"Жалобы в соцсетях не помогут". Как обратиться к властям, чтобы вас услышали

“Жалобы в соцсетях не помогут”. Как обратиться к властям, чтобы вас услышали

12.10.2017 в 19:30
Татьяна Емелина, фото автора, ABW.by

Белорусы привыкли ругать власти: мол, дороги все в ямах, разметка неудобная, парковок не хватает, но ничего не меняется годами. Проблема есть, но стоит понимать, что те из представителей власти, кто может помочь, не имеют всевидящего ока, о некоторых недостатках могут банально не знать, потому что сами с ними не сталкивались, а обращений с просьбой разобраться с вопросами к ним не поступало. 

В последнее время ситуация меняется, в интернете появилось множество сайтов, где люди могут во всеуслышание заявить о своей проблеме, собрать подписи и обратиться к лицу, способному решить вопрос, но даже опубликованные там действительно обоснованные и решаемые проблемы могут остаться без ответа из-за простых ошибок самого заявителя. 

Во время круглого стола руководитель проекта “Удобный город” (petitions.by) Владимир Ковалкин (В.К.) и блогер Антон Мотолько (А.М.) обсудили самые распространенные ошибки при составлении петиций и представили механизм обращения к властям, чтобы те действительно занялись волнующей человека проблемой.

В.К.: Сегодня речь пойдет о причинах, почему власти не реагируют на некоторые петиции. Мы составили список шести самых распространенных ошибок пользователей нашего сайта, для начала расскажу о них. 

Что нужно знать, чтобы чиновники всегда реагировали на петиции? Первое правило – нужно понимать сферу действия Закона РБ “Об обращениях граждан и юридических лиц”. Дело в том, что не любую проблему можно озвучить в петиции. Часто люди пишут в петициях о проблемах, связанных с судами. Но такие вопросы никак не лежат в сфере этого Закона. Все петиции подобного рода либо не пройдут модерацию, либо будут оставлены без рассмотрения, либо в ответ на них будут отправлены отписки. У нас на сайте немало таких примеров. Например, петиция “Остановить судебный беспредел!”, где в качестве претензии указано: “Суд не присудил возмещение фактического ущерба, что предусмотрено законом, и моральный вред не компенсировал!”

Вторая частая проблема, которую безуспешно пытаются решить через наш сайт, – переименовать город или улицу, вернуть историческое название. Так, были петиции о переименовании улицы Леонида Беды в улицу Владимира Мулявина, просьбе возврата городам Бресту и Дзержинску названий Берестье и Койданово. Но все эти вопросы регулируются избирательным законодательством или путем проведения местного референдума. 

Еще одна ошибка – неправильная формулировка претензий и запросов. Часто это что-то эмоциональное без каких-либо подтверждающих фактов. Например, у нас была петиция с просьбой “разобраться с проблемами со связью и мобильным интернетом в городе Волковыске”. Эмоциональные обращения срабатывают очень плохо, так как чиновникам нужно четко понимать, что и когда произошло, какие были проблемы, а еще лучше в обращение добавлять ссылки на законодательство.

А.М.: Также в качестве примера я могу привести петицию из Барановичей, где говорилось, что в городе плохие тротуары, не везде есть бордюры, была просьба исправить ситуацию. Я написал создателям петиции, что проблему действительно нужно решать, но в данном случае нужна конкретика с указанием улиц, так как за раз ситуацию во всем городе не исправят. Мне сказали: “Пусть пока будет так, пусть делают хоть что-то”. В ответ на петицию местные власти ожидаемо отметили, что готовы исправлять ситуацию, и интересовались, какие конкретно места нужно отремонтировать. В результате народ потратил время на сбор подписей, но основной цели не добился. Справедливости ради стоит отметить, что в петиции было упомянуто несколько улиц, работы там действительно начались, но я считаю, что надо было построить просьбу иначе: просить сначала отремонтировать самые оживленные и проблемные участки. 

В.К.: Еще у нас появляются петиции, из которых вообще не понятно, что чиновнику делать. Та же ситуация в Барановичах. Наш сайт позволяет поставить даже геометку, и когда чиновнику придет обращение, он получит ссылку, где конкретно находится та же яма. 

