Купил вещь, попал на деньги и… в суд: когда защита прав стоит не только нервов

Купил вещь, попал на деньги и… в суд: когда защита прав стоит не только нервов

13.03.2019 в 19:45
Анастасия Макеева, "Правда Гомель"

Одни продают, другие покупают, и в этих сложных отношениях случается всякое. Нередко выяснять, на чьей стороне правда, приходится в судах. Как вы думаете, за чей счёт? 

Фото носит иллюстративный характер

ПЯТЬ РУБЛЕЙ ПРЕВРАЩАЮТСЯ…

Когда впервые услышала о недовольстве гомельских предпринимателей, невольно улыбнулась. Как? Сначала продают человеку некачественный товар, отказываются вернуть деньги, признаются судом виновной стороной, а потом возмущаются, что по решению суда приходится оплачивать, на их взгляд, завышенные расходы на защиту обманутых ими же потребителей? Попахивает отсутствием совести. Однако не всё так просто.

В редакцию “Гомельскай праўды” Максим Внуков, ме­неджер по продажам ООО “Эксперт в деталях”, пришел, вооруженный копиями документов. В октябре 2017 года (тогда фирма называлась ОДО “Панков И. А. и Внуков М. А.”) покупатель заказал в интернет-магазине davinagaz.by несколько товаров, среди которых был и масляный фильтр стоимостью 5 рублей 20 копеек. Покупки забрал в магазине по улице Ильича в Гомеле. Через несколько дней мужчина вернулся и потребовал заменить фильтр: деталь установить не удалось — она не подошла по резьбовому соединению. Работники магазина отказались заменить бывший в употреблении и залитый маслом товар.

— Мужчина ушел недовольный, — рассказывает Максим Внуков, — а спустя некоторое время мы получили письменную претензию, составленную Гомельским городским общественным объединением “Защита прав потребителей”. Смысл ее в том, что наш менеджер по продажам подобрал неподходящую под марку машины деталь. Действительно, ошибку мог совершить как покупатель, так и продавец. Именно поэтому при выдаче товара мы всегда еще раз проверяем характеристики и письменно предупреждаем, что перед установкой той или иной детали необходимо проверить ее совместимость. В данном случае клиент этого не сделал.

В документе был момент, который особенно зацепил работников фирмы. Помимо требования заменить неподходящий товар, выплатить неустойку и деньги за моральный вред, общественное объединение просило возместить собственные расходы — 606 рублей 54 копейки, а это немало. В случае отказа грозились судом.

Бизнесмен отмечает, что их фирма на рынке автозапчастей с 2013 года, работники хорошо знают и соблюдают законодательство в сфере защиты прав потребителей, а потому в своей правоте не сомневаются.

— Может быть, мы смогли бы прийти к консенсусу с покупателем, — говорит Максим Внуков, — но как быть с суммой, которую выставило общественное объединение в качестве собственных расходов? Да и за что такие деньги? Неужели две с половиной страницы текста претензии столько стоят? Вот почему мы решили идти до конца.

ЭЛЕГАНТНЫЙ ПОВОРОТ

Это гражданское дело о защите прав потребителей рассмотрели в суде Советского района Гомеля в январе прошлого года. Заявленные требования удовлетворены частично. Ответчика обязали заменить фильтр на подходящий. В пользу истца ему следовало выплатить неустойку, а также компенсацию морального вреда — всего вышло 13 рублей.
При рассмотрении спора представитель Гомельского городского общественного объединения “Защита прав потребителей” представил в структурах накладных расходов более 1280 рублей, но потребовал взыскать лишь 800. Суд же назначил еще меньшую сумму. Составление претензии, искового заявления, а также представление интересов истца на заседаниях он оценил в 266 рублей 67 копеек.

