При покупке новой футболки в магазине обычно думаем только о том, как дорого это обойдется для нашего кошелька, но не для окружающей среды. В то же время производство текстиля оставляет огромный экологический след, а переработка после утилизации, скорее всего, будет невозможна. Во всяком случае, в Беларуси сейчас именно так. Бытовые текстильные отходы в большинстве своем оказываются на полигонах. При разложении синтетических материалов в грунтовые воды и почву выделяются токсичные вещества. Как можно изменить ситуацию, разбиралась корреспондент «Гомельской правды».
Брюки превращаются…
Сразу отметим, что стоит различать отходы текстиля в швейной промышленности и те, что образуются в быту у населения. Первые востребованы у переработчика. Они используются для изготовления нетканых полотен, акустических плит, обтирочных материалов, а также настилочных для мягкой мебели. Выпускаются геотекстиль (применяется в сферах, связанных с грунтовыми работами), набивочный материал (в том числе для матрасов в пассажирских поездах). Часть отходов экспортируется, в основном в Россию.
– Развиваются и новые подходы. Так, на базе Витебского государственного технологического университета разработаны технологии для декоративной отделки помещений, изготовления обуви, в которых применимы текстильные отходы, – привела пример главный специалист по информационной работе ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Светлана Мацкевич.
С бытовыми отходами все сложнее. Примерно 20 лет назад «Гомелькоопвторресурсы» принимали от населения текстиль из искусственных волокон. Его везли на завод в Осиповичах, где производили рубероид. Но со временем это оказалось не нужно, предприятие перешло на более доступные и дешевые формы поступления сырья. Кроме того, лет семь-восемь назад на комбинаты нетканых материалов, в частности в Борисове и Бобруйске, отправляли собранные у людей натуральные ткани – хлопчатобумажные, шерсть и полушерсть. Однако их перестали перерабатывать в связи с невостребованностью, рассказал директор филиала «Гомелькоопвторресурсы» областного потребительского общества Василий Винников.
Сегодня у нас нет системы раздельного сбора текстильных бытовых отходов в качестве вторресурсов. Хотя, на секундочку, на каждого жителя страны приходится около 17 килограммов отходов текстиля в год. Как правило, они состоят из разных видов тканей, что сильно затрудняет их использование в качестве сырья, отметила Светлана Мацкевич.
Переработка есть, а сбора нет
В одном из материалов проекта «Экологика» эта проблема уже затрагивалась. После публикации в редакцию обратился неравнодушный читатель из Гомельского района Анатолий Злотников. Он рассказал, как в нашем областном центре во времена СССР функционировал комбинат по переработке вторичных материальных ресурсов. Анатолий Степанович трудился там с 1955 по 1972 год, был главным инженером. Потом работал в облисполкоме.
Комбинат принимал на переработку все текстильные отходы. Действовали сортировочный, моечный, сушильный цеха. Каждый день на предприятие поступали вагоны с тряпьем, также вещи собирали по деревням. И делали обтирочные материалы для многих предприятий Гомеля и всего Советского Союза. Ветошь отправляли и на Север, в Воркуту, для работников шахт и рудников. Кроме того, на комбинате освоили производство нетканых материалов. Удалось достичь большой прибыли, высокой зарплаты, но, к сожалению, скоро предприятие развалилось. По мнению Анатолия Степановича, и сегодня можно организовать такую систему, обтирочные материалы по-прежнему нужны заводам, ремонтным службам, автобазам. Тем более тряпок у людей меньше не становится.
Мы узнали: обтирочный материал действительно востребован. Например, на Гомельском заводе литья и нормалей рассказали, что закупают 12–17 тонн ветоши в год. Ею вытирают руки, удаляют грязь, чистят станки.
Поиски в интернете помогли выяснить, что в Беларуси есть предприятия, которые изготавливают ветошь. Одно из них – УП «Завод Белит» в Поставах (Витебская область). Одежда, бывшая в употреблении, поступает сюда в основном из Европы, но также из Беларуси, рассказал заместитель директора по развитию и общепроизводственным вопросам Игорь Самбуров. По его словам, подобные производства есть в Кобрине и Барановичах (Брестская область). Задаем вопрос: если переработка налажена, почему же не принимать текстиль от населения?
– Проблема в том, что не организован централизованный сбор. Нет импульса со стороны государства, материальных вложений – дело не движется с места. Конечно, для этого нужно создать соответствующие условия, установить контейнеры. Теоретически мы готовы принимать определенные виды материалов, если будут соблюдены требования к сырью, – отметил Игорь Самбуров.
Получается замкнутый круг: заготовительная сеть не берет текстиль из-за невостребованности, а переработчики ссылаются на то, что не организован сбор. Возможно, инициативу стоит проявить ответственным органам государственной власти, которые могли бы скоординировать всех игроков на рынке переработки вторсырья.
Надежда теплится
Есть еще один способ предотвратить попадание текстиля на полигоны. Смешанные отходы можно применять на мусоросжигательных заводах и цементных предприятиях в качестве RDF-топлива. В нашей стране его использование впервые организовано в ОАО «Красносельскстройматериалы» Гродненской области, рассказала главный специалист по информационной работе ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Светлана Мацкевич.
– Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами (тко) и вторичными материальными ресурсами предусматривает, что к 2035 году применение RDF-топлива в Беларуси позволит увеличить использование ТКО не менее чем на 23%. Планируется расходовать такое топливо на трех цементных заводах – не только в городском поселке Красносельский, но и в Кричеве и Костюковичах Могилевской области, – рассказала специалист.
В нашем регионе намечено строительство трех региональных комплексов по обращению с твердыми коммунальными отходами – Гомельского, Мозырского и Жлобинского. Планируется, что там предусмотрят возможность производства RDF-топлива.
В контейнер, но не мусорный
Все это разговоры на перспективу. Но что уже сегодня может сделать каждый, чтобы сократить объемы текстильных отходов? Во-первых, меньше потреблять. Экологические проблемы начинаются не с утилизации, а еще с момента приобретения новых вещей.
Во-вторых, не спешите отправлять вещи на помойку. Одежду, которую уже стыдно носить, используйте в быту, отдайте в приюты для животных. Если вещь еще сгодится для людей, продайте или отдайте ее. Например, положите в один из контейнеров Красного Креста. В нашем регионе они расположены в каждом районе, в Гомеле их, соответственно, четыре, рассказал начальник организационно-кадрового отдела областной организации Белорусского общества Красного Креста Артем Карпенко. Гомельщина – первая в стране область, реализовавшая такую инициативу, и единственная, где контейнеров так много.
– Проект очень востребован с обеих сторон. Многие звонят, интересуются, куда принести вещи, какие к ним требования. Отвечаем, что в контейнер в любое время суток можно опустить обувь и постиранную одежду, аккуратно сложенные в чистый пакет. Далее эти вещи отдаем нуждающимся: людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, многодетным семьям, инвалидам, одиноко проживающим, – отметил Артем Карпенко.
Появляются сервисы по прокату вечерних нарядов для потребителей, текстильных изделий для субъектов гостиничного и ресторанного бизнеса, рассказала Светлана Мацкевич. Работают социальные проекты и коммерческие инициативы, которые занимаются ремонтом и перераспределением подержанной одежды.
– Прежде всего важно формировать спрос на качественные вещи из натурального сырья, произведенные по высоким экологическим стандартам: они прослужат долго, а не окажутся через месяц-другой на свалке, – подчеркнула специалист. – Именно покупатели влияют на политику производителей. Поэтому если мы будем потреблять осознанно, с заботой о себе и окружающей среде, то и модная индустрия быстрее перестроится под наш выбор.