За границу - на авто с российскими "номерами". Репортаж из "загнивающей" Европы

За границу – на авто с российскими “номерами”. Репортаж из “загнивающей” Европы

25.08.2018 в 18:33
Елена Шемет, фото автора, ABW.by

Европа всегда считалась у белорусов безопасным направлением, тем более Западная. Это не Украина, где грабят прямо на стоянках, и не Россия, где могут что-то подкинуть при осмотре багажника автомобиля.

Но всё равно это дорога, причем дорога дальняя. За две недели нам предстояло преодолеть 3500 километров, погостить в Германии, оттуда отправиться в Нидерланды и по возможности попасть в Люксембург.

Столь странный маршрут был обусловлен местом жительства друзей, которых очень хотелось повидать, а с их помощью побывать в местах, до которых редко добираются русскоговорящие туристы.

Нюансы заключались в двух моментах. Во-первых, отважились взять ребенка, который прежде никогда не ездил так далеко, и было непонятно, как он поведет себя в дороге. Во-вторых, было решено ехать на автомобиле, стоящем на учете в России. И даже сложно сказать, что озадачивало больше.

Оказалось, что на авто с российскими “номерами” в Беларуси нельзя оформить страховку так называемой автогражданской ответственности, по-нашему – “зеленую карту”, даже если владелец автомобиля – белорус. В страховой сказали выезжать в Евросоюз, а там уже прямо на границе заключать договор страхования. И обрадовали, что так вроде еще и дешевле, чем в РБ.

Ехать планировалось через Польшу. Накануне поездки посыпались новости о диких очередях в ту сторону. За пару дней до выезда ситуация вроде нормализовалась, но мы на всякий случай решили ехать через ПП “Берестовица”, для которого, как нас уверили знакомые, очереди – явление в целом нехарактерное.

Выехали мы в обед и с учетом всего планировали заночевать в Белостоке, а оттуда уже за день добраться до Восточной Германии. А дальше было шоу под названием “сам дурак”. Дело в том, что, собираясь, как всегда впопыхах, мы совершенно забыли, что нормы провоза алкоголя в ЕС совсем не такие, как в Беларусь, и немного превысили их.

Белорусскую часть границы мы прошли довольно быстро, успев обрадоваться, что на ночлег приедем раньше запланированного, но на польской стороне движение замедлилось.

У окошка паспортного контроля мы поинтересовались, где можно оформить страховку на машину. Был дан ответ: “Когда выедете за шлагбаум, слева будут представители страховых компаний, там и оформите”. Но, продвинувшись ко второму окну, вдруг напоролись на негатив. Сотрудник таможни на повышенных тонах начал говорить о том, что сейчас оштрафует нас на многие тысячи за то, что мы передвигаемся по территории Польши без страховки. Причем объяснять ему то, что нам сказали в предыдущем окне, было бессмысленно. Мужчина захлопнул окошко, муж побежал искать страховой ларек, а когда пришел обратно, случилось продолжение.

Не в моих правилах предвзято относиться к людям, но мне показалось, что таможенник был “наэлектризован”. Мы не с первого раза поняли, что от нас требуется, а он, видимо, за смену устал объяснять. На вопрос, сколько чего везем, честно признались в “переборе” по алкоголю и выразили готовность избавиться от него или понести ответственность. Результатом переговоров стало направление нашей машины в бокс углубленного досмотра, под воротами которого мы простояли минут сорок, потому что случилась “пересменка”. В нем автомобиль простучали по периметру на подъемнике, проверили все сумки, но больше ничего не нашли. Говорить о том, что в Белосток мы приехали с неважным настроением, излишне. В итоге прохождение границы заняло три часа при отсутствии очереди.

На следующий день стратегической задачей было “проскочить” Варшаву с ее пробками, которыми нас запугали. От Белостока до столицы – автобан, 90 первых километров которого мы проехали со скоростью 100-120 км/ч. Потом начались ремонты, скорость снизилась до 40-60 км/ч. В таком ритме мы преодолели километров тридцать, после чего “полетели” на Фрайберг – небольшой, но очень атмосферный городок в немецкой Саксонии, где нас ожидали друзья.

Во Фрайберге (не путать в Фрайбургом!) мы были несколько раз, в том числе приезжали на рождественскую ярмарку, отсюда ездили в соседний Хемниц покупать Opel Astra в 2013 году. И всегда возвращаемся сюда как к себе домой.

Фрайбергу целых 850 лет. Когда-то здесь велась добыча серебра, поэтому до ХV века это был один из самых богатых городов Саксонии. Шахты сохранились до сих пор, но уже как туристические объекты.

В этом городке с населением чуть больше 40 тысяч человек имеется несколько университетов, поэтому в учебное время на улицах много молодежи. А еще есть завод по производству пива Freiberger и завод солнечных панелей, который вроде как собираются закрывать за отсутствием экономической целесообразности ввиду наступления на пятки китайскими производителями.