— С таким исходом мы не могли смириться. Это наша репутация, — рассказывает Максим Внуков. — Обратились в прокуратуру города Гомеля, где нас поддержали. В судебную коллегию по гражданским делам областного суда был направлен кассационный протест. В итоге первоначальное решение районного суда отменено, в удовлетворении иска отказано. Как я понял, в суде доказали, что покупатель получил всю информацию о товаре, но все-таки воспользовался им, то есть перевел в разряд б/у.

Юрист фирмы дважды предлагала урегулировать спор мировым соглашением, и покупатель был не против, но общественное объединение этого не хотело.

В результате для мужчины не стало неожиданностью, что ОДО “Панков И. А. и Внуков М. А.” предъявило ему встречный иск о возмещении собственных расходов, связанных с этим делом. Покупателю, который изначально хотел обменять некачественный, с его точки зрения, товар, пришлось выплатить фирме около 450 рублей. По словам Максима Внукова, гомельчанин позже консультировался с их юристом о том, можно ли подать в суд на общественное объединение, которое обещало благоприятную развязку дела, но только усугубило его ситуацию.

ПЛОХАЯ РЕКЛАМА

А между тем работой Гомельского городского общественного объединения “Защита прав потребителей” (сегодня, к слову, уже областного) заинтересовалась прокуратура города Гомеля. Кроме обращения представителей ОДО “Панков И. А. и Внуков М. А.”,которые в большей степени оспаривали решение суда по своему гражданскому делу, прокурору поступали жалобы и от других лиц, также выступавших ответчиками в собственных судебных тяжбах. Среди них индивидуальные предприниматели, организации и предприятия, крупные производители обуви, магазины бытовой и электронной техники, мобильный оператор…

Надо сказать, что, согласно решениям судов, во всех случаях факты нарушения законодательства о защите прав потребителей имели место. Ответчики были признаны виновной стороной, а значит, обязаны возместить затраты общественного объединения на оказание юридической помощи потерпевшему. Другой вопрос, действительно ли общественное объединение несло настолько большие расходы.

Возмущало ответчиков и то, что иногда споры разрешались в добровольном порядке до суда, но спустя время общественное объединение от имени потребителя всё же подавало иск о взыскании морального вреда. При этом, по результатам рассмотрения дел, ответчикам приходилось выплачивать до 1300 рублей в счет возмещения расходов “Защиты прав потребителей”.

Вопросов к работе общественного объединения накопилась масса. Хотелось объективно выслушать его представителей, а потому попробовала обратиться к членам правления. В телефонном разговоре дама, которая не пожелала представиться, весьма нервно отказалась от комментариев.

Прокуратурой города Гомеля был проведен анализ практики рассмотрения гражданских дел о защите прав потребителей в гомельских судах. В подтверждение понесенных расходов общественное объединение представляло в суды договоры с потребителями на безвозмездное оказание им услуг, где оговаривалась стоимость подготовки претензии, искового заявления и одного часа участия в суде представителя “Защиты”. Эти цифры формировались исходя из общей суммы накладных расходов общественного объединения за предыдущий месяц.

— По значительному количеству гражданских дел проверка установила, что структуры накладных расходов, представленные в суды, не соответствовали месяцу, подготовке иска, как и месяцу подачи искового заявления, — рассказал прокурор города Гомеля Юрий Булынко. — Также в этих документах мы выявили несоответствие сведений о заработной плате с теми, что подавались в Фонд социальной защиты населения. К примеру, в ноябре 2017 года по документам, предоставленным в суды, начисленная работникам зарплата в разы превышала ту, что отражалась в документации ФСЗН за тот же месяц того же года. В связи с выявленными фактами было возбуждено уголовное дело по статье 395 УК Беларуси “Фальсификация доказательств” — в отношении одного из работников общественного объединения. На сегодняшний день расследование приостановлено, так как проводится проверка финансовой деятельности объединения.

Прокуратурой города Гомеля внесено несколько представлений в суды о пересмотре судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Как отметил Юрий Булынко, изучение гражданских дел этой категории продолжается.

