки автомобиля на парковку.

За соблюдением временных режимов следит контролер. На наш вопрос о том, а не проще ли переезжать каждые полчаса на новое место, друзья заулыбались: таким никто не занимается.

Платить за парковку для нидерландцев так же привычно, как и разделять мусор. И никто не стремится оставить машину хоть и криво, но бесплатно, потому что знают: мало не покажется.

К слову, на одной многоуровневой парковке мы поняли, что местные водители просто ленивы. Им лень не только каждые полчаса перегонять машину, но и “щемиться” в узкие места на паркинге. Лично наблюдали, как при наличии вполне себе полноценных мест водители предпочитали проехать на следующий уровень и уже там стать свободно. Хотя, конечно, про лень – это шутка. Просто люди очень чувствительны к собственному комфорту и комфорту других людей.

Отдельного внимания достоин контроль за соблюдением ПДД на нидерландских дорогах. За неделю мы не увидели ни одной полицейской машины. Как оказалось, это совершенно не значит, что за тобой не следят. Полиция осуществляет – на нашем языке – скрытый контроль, передвигаясь на гражданских автомобилях: в населенных пунктах это преимущественно VW и Audi, на трассах чаще можно встретить Volvo, хотя, говорят, раньше ездили на Porsche. Если полицейские видят, что водитель ведет себя странно, то следуют за ним и наблюдают. Если человек случайно один раз нарушил и дальше едет по Правилам, то через некоторое время “слезают с хвоста”. Если видят, что нарушает намеренно, то “ведут” его до тех пор, пока нарушений не “соберется” на причину остановки. Иногда понять, что ты “на крючке” у полиции, невозможно до тех пор, пока автомобиль тебя не опередит и на его заднем стекле не появится бегущая строка с призывом остановиться.

На телевидении даже есть передача Stop.Policey. Нидерландцы ее очень любят смотреть, цокая языками. Там показывают весь процесс: от начала “ведения” до остановки водителя. Особенно умиляет, когда полицейские с неизменным спокойствием и улыбкой выписывают штраф 300 евро за пересечение двойной сплошной или в 160 евро за разговор по телефону. Довелось посмотреть один выпуск, где среди прочих прецедентов одному водителю запретили буксировать прицеп-дачу, потому что он был шире автомобиля, а в таких случаях в обязательном порядке на буксирующем автомобиле должны быть установлены дополнительные зеркала заднего вида. Вообще передача – сплошная скука, никакого экшена. А все потому, что скрываться от полиции – последнее, что придет в голову нарушителю в Нидерландах. Ибо в тюрьму никто не хочет. Хотя, видимо, бывает всякое.

За всё время путешествия сложилось впечатление, что камер скорости на трассах вообще нет. Возможно, дело в том, что они не обозначаются, как у нас, табличками. Это еще одна европейская “фишка” и тема для обсуждения в разрезе вопроса гласности контроля.

В одном из городков друзья обратили наше внимание на неприметную камеру на перекрестке, которая фиксирует проезд на красный свет. Штраф – 80 евро.

Еще одна не совсем привычная для белорусов тема – большое количество равнозначных дорог, особенно в небольших населенных пунктах. Нас еще до приезда предупредили о том, что нужно внимательно смотреть на знаки и пропускать помеху справа. Белорусы в этом плане привыкли к тому, что абсолютное большинство дорог “ранжировано”, даже в деревнях, и это расслабляет. В Нидерландах не всегда дорога с более широкой проезжей частью будет главной.

Но что самое непривычное для белоруса в нидерландских правилах – там после двух бокалов пива можно сесть за руль. Но только опытным водителям, а новички такой привилегии не имеют. Поэтому там вполне расслабленно люди едут на своих авто в ресторан, если, конечно, формат мероприятия не предполагает, что водитель будет качаться на люстре.

Впечатленные нидерландской четкостью (здесь, кстати, очень чтут договоренности и привыкли планировать все надолго вперед), красотой пейзажей и тем, что тонко нарезанный бекон в упаковке продается уже соленым, мы, конечно, не забывали о том, что нас ждет долгий обратный путь. 1700 километров или около того, смотря как сложится ситуация в дороге.

Наш отъезд планировался на выходные, которые предшествовали началу учебного сезона. Поэтому ожидался транспортный коллапс, о котором нас предупредили друзья. С учетом этой информации мы решили выехать в 6 утра, чтобы проехать самый напряженный участок протяженностью 150 километров, на котором возможны пробки.

По дороге до Варшавы на карте было обозначено несколько ремонтов. Сперва даже мелькнула мысль ехать другой дорогой. Но хорошо, что мы этого не сделали, потому что ремонты в Европе – это совсем не то, что у нас, и в некоторых случаях бояться их совсем не стоит.

Я анализировала, в чем заключается концепция “удобного ремонта” в Европе. Во-первых, в заблаговременности обозначений. Ремонтируемую полосу перекрывают за километр или около того до участка, где ведутся работы. Во-вторых, на знаках четко обозначено, какой именно ряд перекрыт. Не просто сужение дороги влево или вправо. Это позволяет заранее занять соответствующий ряд и минимизировать количество перестроений. В-третьих, на автобанах (правда, не на всех) используется электронная система знаков и указателей, а также оповещения о ситуации на дороге. Это то самое, что мечтают внедрить на нашей МКАД, но что-то не получается.

