В борьбе за активное долголетие: как работает озонотерапия в Гомеле?

В борьбе за активное долголетие: как работает озонотерапия в Гомеле?

10.05.2019 в 11:53
Татьяна Сычкова, "Гомельские ведомости", фото: Анна Пащенко

С возрастом в организме человека происходит всё больше необратимых изменений. Особенно у пожилых людей распространены заболевания опорно-двигательного аппарата. Плотность костной ткани с годами снижается, суставы изнашиваются. В результате даже такое простое действие, как ходьба, приносит сильную боль. Сегодня во всём мире суставы спасают при помощи уникального метода – озонотерапии. Чтобы увидеть, как это работает, мы отправились в Гомельский областной клинический госпиталь инвалидов Отечественной войны. Именно здесь вот уже на протяжении  пяти лет функционирует кабинет, в котором пациентов  в буквальном смысле ставят на ноги. 

Уникальный способ лечения

Идея создания кабинета озонотерапии принадлежит главврачу госпиталя Олегу Иванцову, который по совместительству является и главным внештатным гериатром – специалистом, курирующим лечение пожилых людей. Прежде чем начать воплощать задумку в жизнь, пришлось проделать большую подготовительную работу: изучить литературу и опыт коллег в этом деле, закупить специализированное оборудование и, конечно же, подготовить квалифицированный персонал. В настоящее время единственным специалистом, который может выполнять эту процедуру в стацио­наре госпиталя, является хирург Михаил Желудок. Именно он и проводит все манипуляции.  

Озонотерапия считается довольно уникальным методом лечения, поскольку позволяет бороться с широким перечнем заболеваний. Это артрозы, артриты, неврологические проявления остеохондроза позвоночника, ожоги, трофические язвы. Кроме того, этот способ может применяться при лечении переломов, гнойных послеоперационных осложнений, а также в таких областях медицины, как дерматология и косметология. 

Как вы понимаете, недостатка в пациентах здесь нет: по показаниям на процедуру приходят практически из всех отделений госпиталя. И всё же особая категория пациентов – это ветераны.  С каждым годом наших героев становится всё меньше, а те, кто ещё держится, уже перешли 90-летний рубеж. Правда, слово «перешли», наверное, не совсем уместно: ноги их практически не держат. Вот и Ивана Прохоровича в кабинет привозят на кресле-каталке. 

– Как себя чувствуете? К процедуре готовы? – интересуется Михаил Васильевич, надевая стерильные перчатки.

– Всегда готов, – отзывается ветеран. 

Иван Портенков родился в далёком 1926 году. Участвовал в боевых действиях, защищал Ленинград. В пожилом возрасте врачи диагностировали  у него сильные артрозные изменения в коленных и голеностопных суставах. Сейчас герою даже трудно стоять, не то что ходить. Боли бывают такими сильными, что порой не дают спать по ночам. Но медики надеются помочь, к тому же у них уже есть положительный опыт лечения таких возрастных пациентов. 

– В феврале этого года  курс озонотерапии прошли два 96-летних ветерана:  гомельчанин Павел Яковлевич Гуринович и Александр Иосифович Игнатович из Мозыря, – вспоминает хирург. – У обоих были проблемы с коленными суставами. После лечения пациенты вернулись домой на своих ногах. 

К слову, на днях ветеран из Мозыря должен отметить свой персональный праздник. Не поверите, но день рождения у него именно 9 мая. 

Снимает отёчность и боль, насыщает кислородом

Пока Ивана Прохоровича укладывают на кушетку, медсестра Мария Лагуто заканчивает последние приготовления. А именно – набирает озоно-кислородную смесь в специальный пакет. Аппарат российского производства внешне выглядит совсем непримечательно, чем-то напоминает системный блок от компьютера, но внутри устройства происходит настоящая магия: чистый медицинский кислород преобразуется в заветный озон.  

На самом деле наблюдать за этим немного странно, ведь мы привыкли, что лекарство – это обычно таблетка или какая-то жидкость определённого цвета. Но здесь пакет просто наду­вается, заполняясь прозрачным газом. 

– Внутрисуставное введение озона является микрохирургической операцией, – поясняет Михаил Желудок. – Поэтому готовится всё как операционное поле: неоднократно обрабатывается йодом, затем антисептиком. Чтобы процедура была менее чувствительной, вводится обезболивающее, в нашем случае лидокаин. 

Далее из пакета озон набирается в 20-миллилитровый шприц и через иглу попадает внутрь сустава, где и начинает свою работу: насыщает ткани кислородом, снимает отёчность и боль,  улучшает кровообращение и обменные процессы, предотвращает разрушение хряща.

– В результате значительно улучшается качество жизни, – обращает внимание Михаил Васильевич. – Нередко уже на второй-третьей процедуре люди чувствуют положительный эффект. Лечить таким методом можно все крупные суставы: тазобедренные, плечевые, локтевые, голеностопные, а также дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника.  

Более того, закупленный аппарат позволяет осуществлять и так называемую малую  аутогемоозонотерапию – мощный иммуностимулирующий процесс для организма. Его суть заключается в том, что из вены берётся кровь, затем насыщается озоном и внутримышечно вводится обратно. Делается это для стимуляции защитных сил организма и иммуномодулирующих процессов. Причём врач уверяет: после такой процедуры даже 90-летние пациенты получают значительное облегчение. 

«В июле 41-го… Я тогда был совсем ещё мальчишкой»

Как правило, минимальный курс лечения озоном составляет пять инъекций. К тому же, нельзя делать процедуру сразу в оба сустава, их нужно чередовать  через день. Поэтому хирург занимается только левой ногой пациента. Когда лекарство введено в коленный сустав, врач проделывает то же самое с голеностопом. 

– Не больно? – спрашивает Михаил Васильевич. 

Знаете, это ведь особое искусство – попасть иглой в нужное место. Да и делается про­цедура не под контролем УЗИ, а, как говорится, вслепую, только благодаря мастерству специалиста.

– В 43-м морозил ноги, сейчас ничего не чувствую, – признаётся Иван Прохорович. А потом вспоминает случай, который едва не стоил ему жизни: – В нашу деревню Петравичи Кормянского района немцы пришли в июле 41-го. Я тогда был совсем ещё мальчишкой. Отец, уходя на фронт, в саду выкопал землянку, мы накрыли её липой и прятались там. Дом, имущество – всё сгорело. Но в саду остались наши пчёлы. И вот один немец поджёг зажигалкой сноп и стал их выкуривать. 

Конечно же, мальчик не выдержал – вступился. А дальше нетрудно догадаться, что было. Солдат швырнул его на землю, схватился за пистолет и выстрелил. Пуля прошла по касательной. Кровь заливала глаза, но главное, Ваня остался жив. 

Потом подросток ушёл в партизанский отряд, с апреля 1944-го пополнил ряды Красной армии. С мая по октябрь 1944 года участвовал в боевых действиях в качестве телефониста 128-й зенитной бригады. Иван Прохорович награждён орденом Отечественной войны, медалью «За Победу над Германией». 

Метки: