Гомельчанки снялись в последнем выпуске передачи "Жди меня"

Гомельчанки снялись в последнем выпуске передачи “Жди меня”

20.06.2021 в 14:17
Светлана Санько, "Правда Гомель"

Энциклопедия человеческих судеб – так называют программу «Жди меня». Самая трогательная и самая драматичная передача постсоветского телевидения. Свою историю в летопись телепроекта вписала и моя семья.

Поэзия плюс телекомпания ВИД

В 1947 году была опубликована поэма Агнии Барто «Звенигород», написанная после поездки в звенигородский детский дом, собравший «тридцать братьев и сестер, тридцать юных граждан». Через несколько лет после выхода в свет книги поэтесса получила письмо от Софии Ульяновны Гудевой из Караганды, которая во время войны потеряла свою восьмилетнюю дочь Нину. В стихотворных строках женщина почувствовала знакомые интонации, воспоминания своего ребенка. Представьте, какова сила таланта писательницы: мать, читая поэму, поняла, что речь идет о ее девочке!

Так книга помогла соединиться двум родным людям. «Поэзия плюс милиция», – говорила потом Агния Львовна. Вслед за первой ласточкой начали приходить и другие письма. Узнав о счастливой развязке карагандинской истории, советские граждане стали обращаться к Барто с просьбами помочь разыскать их пропавших в годы войны детей. Или не знавшие настоящих фамилий и имен ребята, выросшие в детских домах, искали своих родителей. Писем приходило всё больше. 

Татьяна Арнтгольц и Александр Лазарев стали ведущими популярного телепроекта «Жди меня» в 2018 году. Фото из интернета

И в январе 1965-го в эфире всесоюзного радио «Маяк» зазвучали позывные новой программы «Найти человека» с ведущей Агнией Барто. В течение почти 10 лет вся огромная советская страна, затаив дыхание, слушала истории тех, кого разлучила жестокая война. Кроме того, стали публиковать специальный «Бюллетень розыска родных». Помощь журналистов в поиске людей не есть изобретение поэтессы, но она первой поняла, что именно детские воспоминания могут служить ключом к верному пути. Память ребенка яркая и очень крепкая. Мальчишки и девчонки могут хранить впечатления о таких мелких деталях, мимо которых взрослый зачастую пройдет не задумавшись.

Поиски длились иногда очень долго. Порой, наоборот, родные сразу находили друг друга. И тогда Агния Барто произносила: «У меня хорошие новости – нашлись…» Счастливые встречи происходили прямо в эфире и давали надежду тысячам людей, верящих в чудо. В 1974 году «Найти человека» закрыли. Однако труды талант­ливой поэтессы с золотым сердцем не пропали даром: за время работы радиопередачи удалось восстановить 927 семей. Не так уж и мало.

Спустя 25 лет эстафету доброго дела Агнии Львовны подхватил специальный выпуск передачи «Взгляд», в котором ведущие Александр Любимов и Сергей Бодров-младший принимали заявки на поиск пропавших людей. Когда стало ясно, что запросов поступает не просто много, а очень много, состоялась премьера проекта «Ищу тебя». Первые выпуски вела журналист Оксана Найчук, а позднее к ней присоединился актер Игорь Кваша. Однако телекомпания ВИД, которая занималась и занимается производством передачи, решила полностью изменить формат шоу. Продюсер выдвинул новое условие: вести проект должны известные и узнаваемые люди. На смену прежней ведущей была приглашена актриса Мария Шукшина, которая понравилась руководству тем, что у нее русский тип женщины. Тогда же название поменяли на «Жди меня», а в центр каждого выпуска решили помещать две-три подробные истории. 

В качестве музыкальной заставки был выбран «Концерт ля минор» Антонио Вивальди. 

Очень быстро «Жди меня» стала одной из самых рейтинговых передач на российском телевидении. За эти годы программа превратилась в масштабный телевизионный проект, благодаря которому было найдено более 200 000 человек. Многие телекритики называют «Жди меня» самой народной, трогательной и драматичной передачей постсоветского телевидения. Свою историю в летопись телепроекта вписала и моя семья. 

Девочку ищет отец

Наша история началась со звонка с незнакомого российского номера. Приятный женский голос произнес: «Здравствуйте, меня зовут Ксения, я – редактор передачи «Жди меня»… 

Хотя нет, наша история началась 70 лет назад. В районной больнице перепутали двух малышек, когда принесли на корм­ление в палату. Усталые мамы ничего не заметили. Вот Валечка стала подрастать, и родные обратили внимание, что девочка не их породы: темные кудрявые волосы, другое телосложение. По селу поползли слухи – Мария девчонку-то нагуляла. Константин грязным сплетням не верил и занялся расследованием. Он работал киномехаником в сельском клубе, много колесил по окрестностям с кинопередвижкой. В одной из деревень и увидел малышку, точную копию его старшей дочери Тани. Сердце забилось – моя девочка!

Гример Наталья готовит героиню к эфиру. Единственная фотография, которую смогли сделать на передаче. Фото автора

Спустя некоторое время втайне от любимой жены, взяв с собой Таню, Константин поехал в деревню поговорить с родителями Зиночки. По воспоминаниям тети Шуры, старшей сестры Зины, мама не верила, что детей перепутали. Как обратно меняться дочками? За два года столько бессонных ночей у кроватки крошки провела, столько радостных моментов было, пусть и в то сложное послевоенное время. И что Поскребыша, так называли Зиночку, большая семья не увидит? Это невозможно!

Так и остались девочки в родных по духу, но не по крови семьях. Правда, злые языки в селе обговаривали маленькую, ни в чем не повинную Валюшку: смотрите, смотрите, ее в роддоме поменяли. Пришлось Марии и Константину продать дом и переехать в город. И не говорить больше на эту тему.