ЦЕНА ЗАЩИТЫ

В прошлом году судами Гомельской области рассмотрено 362 гражданских дела о защите прав потребителей, причем 242 иска удовлетворены. Как отмечает заместитель председателя областного суда, председатель коллегии по гражданским делам Марина Надточей, права потребителя хорошо защищены белорусским законодательством. Он может обратиться в суд бесплатно и бесплатно же обжаловать судебное решение. При этом высокие требования предъявляются к ответчику. Он несет расходы по проведению экспертиз. В случае проигрыша возмещает и стоимость экспертизы, и судебные издержки, и расходы, понесенные общественным объединением, защищавшим интересы истца.

— По законодательству, такие общественные объединения потребителю оказывают услуги на безвозмездной основе. Однако они вправе требовать с ответчика возмещение расходов, которые понесли, работая над делом, — говорит она. — Проблема в том, что механизм определения размера этих расходов в законе не прописан. Есть постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси, которое указывает состав расходов общественного объединения, которые подлежат возмещению. Порядок расчета не определен, устанавливается каждым общественным объединением самостоятельно.

Бывает, что истец борется за 10 рублей, а в итоге выплачивает тысячи — за услуги адвоката ответчика

Сколько стоит защитить свои права в суде, интересуюсь у адвоката юридической консультации Центрального района Гомеля Елены Нициевской.

— Как такового алгоритма формирования расценок нет и у нас, — говорит она. — Юридическая консультация по любому вопросу стоит в среднем две базовые величины — 51 рубль. Почему в среднем? Потому что всё очень индивидуально. Бывает, приходит человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Ты консультируешь и понимаешь, что будет некрасиво забирать у него последнее. Хотя, конечно, любой труд должен быть оплачен.

— Сколько в таком случае стоит составление претензии или искового заявления?

— Всё зависит от сложности дела. Но мы не можем позволить себе заламывать цены на свои услуги: существует здравый смысл и конкуренция. Чего не скажешь об общественных объединениях защиты прав потребителей. Для простого человека они работают бесплатно, а значит, им не нужно беспокоиться, что потеряют клиентов. Их задача — довести до суда, сопроводить и выиграть. Тогда их затраты оплатит проигравшая сторона.

— И получается, что чем больше заседаний, тем выше будут и затраты?

— Да, здесь прямой интерес. Но нужно учитывать и обратную сторону: ведь часто люди обращаются по поводу недорогих товаров: обувь, заказы в интернете, одежда, кастрюли… А потом получают шок, проигрывая в суде и принимая встречные иски ответчиков о возмещении уже их затрат. Предприниматели ведь тоже обращаются к адвокатам. Порой бывает так, что истец боролся за 10 рублей, а в результате должен сам выплатить до нескольких сотен или даже тысяч — за услуги адвоката ответчика.

БОЛЕЗНЕННО, НО ПОЛЕЗНО

Специалисты-правоведы сходятся в одном: и покупателям, и продавцам нужно развивать культуру оформления своих отношений. Согласитесь, внимательность при заказе, четкие письменные требования к услуге, строгая проверка качества до покупки товара устранят большинство возможных проблем в будущем. А вот организациям, производителям товаров и продавцам советуют искать компромисс — все-таки претензии к слишком высоким суммам начинаются после проигрыша в суде. Не надо нарушать законодательство, продавая некачественный товар, срывать оговоренные сроки и не выполнять обязательства, тогда и платить не придется.

Гражданские дела о защите прав потребителей очень сложные, иногда без квалифицированной поддержки отстоять свои интересы бывает нереально. И в этом общественные объединения действительно помогают: безвозмездно для истцов (а зачастую это люди в безвыходном положении) представляют их интересы в судах. Но ведь за благими целями может скрываться элементарная спекуляция. Жаль, что не удалось пообщаться с представителями общественного объединения “Защита прав потребителей”. Было бы интересно услышать их сторону. Как известно, прямой разговор лучше любых споров. 

Метки: