О работе скорой помощи на Гомельщине: «Приезжаем на вызов, а мужчина просит, чтобы домой подвезли»

О работе скорой помощи на Гомельщине: «Приезжаем на вызов, а мужчина просит, чтобы домой подвезли»

18.03.2020 в 21:24

Заведующий отделением скорой медицинской помощи в Светлогорске Гулам Назаров рассказал о специфике работы своей службы.

Что такое бригада скорой помощи?

— Бригада скорой помощи – это функциональная единица, на которой всё основано. Это маленький комплекс, состоящий из людей и техники. Спецавтомобили бывают разных видов, как и бригады медиков. Есть врачебные и фельдшерские. Врачебные, в свою очередь, делятся на реанимационные и бригады интенсивной терапии. Есть педиатрические и психиатрические бригады. Задачи у них разные, но помощь все оказывают оперативно.

Диспетчер скорой помощи — это медицинский специалист, который имеет опыт работы. Он знает все нюансы, может выслушать человека и принимает решение: какую бригаду послать на вызов. Бывает так, что приехала фельдшерская бригада, но есть показания для вызова более подготовленной – реанимационной – решение об этом уже принимает на месте фельдшер.

— Самый простой – это автомобиль для транспортировки пациентов. Он имеет технические возможности и определённую защищённость. Может работать автономно без подключения внешних источников: кислорода, электричества и т.д. Обязательно имеет санитарные нормы: важно, какая резина и пластмасса применяется, есть нормы вибрации и шума. Такой автомобиль относится к классу А.

Реанимобиль – это уже высший класс С. Требования к нему в общем-то такие же, но он ещё оснащен всем необходимым оборудованием и имеет немного больший объем. Бригада здесь усиленная: два фельдшера, врач-реаниматолог. Они способны оказывать все реанимационные мероприятия, которые необходимы пациенту здесь и сейчас. То есть медики приехали на место вызова и работают как маленькая передвижная реанимация. У них есть возможности лабораторного исследования, снятия кардиограммы, определения дыхательного объема, кислородного насыщения и т.д. Каждый в бригаде знает свою обязанность, поэтому она работает, как часы. У нас в скорой помощи, как и во всей медицине, всё решает время.

— Скорая помощь никогда не прекращает работу. Здесь нет обеденных перерывов и времени на совещания. У телефона постоянно сидит диспетчер, который принимает вызовы и отвечает на вопросы по 12 часов — столько длится смена. Люди задают разные вопросы относительно здоровья. Задача диспетчера получить максимально ёмкие ответы, что очень трудно, так как люди звонят в стрессе и переживаниях.

Бригада формируется так, чтобы в ней был опытный врач, фельдшер и те медики, которым ещё нужно набраться опыта. То есть люди разные, но задача у них одна. Работа бригады тяжелая – это большая психологическая и физическая нагрузка.

— Переноску больных осуществляют санитары. Эта работа нелёгкая и не очень хорошо оплачиваемая с точки зрения санитара, наверное. Он должен выполнять свои функции в любом случае, даже если болит спина или ещё что-то. Вопросов обычно здесь нет. Есть вопрос о массе пациентов и способе переноски. Наш народ живет в типовых квартирах со стандартной шириной входных/выходных проёмов. А вот пациенты есть очень полные, есть очень худые, есть с деформацией скелета. Есть те, которые при переноске ругаются или нечаянно ударяют санитара, а может и специально: по отношению ко мне такое было. То есть люди могут сделать всё что угодно, но мы не выбираем – хороший, плохой пациент – обслуживаем всех.

Если нужно, фельдшер вызывает со станции дополнительные силы, но бывает, что и вызвать некого – все работают. Есть пиковые часы в сутках, когда люди начинают думать о своем здоровье. Бывает, что на помощь привлекаем МЧС, они никогда не отказывали, в этом плане им большая благодарность.

— Если внезапно почувствовали себя плохо и даже не можете понять, почему, то стоит позвонить в 103, хотя бы проконсультироваться. Если нужно, бригада приедет, сделает кардиограмму или измеряет давление.

