«Смотри, какая прелесть!»: автор скульптуры "Студентка" о Гомеле, белках и деле всей жизни

«Смотри, какая прелесть!»: автор скульптуры “Студентка” о Гомеле, белках и деле всей жизни

10.11.2017 в 01:57
Дарья Стрельченко, "Гомельские ведомости", фото из архива Яны Коноваловой

«Не представляете, насколько меня всё это будоражит! Каждую свободную секунду я даже мысленно в мастерской: обдумываю, вынашиваю идеи… Потому что мне важно прийти и уже знать, что я буду делать. Чтобы, оторвавшись от бытовой суеты, максимально использовать время для работы… Потом смотришь на изделие – а оно два обжига прошло, не лопнуло, скола нет, стёков нет – и понимаешь: это же просто кра-со-та!»

«Смотри, какая прелесть!»: автор скульптуры "Студентка" о Гомеле, белках и деле всей жизниКогда гомельская керамистка Яна Коновалова рассказывает про своё любимое дело, от неё невозможно оторвать взгляд. Это какой-то творческий магнит! Кажется, что волна её вдохновения, как цунами, накрывает всё вокруг. Хочется скорее начать что-то делать, создавать, воплощать и буквально зависеть от той энергетики, которую может дать занятие, выбранное исключительно по душе.

– Когда-то мы с мамой отдыхали на юге. Гуляя, подошли к продавцу керамических сувениров. Я смотрю на его изделия и понимаю, что я это могу, и только этим хочу заниматься, – не переставая улыбаться, Яна рассказывает о своей первой встрече с делом всей жизни.  

Вернувшись с юга в Гомель,  стали искать, где можно «познакомиться» с глиной. Так, случайно я попала в мастерскую к гомельскому мастеру Володе Андриянову. Это удивительный человек, который окончательно и полностью предрешил выбор того, чем я буду заниматься. Он настолько влюблён в своё дело, в керамику, настолько профессионал, что, наблюдая за ним, поняла:  я буду работать с глиной. 

Связь с прошлым

Слушаю Яну и вспоминаю, как в детстве у бабушки во дворе сама откалывала от старой кучи куски глины, разводила их в воде и пыталась лепить фигурки. И даже сейчас, будучи взрослой, ловлю себя на мысли, что с удовольствием снова попробовала бы что-нибудь  сделать.

– Работая с глиной, ты как бы одновременно становишься повелителем рисунка и объёма, -объясняет притягательность процесса изготовления Яна. – В одном деле аккумулируются стихии воды, земли и огня. Корни керамики уходят в глубокую древность. Но человеку всё так же необходимо переживать чувства, когда он своими руками может создавать, а потом пользоваться своим произведением. На инстинктивном уровне, мне кажется, все мы хотим быть создателями хотя бы незначительных домашних артефактов.  

Сегодня для Яны Коноваловой занятие керамикой – официальная работа. Она ремесленник. Но серьёзная  формулировка не отменяет того, что по-прежнему это и любимое творчество. 

– Когда я в мастерской, то полностью отключаюсь, иногда даже не понимаю, что физически выжата. Это работа, но, знаете, из разряда – утром бежишь на неё с горящими глазами, вечером с такими же глазами возвращаешься. Это два равносильных для меня чувства – домой и в мастерскую. Я даже не могу сказать, куда веселее бежать.

Из творческих рук Яны Коноваловой выходят удивительные вещи из глины и фарфора. Очень тёплые и уютные чашки и тарелки, броши и подвески, необычные статуэтки. С предметов на прохожих поглядывают коты и совушки, ежи и лягушки. Как будто из позапрошлого века – особняком стоит невероятно стильная посуда с элементами рукоделия, национальной символики.  

– Очень люблю всё, что с этим связано. У меня две бабушки были необыкновенные мастерицы, они ткали и вышивали. По маминой линии пробабушка – и ткала, и вязала. От них у меня сохранилось очень много вещей, и я буквально таю над ними!  Этот запах лежалости – времени – он мне силу даёт. Переберу их и словно заряжаюсь, вдохновляюсь их талантом и трудоспособностью. И пускай вещи эти уже штопанные-перештопанные, любуюсь ими – каждым стежком, каждой заплаткой. Всё время хочу перенести эти вышивку, вязание и ткачество на свои глиняные работы, особенно на посуду. Меня греет мысль, что таким образом к моим изделиям приложила руку моя пробабушка. Это такая связь… Я как будто её за руку держу.

И творец, и продавец

– Творчество-творчеством, но ведь никто не гарантирует мастеру, что то, что ему нашептало вдохновение, разберут как горячие пирожки. Легко ли ваши задумки «совпадают» с желаниями покупателя?

– Сейчас уже намного проще. Когда всё только начиналось, приходилось интуитивно нащупывать, в каком направлении двигаться, как на своих изделиях зарабатывать, как объединить творчество и бизнес, потому что это совершенно разные вещи. Особенно в самом начале нужно ориентироваться на широкий круг потребителей, при этом важно не запутаться, не уйти только в продажи.  

На данный момент то, чем я занимаюсь, находится на уровне, когда наши взгляды с потребителем пересекаются, могу выбирать, что мне делать.  Сейчас, например, полностью увлечена изготовлением особенной посуды – ручной, безгончарной, лепной. 

А вообще, на мой взгляд, тенденция такая: люди хотят не только приобрести что-нибудь красивое, но так, чтобы потом этим пользоваться. Им уже недостаточно покупку просто поставить и любоваться. По крайней мере, в моём деле так.

Известно, что на уровень продаж влияет не только то, что ты делаешь, но и как умеешь это предложить покупателям. 

