Учитель начальных классов — исключительно женская профессия. Такой стереотип существует уже давно. Конечно, мужчины-педагоги тоже есть – физруки, физики, историки. А среди учителей начальной школы встречали? Александр Домостой — единственный в Гомельской области мужчина-учитель начальных классов. Второй год он работает в 5-й школе Светлогорска.
— Я учился в Мозырском педуниверситете. Изначально увлекался больше историей, да и сейчас увлекаюсь. Изучаю ХХ век, определенные события. А педагогика начальных классов – более широкая специфика. Подумал: почему бы и нет? Тем более, у меня династия педагогов: бабушка, мама и сестра. Мне показалось интересным заниматься с детьми, развивать их, обучать чему-то новому, а не ограничиваться преподаванием истории. Я вкрапляю в наши занятия интересные факты, рассказываю о каких-то событиях, привожу примеры, так что мой интерес к истории здесь тоже полезен. Спрашиваю у детей: «А вы знаете, что это немецкая единица измерения? А вы знаете, что центнер переводится, как 100 мер?». Дети такие интересные факты запоминают очень быстро, и это помогает в учебе.
«Культурный шок»
— У родителей моих учеников был культурный шок, когда они узнали, что я буду классным руководителем. Первое родительское собрание я хорошо запомнил. Тут действительно был аншлаг, потому что пришли и мамы, и папы, и тети.
– Здравствуйте. Я Александр Александрович, классный руководитель вашего ребенка.
– Подождите, у нас учитель мужчина будет?
– Ну, да.
–Интересно. Ой, как здорово.
И такие были эмоции. Негатива и подозрительности не было. Перед собранием я волновался. Знаете, читал, что для некоторых преподавателей проще прыгнуть с парашютом без инструктора, нежели зайти первый раз в класс. Так вот я понял, что это совсем не аллегория. Мне было действительно как-то страшно. Родители доверяют мне своих детей – это очень ответственно.
Груз ответственности
— Процентов 60 моего опыта – это помощь коллег здесь в школе. Я даже не знал вначале, как правильно заполнять журнал. Особенно первый месяц было сложно. Я молодой учитель, только пришел работать. Груз ответственности тяжелый: мне поручили детей, их здоровье, жизнь, образование. Я хочу видеть своих учеников честными, целеустремленными, справедливыми, дружными и любознательными. И к этой цели мы идем вместе. Вот, например, они прибегают ко мне на перемене и говорят, что старшеклассники матом ругаются. И мы вместе обсуждаем, что такие слова произносить нельзя. Обычно говорят: «Учительница — вторая мама». Я на роль «второго папы» не претендую, но за своих учеников всегда переживаю.
На одной волне
— Проблем с учениками у меня нет. Я уважительно к ним отношусь, стараюсь развить их лучшие качества, и дети меня уважают. Главное, не терять авторитет в глазах учеников. Как это сделать? Всегда находить время для детей, отвечать на вопросы и не только на уроке уделять им внимание. Ни один детский вопрос или просьба не должны остаться без внимания. Нужно находить общие интересы – это тоже помогает в работе. С мальчиками можно поговорить про машины, а девочки больше обращаются с просьбами: «Можете это починить?».
— Умение рисовать тоже помогло мне наладить контакт с моими первоклассниками, когда только я пришел работать. Это настроило на одну волну. «Вы молодцы, постарались, все выполнили правильно, я могу для вас что-нибудь нарисовать». Дети были в восторге от такого маленького поощрения. Рисовал и единорогов, и лошадок, и танки. Я не только рисовал, но и объяснял, как правильно это делать: «Вот это у танка не колесики, это катки. А вот это корпус». Дети не так мыслят, как взрослые, и надо это понимать и учитывать.
Гаджеты и школа
— У нас телефон под запретом. Можно на перемене позвонить родителям и все. Никаких игр и залипаний в мобильном. Но не утверждаю, что телефоны и интернет – это зло. Даже компьютерные игры могут быть полезны. Они развивают детей, через игру можно учиться. А еще я всегда стараюсь, чтобы дети из любой ситуации или беседы почерпнули что-то полезное. Например: «А вы знаете, что у этого телефон в моих руках вычислительной мощности больше, чем использовали американцы, чтобы отправить человека на Луну». Такие аналогии вызывают интерес у детей. Дети, особенно младшего возраста, учатся охотнее через игру.
Нагрузка и эмоциональное выгорание
— У меня работа сложная. Нужно провести уроки, проверить тетради по всем предметам. В классе 22 человека — 2-2,5 часа трачу на проверку. Еще нужно заполнить журнал, подготовиться к следующему рабочему дню, распечатать дополнительные карточки, придумать что-то интересное для детей. Времени свободного практически не остается. Только в выходные получается полноценно отдохнуть и посвятить время себе и хобби.
— Я учитель с 8 утра до часа дня. Родители же в своей роли – постоянно. Меня смущает такая ситуация, когда учитель виноват по любому поводу. Ребенок не там перешел дорогу, старшеклассник где-то дебоширил или вечером поздно на улице гулял. Спрос — с учителя. Почему? У родителей 1-2 ребенка, а классному руководителю отвечать за 20-25 человек. Учителя такие же люди, как и бухгалтеры, медики, повара. Мы тоже хотим сходить в клуб потанцевать. Встретиться с друзьями, например, в баре. Иногда доходит до абсурда: не дай бог кто-то увидит, как учительница выбирает в магазине белье. И что? Нагрузка на учителей очень большая. В Швеции, после того как учитель отработал 10 лет, он имеет полное право на бонусы от государства. Эмоциональное выгорание присутствует в каждой профессии. И учителя не застрахованы от этого. Скажу больше, последний звонок педагоги иногда ждут не меньше, чем ученики.
Про систему образования
— Система образования, считаю, слишком перегружена. Вспоминаю свои школьные годы, как в первом классе мы учили буквы, легкие примеры и так далее. Второй класс чуть сложнее — рассказы, упражнения. Сверхтяжелого ничего не было. Только в третьем классе мы начинали изучать таблицу умножения. Сейчас это все во втором классе проходим. Самостоятельные и контрольные только в 4 классе были. А сейчас? Считаю, что детей слишком напрягают, много информации, которая им в этом возрасте еще не нужна.
— Может ли мужчина работать в школе учителем начальных классов? Главное, работа должна быть по душе. Я, например, не смог бы изо дня в день выполнять монотонную однообразную работу на заводе, да еще с посуточным графиком. А мой друг программист спрашивает: «Как ты справляешься с детьми? Как ты выживаешь? Куча тетрадей и контрольных». Знакомые не представляют, как я могу в школе работать. А я не представляю, как они трудятся не в школе. В каждой профессии есть свои плюсы и минусы. У меня главный плюс — летние каникулы. Но за учебный год учитель морально устает от ответственности. Так что этот отпуск вполне заслуженный. Последняя четверть уже подходит к концу, отпуск скоро, а в сентябре с энтузиазмом снова встречу своих учеников.