Вы должны позвонить и сказать: «Мне плохо». Диспетчер будет спрашивать: что, когда и почему, какие лекарства принимали, чем болеете? Эти детали очень важны для того, чтобы понять, кого послать на вызов. Вы должны по возможности точно объяснить, где находитесь. Вызов считается принятым, когда об этом сказал диспетчер, тогда и начинается отсчет времени.

Время ожидания бригады скорой помощи по экстренным вызовам в городе не должно превышать 20 минут, в населенных пунктах — 35 минут

Есть вызовы, не связанные с обслуживанием скорой медицинской помощи – это транспортировка пациента или вызов по факту смерти. Здесь может быть другой временной интервал. Не стоит раз за разом звонить в скорую, если человек умер. Скорая приедет.

— Скорому прибытию может помешать качество автомобильных дорог. Ямы способствуют быстрому износу не только автомобиля, но и аппаратуры, которая внутри.

Личный автотранспорт, которым заполнены дворы, не способствует оперативной работе. Когда выезжаем с включёнными спецсигналами на ДТП, пожар, другие ЧП, то нередко водители игнорируют эти сигналы или не слышат из-за громкой музыки и не уступают дорогу.

Такие вот проблемы приезда «скорой».

— Если сам больной не отвечает, есть универсальный способ – позвонить соседям. Бывает, что вызов поступил из частного дома и человек не открывает, может, лежит без сознания, тогда вызываем МЧС, милицию и проникаем внутрь. Здесь проблем не бывает.

А вот когда едем на семейный скандал, где кому-то стало плохо, или жена вызвала медиков, чтобы сделали успокаивающий укол мужу, там сталкиваемся с агрессией. Время идет, а бригада стоит и ждет, пока милиционеры успокоят хулигана или хулиганку.

— Понятие «нетрезвость» — общее. Есть алкогольное опьянение, наркотическое, токсикоманическое и т.п. Бывает, что у человека обострились психические заболевания. Не всегда сразу поймешь – трезвый он или нет. Многих зависимых от алкоголя пациентов мы знаем по именам. Медработник должен идентифицировать нетрезвого человека, способы есть: определяется уровень сознания, контактность пациента и многие иные характеристики.

Зимой мы их называем «подснежниками», потому что могут полежать на снегу, получить холодовые повреждения. Летом им везёт больше, если не упали и что-нибудь при этом не сломали. Но это наши пациенты, они имеют право на оказание помощи и к ним нужно относиться с уважением. Никто не может гарантировать, что я не буду в таком состоянии. И если мне плохо? Люди в таких случаях вызывают специалистов, те приедут и разберутся.

Раздражает, когда люди симулируют. Выпьют немножко и начинают эпатажничать, чтобы на них обратили внимание. Могут при этом кричать: «Мне плохо, никто не помогает!». Прохожие вызывают «скорую» и он говорит прибывшей бригаде: «Я просто хочу, чтобы меня отвезли домой». Мы всех везем в приемное отделение, потому что не можем гарантировать, что через час ему не станет плохо. Доставили в приемный покой и уезжаем, потому что у нас есть другие пациенты, мы должны быть свободны и приезжать быстро.

Ставить диагнозы не наша задача, мы должны принимать тактические решения и оказывать неотложную помощь. Основная задача фельдшера, который приехал по вызову, решить – оставлять больного дома или везти в больницу. Это сложно, особенно когда пациент пьян. У него бывает куча жалоб, но чаще он вообще не разговаривает.

— Все разговоры у нас записываются и хранятся определенное время. Их в спорных случаях изымают сотрудники милиции. Удалить разговор можно, но специалистам не представит труда восстановить.

У нас уже есть и будет расширяться система видеонаблюдения за работой бригад и за поведением пациентов. Мы вообще будем развиваться в цифровом плане. Приезжая к пациенту, не станем просить выписки истории болезни, а можем увидеть их через планшет в общей базе.

Есть понятие врачебной тайны, к которой относятся не только сведения чем и когда болел человек. Даже то, когда и к какому врачу он обращался – тоже врачебная тайна. Мы не должны её никому говорить. Исключение – случаи, определенные законом. Информацию могут получать родители о несовершеннолетнем ребенке или тот круг людей, который обозначит совершеннолетний пациент.

Обсуждение