С детства, а оно у меня проходило в 1980—1990 годы, помню лозунг “Уберем детей с улиц!”. Чтобы не по подъездам и дворам гуляли, а учились и в секции ходили. Мечта взрослых того периода сбылась. На улицах подростки теперь редкость. Причина далека от светлых советских и постсоветских проектов, многие старые социальные проблемы победили лишь компьютеры, телефоны и интернет. Современные юноши и девушки живут в новой параллельной действительности. Они менее конфликтны, более индивидуальны… Но что теряет нынешнее поколение, переместив свои интересы из реального мира в виртуальный?
Недавно после школы мой десятилетний сын Михаил рассказал банальную историю с не банальным для меня финалом. Один из его одноклассников “достает” весь класс: обзывается, задирается. Я поторопился дать совет, мол, эту проблему легко решить. Надо собраться ребятам после школы и проучить задиру по-мужски. Мой совет был встречен в штыки правовыми аргументами. Сын подчеркнул, что так нельзя. За такие “уроки” можно к директору школы на ковер попасть, а там и до милиции недалеко. Они классом решили написать коллективную петицию школьному руководству о принятии мер к агрессивному однокласснику. Что сказать, сын, очень по-взрослому, по-современному… Далее Михаил не пошел искать приключений на свою голову возле замерзшего озера или в соседнем дворе, а создал сервер и они с товарищем по сети начали записывать обзоры прохождения игры. Этот материал лег на его ютуб-канал. Ребенок собирает просмотры, чтобы набрать популярность и зарабатывать на этом деньги.
А какие вызовы бросала улица подрастающему поколению 30, 40, 50 лет назад? Преподаватель физкультуры, а ныне пенсионер Александр Коваленко в школу ходил во время хрущевской оттепели:
— Это были уже 1960-е. С одной стороны, царила атмосфера постсталинской свободы, даже мы, дети, это чувствовали. С другой, так как до этого полстраны сидело, а потом вышло, во дворах витала блатная романтика. Крепкий алкоголь и сигарета — как обязательный атрибут настоящего мужчины. Плюс уровень доходов населения невысокий. Поэтому хулиганов было немало. С юных лет приходилось учиться постоять за себя и за друга. Родители работали с утра до вечера, потому организацией жизни и досуга мы занимались самостоятельно.
И еще. Конфликт “своей территории” описал Анатолий Рыбаков в своем романе “Кортик”. Там подростки 1920-х выясняют отношения на кулаках, если чужак попал на твою улицу. Особый размах эти забавы приобрели в 1980-е. Битвы район на район стали одним из неофициальных символов эпохи. Директор гомельского центра восточных единоборств Сергей Мартюхин, обладатель черного пояса четвертого дана по карате, вспоминает, что надо было уметь давать сдачи:
— Я жил в деревне, в город ходил пешком в спортивную школу. Быстро научился “постоять за себя”, возможно, это и дало толчок к дальнейшему развитию карьеры. Помню, наша Черниговщина прогремела тогда на весь СССР: в 1982 году произошла громкая драка в Чернигове. Она получила название “ледовое побоище”, потому что проходила в покрытой льдом низине у озера на Лесковице. Дрались район на поселок. С каждой стороны было по 50—60 человек, вооруженных палками и трубами… Пару десятков попало в больницу. Но там вовремя вмешалась милиция. Потом по всем школам области велась серьезная профилактика. Заметьте, это были не криминальные разборки. Наверное, потребность в агрессии — элемент формирования мужского самоутверждения. Его может остудить только правильное воспитание.
Кстати, сегодня показатели подростковой преступности в Беларуси значительно ниже советских и тем более постсоветских. Тут дело не только в драках. Юношеская фантазия придумывала игры, вполне подходящие под понятие “хулиганство”. Гомельский эколог Дмитрий Янков так вспоминает девяностые годы:
— Во времена нашего детства главными игровыми площадками были стройки, а развлечениями — взрывание и сжигание всего, что взрывалось и сжигалось. Из основного хобби вспоминается литейное производство мелкой сувенирной продукции из свинца и алюминия. И всё это прямо за главным корпусом ГГУ им. Ф. Скорины. Из игр особенно эпичной была “Плешь”. Для этого находился не очень приятный на вид клубок ветоши такого веса и размера, чтобы можно было швырнуть его на пару десятков метров и попасть в жертву. В кого попали, тот и “плешь”, пока не поразит следующего. Географически выбиралась ограниченная, но оснащенная для тактических маневров территория. Например, площадка детского сада в неработающее время.