А.М.: На самом деле сейчас есть весь инструмент для решения каких-то небольших проблем. Сделать это порой очень просто. Например, обратиться в местную администрацию. Чиновники иногда нам прямо говорят: дайте нам запрос одного или нескольких людей, чтобы мы могли аргументировать целесообразность этих работ перед вышестоящим руководством или перед подрядчиком, тем же “Ремавтодором”. Жалобы в социальных сетях или какие-то обсуждения – не тот путь. 

В.К.: Иными словами, чиновники нередко используют петиции и обращения, чтобы получить деньги на выполнение каких-то конкретных работ. Например, городские власти отказывают в выделении средств на ремонт дороги, а тут появляется обращение от пятисот или тысячи граждан, требующих это сделать. И это уже аргумент,  “наверху” начинаются обсуждения. На самом деле чиновничество – это не монолит, у каждого там тоже есть свое мнение. 

Далее еще одна ошибка при составлении петиции – человек не проработал проблему и пишет петицию в духе “я не видел, но осуждаю”. Нередко бывает, что какой-либо вопрос уже давно урегулирован в законодательстве и проблема состоит не в том, чтобы внести изменения в законодательство, а чтобы заставить компетентные органы его соблюдать. 

Последнее важное правило – заявитель не должен быть анонимным. У нас появляются петиции, когда человек не указывает свои данные или указывает некорректные. Это очень плохо, ведь если чиновник проверит, есть ли такой человек и проживает ли он по указанному адресу, и выяснит, что данные в запросе действительности не соответствуют, то такое обращение с точки зрения законодательства признается анонимным, по закону на него даже отвечать не нужно, не то что как-то реагировать. Получается, человек ставит под угрозу всю кампанию по сбору подписей, так как в обращении нет главного – заявителя. 

Никакого смысла скрываться нет, так как вам нужно получить ответ на свое обращение. Люди иногда боятся, что это может вызвать какую-то реакцию от чиновников, начнется какое-то преследование. Может быть, в небольших городах это опасение в какой-то мере оправдано, но здесь уже защищает количество собранных подписей. Как только оно переходит за 30-50, у чиновника уже нет возможности каждому как-то “отомстить”, проще или написать отписку, или решить проблему. 

Как написать петицию, которая сработает? Надо учесть минимум три момента. Первый – ответить в тексте на вопрос “что конкретно вам не нравится, какую проблему нужно решить?”. Далее нужно приложить как можно более фактических материалов: ссылки, распечатки, фотографии и т.д. Третье – конкретно напишите, что должен сделать чиновник? Если все эти моменты в петиции есть – она готова, даже если не написана сложным юридическим языком. 

А.М.: Если говорить об успехах, можно отметить, что процентов 60-70 петиций, опубликованных на сайте, получают решение, еще процентов 20 – нормальный аргументированный ответ в стиле “сделать не можем потому что… “, где указана понятная причина. Из последних сработавших петиций я бы выделил, например, петицию о запрете на сдачу в аренду рек и водоемов Республики Беларусь. Когда мы звонили в Минсельхозпрод, нам ответили, что изменения в законодательстве будут, потому что пошел очень большой резонанс. Успешной можно назвать петицию, касающуюся ужесточения наказания за парковку на местах для инвалидов. На нее нам ответили, что при ближайшем изменении законодательства по ПДД будет ужесточение наказания за парковку на местах для инвалидов. О результатах, я думаю, станет известно уже скоро. 

В.К.: Еще из недавних случаев я бы хотел рассказать о том, что благодаря нам практически всю улицу Богдановича переделали в плане разметки. Было предложение от человека, оно сработало. В настоящий момент уже оптимизирована разметка в районе Театра оперы и балета, действительно стало лучше. Из последнего также по разметке обещают, что будут изменения на улице Богдановича на участке от Некрасова до Широкой, там, где вроде бы сейчас одна полоса в каждую сторону, но фактически вмещается два автомобиля. К слову, в этом плане ГАИ можно похвалить: если там видят, что предложение хорошее, идут навстречу.

