Декабрь. За окном холодный и снежный гомельский парк, а в народной изобразительной студии Валентина Покаташкина тепло и уютно. Здесь настоящий мир творчества, наполненный яркими и необычными образами, живущими в работах его учеников. Валентин Петрович руководит студией при областном Дворце творчества детей и молодежи уже 55 лет и считает это делом жизни.
Сами делали краски
Детство Валентина Петровича прошло в Новобелице. Когда началась война, ему было восемь месяцев. Немцы сожгли дом, и их семье пришлось жить в землянке. Отец погиб при освобождении Ленинграда. Военное время оставило в его судьбе черный след, но ничто не могло остановить жажду к творчеству.
Возможно, она передалась от родителей. Отец, изготавливая столярные инструменты, вырезал на них рисунки. Дедушка был великолепным печником, в составе бригады лучших работников участвовал в строительстве мавзолея Ленина. Валентин Петрович говорит, что больше всего на его интерес к изобразительному искусству повлиял старший брат Евгений. Вместе с ним ходили в студию ДК железнодорожников и учились у выдающегося педагога и художника Бориса Звиногродского. Времена были сложные, ездить на автобусе дорого, но так хотелось учиться рисовать! Частенько братья добирались на занятия на ступеньках пассажирских поездов. А еще в пору дефицита сами делали краски.
Братья окончили Минское художественное училище с красными дипломами, потом вернулись в Гомель. Тогда открывались творческие производственные мастерские, где Валентин Петрович хотел работать. Но от Союза художников поступило предложение возглавить при Дворце пионеров единственную в городе студию изобразительного искусства. Согласился, хотя не без сомнений:
— Боялся, что не справлюсь, ведь в работе с детьми нужен особый подход, настроение, тактичность и терпение.
В первый же год учиться к нему пришло более ста ребят. Сформировались три возрастные группы, самым младшим воспитанникам было по пять лет. Первое время в студии практически не было наглядных пособий, и Валентин Петрович попросил учеников приносить ненужные вещи, чтобы был материал для рисования. Связался с Ленинградской академией искусств, откуда привезли гипсовые слепки частей тела и геометрические фигуры. С их помощью уже можно было готовить ребят к поступлению в учебные заведения.
Неопределенность и правила
Валентин Петрович всегда был поглощен студией, даже вне работы. Хотелось делиться знаниями, которые получил от своих замечательных педагогов. Однажды на улице увидел мальчика лет семи, который рисовал мелками на заборе. Отметил его пейзаж и то, как была поставлена рука юного творца. Спросил: не желает ли пойти к нему учиться? Мальчик согласился и в будущем стал художником. Подобных случаев было немало.
Самые непосредственные и сочные рисунки получаются у малышей. В них фантазия, нестандартность, особое видение. Нечто такое, что со временем утрачивается. Взрослея, дети начинают рисовать более осмысленно.
Первым делом педагог учит ребят разбираться в цветовой гамме, правильно держать карандаш и сидеть за мольбертом. Потом соизмерять и переносить на бумагу большие предметы, видеть их невидимые грани, учитывать законы пропорции и перспективы. Нынешние ученики, а Валентин Петрович ведет старшую группу, любят рисовать фантастические сюжеты и природу. Природа тоже отличный педагог, поэтому студийцы часто выбираются в парк и другие живописные места.
А когда-то при Дворце пионеров был свой катер, и Валентин Покаташкин с учениками на неделю выезжал на пленэры. Добирались до Киевского водохранилища. На берегу расставляли палатки, разжигали костер. Запечатлевали красоту в альбомы и на фотоаппарат. Материала хватало на целый год. Потом с набросков писали большие работы. Отправляли их на многочисленные выставки, конкурсы и получали заслуженные награды и дипломы. Рисунки студийцев побывали на всех континентах.
Учитель всегда стремился расширять творческий кругозор воспитанников. В советские времена часто ездил с ними на экскурсии в Москву и Ленинград: где посещал музеи, знакомил с творчеством выдающихся художников. Старания педагога и его учеников не остались незамеченными. В числе первых в 1980 году студия получила звание народной наряду с «коллегой» при Дворце пионеров в Минске.
Понимать замысел
Валентин Покаташкин уверен: увлечь ребят несложно, с детского сада все любят рисовать. Однако с приходом в школу интерес постепенно угасает, если его не подогревать. Однажды его жена Валентина Владимировна, учитель начальных классов, предложила супругу на протяжении года учить ее ребят рисованию. Эксперимент удался, практически все показали результат, а пятеро связали свою жизнь с искусством.
— Детей нужно не только заинтересовать, важно, чтобы они не были обижены на педагога, не ощущали конкуренции и чьей-то особой исключительности. У меня все ученики талантливые, — подчеркивает Валентин Петрович. — В то же время не каждому нужно становиться художником. Моя задача — привить детям любовь к искусству, чтобы, придя на выставку, они смогли смотреть на полотна глазами понимающего человека. Считаю: художники должны создавать картины не для себя, а чтобы люди могли уловить их идею.
Валентин Петрович и сам известен как график и живописец, автор пейзажей, наполненных философской мыслью. А как же учить детей и при этом быть теоретиком? Своему второму любимому делу обычно посвящал отпуск. В советские времена много путешествовал, побывал на Байкале, в Карелии, на Кавказе и Севере. Там писал этюды, а позже в мастерской создавал большие работы. Провел много персональных выставок, с коллегами участвовал в международных проектах.
— Творчество — это проявление души человека, через него он транслирует на внешние предметы внутреннее видение, — говорит педагог. — Важно, чтобы оно проявлялось в других профессиях, не только у художников.
Бывало, что некоторые из учеников по совету старших получали более «практичное» образование, но потом все равно возвращались к тому, чего истинно хотели. Более тысячи воспитанников Валентина Покаташкина стали профессиональными художниками. В советские времена в высшие учебные заведения творческой направленности в год поступали почти двадцать человек. Тогда и возможностей для обучения на просторах огромной страны было больше. К слову, в студии с Валентином Петровичем работают его выпускники Анжелика Шабалтас, Геннадий Шуремов, Елена Ганюк. Не забывает о своем педагоге настоятель прихода храма Всех святых в Минске протоиерей Федор Повный, также не потерявший интерес к творчеству: пишет иконы, делает росписи на религиозную тему.
Сейчас ребята также охотно стремятся связать жизнь с искусством, причем некоторые поступают в вузы сразу после студии. В этом году 11 человек стали студентами, в том числе Белорусской и Варшавской академий искусств.
— Рад, что полностью отдаю себя детям, — говорит Валентин Покаташкин. — Прихожу сюда и как будто подзаряжаюсь. Мог бы уже давно уйти на пенсию, но как же я буду без ребят?
Слово ученикам
Саша ШИМАНОВСКАЯ: — В студии совершенствуюсь в живописи, графике и композиции. Это важно для меня, так как планирую поступать в академию искусств. Здорово, что у нас такой замечательный педагог, который деликатно укажет на ошибки и поддержит в любой ситуации.
Вадим ЮРУСОВ: — Нравится, что здесь получаю навыки в рисунке, живописи, композиции, учусь рисовать с натуры. Смотрю на работы других учеников и вдохновляюсь.
Ирина РЕЗНИКОВА: — Валентин Петрович создает для нас прекрасную атмосферу, в которой хочется рисовать. А еще здесь занимаются ребята, с которыми у нас общие интересы.