В одновременном сеансе игры принимали участие до 20 человек. Все деревья были проинвентаризированы и облажены, покорены вершины всех крыш района.
Жизнь современных детей существенно отличается от того, что было раньше. Изменилась экономическая ситуация — у родителей появились другие финансовые возможности. Сейчас практически в каждой семье есть компьютер, планшет, мобильный телефон. Все это увело школьников с улиц. Родители спокойны за физическую безопасность своих чад, не надо волноваться, где, с кем и что они делают. Представителей нового поколения чаще всего можно застать дома, этот факт повлек за собой ряд негативных моментов. Большую часть свободного времени ребята от мала до велика проводят за просмотром мультфильмов, кино, за компьютерными играми, что влечет за собой гиподинамию — серьезные нарушения в организме ребенка, который, недополучая двигательной активности, не развивается должным образом. Это отрицательно сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхательной, пищеварительной, нервной систем.
Помимо этого, отсутствие живого общения ведет к снижению коммуникативных навыков и приводит к неумению выстраивать отношения со сверстниками, работать в команде, рассказывает психолог Ольга Макеева:
— Если раньше приходилось отстаивать свою позицию “очно” и воспитывалась ответственность за свои слова и поступки, то теперь агрессия облекается в “цифровую” форму и безнаказанно выливается в интернет в виде троллинга, а его последствия порой бывают более серьезны, чем синяки и ссадины.
Сейчас есть большие возможности для нормальной реализации здоровой агрессии. Но для этого надо из виртуального мира выйти в реальный: заниматься плаванием, велосипедными гонками, гимнастикой, лыжами. Доступны и творческие кружки. Задача родителей — вовремя направить своих детей в правильное русло. Самое важное достижение нашего времени — возможность выбора. И именно результат выбора показывает, что каждый собой представляет.
ДОСЬЕ “НГ”
Параллельная реальность, которая формально спасает ребенка от опасностей улицы, несет свои психологические угрозы. В компьютерных “стрелялках” кровь льется рекой, персонажи умирают в муках, а маленький игрок перед экраном ищет новую жертву. Иногда реальность между жесткой виртуалкой и миром стирается. 17-летний немецкий школьник Тим Кречмер расстрелял 15 человек из пистолета своего отца, а затем покончил жизнь самоубийством. За популярной командной игрой Cоuntеr-Strikе парень проводил значительную часть времени. 17-летний житель Санкт-Петербурга зарезал собственную мать, запрещавшую ему играть на компьютере сутками напролет.
Таким сдвигам все возрасты покорны. Большим поклонником компьютерной игры Manhunt оказался 30-летний юрист Дмитрий Виноградов, расстрелявший в московском офисе семерых коллег. Сейчас в некоторых странах введен запрет на продажу игр определенным категориям граждан.
МНЕНИЕ
Виталий Уткин, глава администрации Центрального района Гомеля
— Школьные годы прошли в заводском микрорайоне “Сельмаш”. Это были 1970-е. Популярные фильмы тех лет — “Как закалялась сталь”, “Два капитана”. Какие пропагандировали качества? Благородство, мужественность. Поэтому, даже если ты был не крепок телом, старался быть сильным духом. Я вот иногда сегодня слышу такие истории… Один мальчик в школе толкнул второго, пришли родители, скандалили, дело дошло до милиции… Представить такое в моем детстве практически невозможно.
Я бы пришел с синяком к участковому, бывшему фронтовику, рисковавшему жизнью в бою? От стыда сгорел бы перед ним. На тот момент было очень развито не столько правовое, сколько общественное регулирование жизни. Обидел одноклассницу, ребята после школы объяснят, что такое поведение недостойно мужчины. Идея коллективизма “один за всех и все за одного” была очень развита.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.