– В каких случаях стоит обращаться к чиновнику лично, а в каких создавать петицию?

В.К.: Юридически для чиновника и индивидуальное, и коллективное обращение – это то обращение, на которое он обязан отреагировать. Но если человек хочет показать значимость проблемы, что это беспокоит многих людей, он может создать петицию. 

Конечно, бывают разные и не всегда корректные ответы. Например, мы были просто в шоке от ответа на петицию, касающуюся сохранения библиотеки для незрячих. Нам прислали отказ с мотивировкой: “За сохранение библиотеки для незрячих не подписался ни один незрячий”. То есть зрячий человек не может вступиться за своего друга, соседа? Простите, но каким образом незрячий вообще может оставить какое-то обращение через сайт исполкома? 

– Где создается больше всего петиций и где процент решенных проблем выше?

В.К.: Вообще по количеству обращений, конечно, лидирует Минск, но проблемы более серьезные и жизненные зачастую в регионах. Самым активным в этом плане я бы назвал Гродно. Там больший процент обращений, больший процент побед.

– Как быстро решаются относительно простые вопросы, например, с асфальтированием дорог, установкой светофоров?

В.К.: В Минске быстрее, в регионах несколько медленнее, так как в столице лучше финансирование. Сколько пройдет времени от составления петиции до момента исправления, зависит от того, какие работы нужно выполнить и где. Если это что-то мелкое и простое, исправят в течение месяца-двух, но в любом случае ответ должны прислать в течение 30 дней. 

Если речь идет о масштабной реконструкции, нужно, к примеру, заменить дорожное полотно – тут запускается бюджетный цикл длительностью два года. Сначала эти работы закладываются в бюджет следующего года, а когда деньги выделены, работы выполняются. В целом с мелкими проблемами типа ям на дорогах люди часто сначала обращаются на тот же 115.бел, но если они несколько раз написали и не получили результат, пишут у нас. Почему petitions.by в этом случае работать начинает –  администрация берет на контроль ситуацию.

А.М.: Еще проблема в том, что в ответах обычно не пишут: “Мы заложим в бюджет следующего года”. Обычно пишут что-то в стиле “денег нет”. В этом случае можно обратиться в вышестоящую организацию. Так у меня было в Слониме. Там была местная “достопримечательность” – большая лужа. Сразу в райисполкоме ответили, что средств нет, решить вопрос не могут. Тогда я обратился в облисполком, приложив копию этого ответа, с просьбой обеспечить финансирование. После этого пришел ответ, что в следующем году проблема будет решена. Я написал просьбу постараться сделать все же в нынешнем году, и спустя месяц получил письмо, что все уже готово. Конечно, были вопросы по качеству, но все недостатки были быстро устранены после очередного моего обращения. В результате я потратил в целом на это не больше 20 минут своей жизни и решил проблему, которая существовала в Слониме с середины 2000-х. Конечно, не все заявители готовы к отказам, но с опытом ты понимаешь, где отказ дан с нарушением законодательства и его можно обжаловать.

– Можно ли сказать, что сайты, подобные вашему, в лучшую сторону влияют на наших чиновников и прочие организации, сейчас они более ответственно относятся к своей работе, уменьшается процент необоснованных отказов и отписок?

В.К.: Они всех меняют: и чиновников, и людей. Во-первых, они рождают сообщество небезразличных граждан. Во-вторых, происходит деанонимизация действий чиновников – уже нельзя ответить человеку ерунду, потому что весь интернет увидит, так как в ответе будет и имя человека, и должность. Это постепенно воспитывает всех, в том числе чиновников. В-третьих, постепенно создается база данных проблем решенных и нерешенных. Если человек захочет у себя в городе или районе что-то сделать, он может найти в интернете всю информацию: как написать, куда обратиться и т.д. Мы открываем людям, что происходит внутри этого процесса, как принимаются решения, и чем больше народ видит, что происходит внутри, тем сложнее чиновникам отказывать, выполнять работу некачественно. Это одни из основ демократического общества – подотчетность и открытость.

Обсуждение