Не посидеть за бокальчиком местного пива в одном из многочисленных кафе в историческом центре Фрайберга – самое настоящее преступление. Кстати, весь центр города является историческим наследием и защищен государством. Но самое главное – городок настолько не популярен у русскоговорящих туристов, что от этого просто кайфуешь! И понимаешь, что такую Германию ты не постигнешь ни в Берлине, ни в Дрездене, который находится в каких-то двадцати минутах езды на скоростной электричке, ни в любом другом крупном городе, ориентированном на туристические потоки.

За границу - на авто с российскими "номерами". Репортаж из "загнивающей" ЕвропыМне трудно описывать Фрайберг, рассказывать об ощущениях, когда знойным летним вечером ходишь по его мощеным улочкам или пьешь пиво на скамейке у зданий, которым многие сотни лет (да-да, белорусам такое не снилось). Это нужно прочувствовать самому, побывать там.

Но приятные ощущения были омрачены одним неприятным обстоятельством: по приезде “вылезать наружу” начал странный звук, появляющийся при повороте руля влево. Этот звук, но в меньшей степени ехал с нами еще из Беларуси, но на диагностике машины перед поездкой на СТО ничего подозрительного не обнаружили и отправили нас со словами: “Машина почти новая, что вы цепляетесь?”

И вот эта “почти новая” машина заставила нас напрячься, потому что явным звук стал за два дня до выезда в Нидерланды, причем в конце недели. Другими словами, был большой риск задержаться во Фрайберге, так как в выходные никто не работает, а городок слишком маленький, чтобы любые запчасти ко всем автомобилям были в наличии. И мы не без помощи немецких друзей бросили силы на поиски СТО, где нашли, а главное – вовремя устранили бы проблему.

С этой целью пришлось объехать три сервиса. На первом специалист проехался на авто и куда-то ушел, ничего не сказав. Наши немецкие друзья сочли это хамством, и мы уехали. Во втором месте сервисмен в бессилии решить нашу проблему развел руки. В качестве запасного варианта были русские гаражи, но до них дело не дошло – автомобиль взял с обещанием вернуть в тот же день местный дилер Citroёn.

Я лично не присутствовала при обратной приемке автомобиля, но по переданной мне информации дело было в подшипнике. Кругом-бегом с учетом стоимости подшипника замена обошлась в 150 евро. После ремонта звук исчез, а меня еще долго не покидало ощущение, что нам поставили подшипник с золотым напылением.

Вообще в краткосрочных европейских поездках трудно привыкать к их ценам. И речь не столько о стоимости продуктов или одежды (тут как раз все может быть очень даже приятно), сколько о прайсе того же внезапного ремонта авто или даже парковки. Их парковки – это то, что наше государство радо бы перенять как опыт, но не при нашем уровне жизни. Никогда не забуду парковку в центре Амстердама по цене 5 евро за час. Отдать “червонец” за “пройтись по магазинам” вполне себе реально. Но к теме парковки мы еще раз вернемся на примере Нидерландов. Так что чиновники могут оставаться у экранов мониторов.

К слову, в эту поездку мы развенчали миф о том, что немцы настолько богаты, что чинят автомобили исключительно на официальных сервисах. Если бы это было действительно так, такое явление, как “русские гаражи”, согласитесь, не существовало бы вовсе. Ладно для нас, приезжих, дорого, но и сами немцы считают, что оно так.

Что касается качества немецких автобанов, которое у нас принято нахваливать, то оно бывает разное. Например, тот участок от Фрайберга, по которому мы направились в Нидерланды, был бетонный и настолько неприятный, что меня саму начало подташнивать. При скорости 70-80 еще ничего, но на 130 “побрасывает” так, что, мама, не горюй. Благо перед отъездом мы купили какой-то сироп от укачивания, который позволил нам проехать отрезок длиной 630 километров чуть больше чем за 6 часов с одной лишь остановкой.

По Западной Германии ехать было веселее и интереснее: менялся ландшафт, дорога виляла из стороны в сторону, держа в тонусе. Ехали мы почти все время со скоростью 130, и нужно сказать, что это здорово помогало преодолевать расстояния за меньшее время, чем мы изначально закладывали в план.

После Фрайберга наш путь лежал в небольшой нидерландский городок Бохольц, который находится практически на стыке трех государств, Германии, Бельгии и Нидерландов, и который наши друзья, проживающие там, сами называют деревней. О том, чем белорусское “жить в деревне” отличается от нидерландского аналога, об особенностях дорожного движения в этой стране и о том, как нас встретила родина, – читайте во второй части материала.

Заметки на полях

В Белостоке мы ночевали в хостеле Willa Marcella. Цена номера – в районе 30 евро. Кухня и санузлы общие, но все прилично и чисто. Судя по количеству авто с белорусскими “номерами”, место пользуется популярностью у соотечественников.

По дороге в Германию нам встречалось немало ретромобилей, которые ехали как молодые.

Довелось даже заснять дорожные испытания новинки Audi.

Первую часть путешествия нас преследовала сильная жара. 36 градусов – средняя температура “за бортом”.

Первое длительное путешествие ребенок выдержал на ура. Без единого мультфильма, с книжками и сидячими играми, с минимальным количеством остановок, всю дорогу находясь в автокресле. Благо кресла для этого возраста уже предполагают раскладывание до почти лежачего положения.