На электронное табло даже выводят информацию о том, с каким опозданием предстоит добраться до той или иной точки. Кроме того, при возникновении заторов на трассах открывают для движения добавочную полосу (на обочине или посередине дороги), ездить по которой в штатных условиях запрещено. Ну и из разряда невероятного для Беларуси – специальный “пористый” асфальт, впитывающий воду. На таком покрытии после дождя даже брызг нет. Несмотря на то что такое покрытие в два-три раза дороже обычного, требует постоянного обслуживания и быстро изнашивается, Нидерланды поставили амбициозную цель – уложить его на всех дорогах страны. Хiба гэта не цуд?

Возвращаясь к нашему путешествию, не могу не написать о том, как ранний выезд из Бохольца способствовал сокращению на день дороги до дома. Все получилось неожиданно: сначала мы без проблем доехали до Дортмунда, в районе обеда уже были в Познани, где забронировали ночлег, но решили, что еще в силах ехать, и так добрались до Белостока, проехав за день без особого “напряга” 1360 километров, всего дважды попав в небольшие заторы, хотя это было воскресенье. Один из заторов был возле Варшавы, мы приняли его за пробку, а оказалось, что место имел классический “паровоз”, но еще до приезда полиции участники ДТП съехали на разделительный газон. По большому счету затор был спровоцирован не столько самим ДТП, сколько любопытством проезжающих.

Если туда мы ехали, не платя за дороги, то обратно поляки за проезд по трассе А2 облегчили наш кошелек на 88 злотых. Но взамен предоставили эталонный автобан.

Родина встретила нас хорошей погодой. Если честно, предполагали, что на обратном пути нас тоже будут детально досматривать, на этот раз уже белорусы. К счастью, опасения не подтвердились. Машин на границе (назад ехали через тот же ПП “Берестовица”) не было, зато на въезд в ЕС вереница легковушек растянулась на всю нейтральную полосу.

Полякам до нас дела не было, а белорусы очередной раз удивили учтивостью. Провели нас через границу максимально корректно и вежливо. Поверхностно проверив сумки, попросили продемонстрировать содержимое коробки с наручными часами, попросили чек на покупку. Кстати, в окошке для отметки Tax Free внимание сотрудницы польской таможни привлекли именно чеки с дорогими покупками, их попросили показать. “Мелкие” чеки никого не интересовали.

В общей сложности мы проехали 3500 километров с одной несерьезной поломкой. Зато получили массу впечатлений.

Вместо заключения хотелось бы написать пожелание. Чтобы на законодательном уровне был принят документ, обязывающий всех белорусов хотя бы раз в год в обязательном порядке ездить “в далёкую” заграницу. Не только для того, чтобы недорого одеться, но и чтобы посмотреть, как в других странах люди ездят, паркуются, ведут себя в общественных местах, пьют – наконец. И чтобы без зависти и злобы люди приезжали домой и переоценивали насущное. Не говорили: “Конечно, у них там зарплаты по три тысячи евро, а у нас что…” и “Сделайте нам такие дороги – и мы будем…”, а чтобы просто осознавали, что театр начинается с вешалки, а культура – с каждого в отдельности независимо от уровня доходов, политических взглядов и места жительства.

Заметки на полях

Кое-где на границе с Германией в декоративных целях сохранились противотанковые бетонные “шипы” как память о военных действиях. В реальности это весьма впечатляет. Как и ветряки, если подойти к ним очень близко. Конструкция настолько масштабна, что звук разрезающих воздух лопастей напоминает фильмы о будущем.

Бохольц – довольно старый городок. Бывшая ферма, в здании которой ныне размещается офис банка, относится к XIII веку.

Традиция засыпать щебнем газоны, конечно, на любителя, но оформление прилегающей к дому территории у нидерладнцев на высшем уровне. С непривычки кажется, что попал на площадку выставки достижений ландшафтного дизайна.

Быт простых нидерландцев тих, жизнь по их же меркам скромна.

Большие черные внедорожники – большая редкость в этих краях. А вот “пожилые” кабриолеты – пожалуйста.

В месте, где сходятся границы Нидерландов, Германии и Бельгии, есть смотровая площадка, с которой можно обозреть окрестности. Подъем на нее стоит 3 евро с человека. Казалось бы, ничего особенного, но здесь же вся инфраструктура: ресторан, парковка, детская площадка. Туристов – масса.

Фермерская лавка по дороге на Фалькенбург – очень оживленное место. Люди приезжают за свежими яйцами и сезонными фруктами. Здесь же мы нашли и лимбургское вино.

Все помнят высказывание профессора Преображенского о том, что разруха не в клозетах, а в головах. Эти фото сделаны в клозете одного из кафе Фалькенбурга. Можно представить, как люди относятся к своему бизнесу, если даже санузел оформлен с душой.