– Если мастер настроен серьёзно, он должен быть не только создателем, но и хорошим маркетологом, – говорит Яна. – Мне самой очень трудно отрываться от процесса изготовления, переключаться на другие дела: сделать хорошие фотографии, обработать, выложить в социальные сети. Но чтобы система работала, все её процессы нужно полюбить и осознать, что от них никуда не уйдёшь. 

«Студенческий» этап

При встрече Яна представляется как керамист. Но всё же большинству жителей города она известна как талантливый скульптор. Это её бронзовая «Студентка» однажды присела с яблочком возле 5-го корпуса ГГУ имени Ф. Скорины. 

Фото: ku-ku-lena.livejournal.com

– «Студентка» – это целый этап в моей жизни. Кажется, что после него мне ничего не страшно. Наверное, это была дерзость неимоверная: среди своих учителей – именитых скульпторов – тоже заявиться на конкурс. Через такие тернии пришлось пройти… И физические, и моральные. 

На этапе создания скульптуры стало важным доверие к людям, понимание, что тебе от всей души хотят помочь, а не наоборот. Знаете, в таких ситуациях даже простые слова многое значат. Можно человека так поддержать, что он вдохновенье с бетонных ступенек срывать будет, настроится на успех. А порой тот, кого ты любишь и уважаешь, может так с тобой пообщаться, что крылья опустятся. 

Но при этом на моём пути встретились потрясающие люди! Как поддерживал меня мой муж, как поддерживал коллектив учреждения, где я работала! Наверное, потому всё и сложилось.

– У студентки есть прототип или это собирательный образ?

– В целом – собирательный. Но, думаю, она получилась, потому что нам позировала потрясающая девушка – Наталья Познякова – модель из «Хрустальной Нимфы». Именно её точёную фигурку мы скопировали. Она необыкновенный человек: и душевный, и красивый. После совместной работы мы остались в дружеских отношениях. 

– Уже привыкли к мысли, что в Гомеле есть ваша скульптура, или всё ещё присматриваетесь к ней?

– Слышала такую вещь: чтобы понять, состоялась ли работа по твоему собственному мнению, нужно понаблюдать за эмоциями, когда проходишь мимо неё. Важно понять, хочется тебе отвернуться  или ты с удовольствием на неё смотришь.  Улица Советская в районе университета для нас непостоянный маршрут, но когда проезжаем мимо, то каждый раз всей семьёй ласково обращаемся к ней: «Привет, девочка!» Мне кажется, она получилась такой милой! 

У них сфинксы, у нас белки

– На ваш взгляд, чего ещё не хватает Гомелю?

– Для начала мне хочется сделать комплимент нашему городу. Последнее время мы много  участвуем в маркетах, выставках в Минске, Москве, Петербурге. Так вот, наш город такой красивый! Въезжаешь в него и понимаешь это. Проезжая по России, я смотрю на улицы городов и всё время их мысленно причёсываю, подстригаю, высаживаю что-нибудь, восстанавливаю. Заезжаю в наш город – в залитый солнцем или мокрый от дождя – и думаю, какой же он всё-таки ухоженный. И ведь я понимаю, что с финансами сейчас везде непросто, но всё поддерживается в достойном состоянии. 

А если говорить о том, чего не хватает, лично мне, наверное, камерности. У нас много уютных закоулочков. И хочется, чтобы в каждом из них чувствовалось своё настроение. В последнее время стали появляться уютные кафе – небольшие, атмосферные, у каждого какие-то пледики, чашечки, особенная подача. Пускай возле такой кофейни стояли бы, например, несколько необычных скамеечек, или деревья интересные были бы высажены, или скульптуры установлены. Да всё что угодно, лишь бы создавало неповторимую атмосферу отдельного уголка, в котором хочется назначить свидание.  

– Из Парижа мы привозим  Эйфелевы башни, из Египта – сфинксов. Как думаете, что могло бы стать фирменным сувениром нашего города?

– Лично для меня Гомель ассоциируется с белками. Конечно, они есть не только у нас, но таких ручных и очаровательных больше нет нигде. Когда мы встречаемся с друзьями из других городов, они сразу говорят: «О! Я был в вашем парке».  И почти всегда добавляют: «У вас там такие белки!» И гомельчане, и туристы постоянно их кормят, неустанно фотографируют, оставляют снимки на память  в соцсетях.  С белками, к слову, связан следующий мой проект, который уже почти готов.

На работы Яны невозможно смотреть без умиления. Каждый раз, наткнувшись на них в «Городе мастеров», смотрю и не могу понять, ну как посуда может быть такой милой, просто как сто тысяч котиков? 

– Мне очень хочется, чтобы, глядя на мои работы, люди улыбались. И когда проходящий мимо взрослый, такой очень серьёзный человек, вдруг, как ребёнок, не сдерживает эмоции и с возгласом: «Ой, смотри, какая прелесть!» вприпрыжку направляется к моему павильону, я понимаю, что уже достигла цели, независимо от того, купит он что-нибудь или нет. Искренние эмоции людей – для меня самый лучший комплимент. Давно поняла, что моя ниша – это трогательность и милота. Есть авторы, глядя на работы которых мы думаем: какая мысль, какой размах! У меня другое. Мне хочется услышать детский восторг от взрослых, увидеть его в их глазах. Это нельзя сравнивать. Просто у каждого своё.

Раньше в моей жизни были периоды, когда я понимала, что делаю непростую работу, но мир от этого лучше не становится. А если я сделаю красивую чашку, и кто-то в дождливый день будет из неё пить, согреется, чей-то день станет уютнее – это же совсем другое дело! 

Метки:

Обсуждение