Девушки выросли среди любящих людей. Разные у них были судьбы, в разных странах они потом жили: Валя – в России, Зина – в Беларуси. Но отеческое сердце не знало покоя. Когда появилась передача «Жди меня», Костя с дочерьми Татьяной и Еленой решили с помощью телепроекта найти Зину. К сожалению, не суждено было встретиться отцу и дочери. Нет в живых Константина Александровича, не стало девять лет назад и Зинаиды. 

Однако благодаря масштабному телепроекту встретились Татьяна Константиновна и теперь уже ее племянницы Светлана и Екатерина. После передачи мы много говорили с тетей о том, почему в одной семье эта история была под запретом, почему, став взрослыми, Зина и Валя не искали родных… Правда у каждого своя, но так важно помнить: семья – это сложно, а жить без семьи невозможно. Всегда надо быть вместе, чтобы горести, ссоры и обиды легче пережить. 

Заглянем в Зазеркалье

Всем интересно, как происходят съемки популярной передачи. Об этом расскажу в необычном интервью: буду сама отвечать на вопросы, которые чаще всего нам с сестрой задавали после участия в телепроекте. 

– Сколько вам заплатили? По слухам, за съемки можно получить до 100 тысяч российских рублей?

– Нет, на передаче «Жди меня» участники ничего не зарабаты­вают. Нам оплатили так называемые представительские расходы: проезд в Москву и обратно, проживание в гостинице, питание, ДНК-тест. В связи с эпидемиологической обстановкой обязательно надо было сдать ПЦР-тест. Его мы делали в Гомельском областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, затем деньги за тест нам вернули. 

На самом деле, огромные тысячи платят на всякого рода скандальных ток-шоу и чаще всего не самим участникам, а приглашенным знаменитостям: актерам, шоуменам, светским львицам…

– С какими известными людьми встретились в телецентре? У кого взяли автограф?

– Этот телепроект является интеллектуальным продуктом телекомпании ВИД, которая производит развлекательные передачи, ток-шоу и документальное кино. Затем программы продаются различным каналам, например, «Жди меня» идет на НТВ. Съемки происходят не на улице Академика Королева – там находится лишь административный корпус. 

Я наивно думала, что буду идти по телецентру и брать автографы у Леонида Якубовича, Валдиса Пельша, Леры Кудрявцевой, Егора Колыванова… Не удалось взять ни одного авто­графа, так как снимались мы на бывшем кирпичном заводе, огромные ангары которого теперь арендуют различные телекомпании и телеканалы для производства передач и сериалов. 

– Текст для видеосюжета написали сценаристы или вы готовились сами заранее?

– Как такового сценария нет. Слова прописываются только для ведущих: актриса театра и кино Татьяна Арнтгольц и народный артист России Александр Лазарев выходили с папкой, где у них распечатаны подводки к сюжету. Во время беседы с героями Татьяна и Александр искренне им сопереживают и находят добрые слова поддержки уже от себя.

Речи, которые я с сестрой произносила в видеоматериале, чистая импровизация. Режиссер Татьяна задала несколько наводящих вопросов, а мы сами должны были выстроить свой рассказ. Кстати, съемки на натуре длились больше двух часов, а в передаче это был трехминутный ролик. 

Истории для телепроекта «Жди меня» пишут не сценаристы и редакторы, истории пишет сама жизнь: очень много людей хотят найти своих близких и просто знакомых, которых потеряли. Эта передача дает им на­дежду, может быть, самую последнюю. И находятся, и встречаются даже через 30 лет.

– Правда, что в массовке сидят никому не известные актеры?

– В студию в качестве зрителей приходят самые обычные студенты, пенсионеры, которые хотят подзаработать: за съемочный день, порой он длится 10–12 часов, они получают 500–600 российских рублей (17–20 белорусских). Обожатели конкретно этого телепроекта тоже с удовольствием участвуют в массовке. 

В соцсетях есть группы, которые приглашают на съемки различных ток-шоу и передач. Конечно, опытные редакторы стараются работать с обязательными товарищами, что в последний момент не откажутся от участия в проекте и готовы сидеть часами в студии под яркими софитами. Поэтому очень внимательные зрители, конечно, могут увидеть на телеэкране знакомые лица – это не актеры, это «профессиональная массовка» на языке телевизионщиков. 

– Тяжело было сниматься?

– Тяжело? Нет, скорее, интересно. Очень удивило, как из подручных материалов на площадке создаются роскошные декорации: огромные полотнища смотрятся монолитной стеной, а невзрачная картинка заставки буквально мерцает неоном в телевизоре. И еще, когда дома глядишь то или иное ток-шоу, камер не замечаешь. А операторские краны и тележки, панорамные камеры, краны-стрелки в павильоне повсюду. Правда, рассмотреть всю эту махину, пощелкать на память студию или пообщаться с ведущими возможности не было. За одну съемочную сессию в павильоне снимают 8–12 передач, которые потом транслируют три-четыре месяца. Запись идет практически без дублей и, можно сказать, в темпе вальса: отсняли один сюжет, тут же идут следующие герои со своей историей.

Хочется выразить слова благодарности ребятам, которые с нами работали: режиссеру Татьяне, оператору Олегу, водителю, редактору Ксении и всей съемочной группе. Нас всегда поддерживали, подсказывали, куда и как идти, предлагали чай, воду, вкусняшки, приглядывали за нашими детьми, пока мы были в кадре. 

Огромное спасибо коллективу «Жди меня» и волонтерам за добрые дела, за радость общения с близкими людьми. Излучая тепло человеческих душ, передача дарит зрителю небывалый заряд положительных эмоций. Ищите друг друга, что бы ни было, и ждите, несмотря ни на что.

Метки:

Обсуждение