В Гомеле "взрывники" переключились со школ на университеты. На этот раз в качестве цели злоумышленники выбрали ГГТУ им. Сухого

В Гомеле “взрывники” переключились со школ на университеты. На этот раз в качестве цели злоумышленники выбрали ГГТУ им. Сухого

28.04.2021 в 14:20

В среду, 28 апреля, поступила информация (вероятно, по e-mail) о минировании корпуса ГГТУ им. П.О. Сухого. Студентов оперативно эвакуировали на улицу. На место прибыла группа разминирования. Впрочем, с вероятностью в 99,999% ничего взрывоопасного обнаружено не будет – и тому есть веские основания. Но правоохранители обязаны отработать сообщение об опасности, пусть даже ложное. Почему так происходит, причём тут “сваттинг” и в чём сложность установления истинных “минёров”? Спойлер: далеко не всегда шутниками оказываются подростки, страждущие хайпа и прогула занятий. Иногда это вполне взрослые люди, преследующие более конкретные цели. Хотя на Гомельщине были случаи, когда подобные сообщения поступали от граждан по телефону и под воздействием изрядного количества выпитого алкоголя.

“28 апреля в УВД Гомельского облисполкома поступило сообщение о том, что в Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого находится взрывное устройство. На место происшествия прибыли экстренные службы и специалисты саперно-пиротехнической группы войсковой части 5525 ВВ МВД РБ. Проводятся проверочные мероприятия. В результате проверки специалистами СПГ взрывное устройство не обнаружено. Учебное заведение работает в штатном режиме”, – сообщили в пресс-службе УВД.

В нынешнем году, сразу после активизации банковских мошенников, до Беларуси в несколько мутированном виде докатилась волна так называемого “сваттинга” – тактики домогательства, которая заключается во введении аварийно-спасательных и специальных служб в заблуждение так, чтобы по адресу другого лица выехали правоохранители и/или сапёры.

Этот термин происходит от названия штурмовой группы “SWAT” (special weapons and tactics) — специализированной полицейской единицы в США и многих других странах, оснащенной военным оборудованием вроде дверных таранов, пистолетов-пулеметов и автоматических винтовок. Если есть угроза, при которой необходимо вмешательство этой единицы, последствиями иногда становится эвакуация школ, деловых учреждений. Сваттинг расценивается как разновидность терроризма.

Подобное явление распространено и среди геймеров. Считается, что таким образом они мстят соперникам по игре, подставляя их. Обычно спецслужбам не составляет труда установить адрес и личность лиц, от имени которых поступает сообщение о ложном минировании. Однако в значительной части случаев они сами оказываются жертвами. Аккаунты в почтовых сервисах, играх и социальных сетях взламываются или на договорной основе поступают во временное распоряжение других лиц, которые и осуществляют рассылку, используя при этом средства анонимизации интернет-соединений. Всё это – ради хайпа и развлечения.

Только с начала года в Беларуси уже зафиксировано более 70 сообщений о лжеопасности. В Гомеле получение соответствующих писем администрациями учебных заведений продолжается с 28 февраля. Возбуждены уголовные дела. Наказание – вплоть до 7 лет лишения свободы, а ответственность наступает с 14 лет.

Что касается более взрослого терроризма соответствующих служб, то, например, 30-летний неработающий житель города Калинковичи Андрей Захаревич использовал личные данные своих обидчиков и отправлял от их имени сообщения о готовящихся терактах. В одном случае решил усложнить жизнь женщине, которая думала приобрести половину дома у его матери. А мужчине отомстил за рекламу новых окон. Не понравилась цена. Взамен – минирование от имени предпринимателя.

Также мужчина продавал персональные данные и на этом неплохо зарабатывал, занимая достаточно скромную инженерно-техническую должность в отделе образования Калинковичского райисполкома. Например, в 2018 году у него на пяти электронных кошельках имелось криптовалюты на 424 биткоина и более 250 биткоин-кэша. В настоящее время это составляет свыше 25 млн долларов. К моменту задержания у него имелись реквизиты более 250 тысяч карточек жителей 114 стран мира.

От его действий пострадали и публичные люди. Например, депутат сельсовета Роза Стрельченко из деревни Капличи Калинковичского район, от имени которой в Министерство образования поступило электронное обращение о том, что в случае, если в населённом пункте не будет открыта школа, женщина взорвёт здание вместе с собой.

Также депутат сообщала о поступлении сообщений с угрозами отправить её в психиатрическую лечебницу якобы с телефонного номера Гомельского облисполкома. Напомним, Progomel.by проводил собственное расследование и выяснил, что через подмену номера (используя определённые сервисы) можно позвонить с любого другого. Этим часто балуются пранкеры.

Не оставил без внимания Захаревич и популярных блогеров. От имени Сергея Тихановского, Виталия Манько, Владимира Цыгановича, Артёма Шапорова и Андрея Паука также рассылались сообщения о готовящихся терактах.

Сейчас мужчину судят по 21-му эпизоду преступной деятельности. Вину он признаёт частично, пишет 6tv.by.

В тему:

В Гомеле неизвестные “заминировали” 18 школ за раз

В Чечерском районе женщине из-за алкоголя причудилось, что одна из жительниц деревни убила своего ребёнка, а на следующий день она же позвонила в МЧС и заявила, что собирается поджечь чужой дом

В Гомеле подростки угрожали взорвать школу, если отметки будут плохими

Метки: