«В СССР "8 Марта" было законодателем моды». Увлекательный рассказ гомельчанки, работающей на фабрике 50 лет

«В СССР “8 Марта” было законодателем моды». Увлекательный рассказ гомельчанки, работающей на фабрике 50 лет

07.02.2019 в 12:37
Юлия Митрахович, "Гомельские ведомости", фото: Анна Пащенко

Никаких высокопарных слов… Жизнь Марии Карпей – каждодневное «8 Марта». Родилась в Международный женский день. В трудовой книжке – одна единственная запись: фабрика «8 Марта». На предприятие совсем юная Мария пришла в 19, а в  этом году уже заместитель директора по производству отметит 50-летний юбилей трудовой карьеры. «Это судьба», – улыбается Мария Ивановна.

Вихрем забежав в кабинет из цехов, заместитель директора по производству фабрики«8 Марта» Мария Карпей уделяет нам драгоценную минутку и перебирает старые чёрно-белые фотографии: 

 – Это я швея, это мы обсуждаем коллекцию в художественной мастерской, это в качестве модели демонстрирую трилобаловую блузку, это я председатель совета молодых специалистов, пропагандист, главный технолог, заместитель главного инженера, участвую в спортивной жизни предприятия.

С шести лет маленькая Мария обшивала своих многочисленных сестёр. А семья была большая – шесть девчонок и брат. Юная модистка сама кроила и шила платья. После школы поступила на заочный в Витебский технологический университет. В 1969 году, в 19 лет, пришла в швейный цех № 2, который находился возле гостиницы «Турист», и сказала: «Хочу пройти всю школу швейного производства». С жизненным кредо «Я всё смогу» взяла и прошла все ступеньки этой школы – от швеи до замдиректора.

– Фабрика «8 Марта» в советские годы была моделирующим предприятием Союза. Давали направление моды для всей трикотажной промышленности. Раз в году в Москве проводился художественный совет всесоюзного значения, где наши художники и дессинаторы по полотну представляли направляющую коллекцию на следующий год. Помните кадр из фильма «Бриллиантовая рука», где герой Андрея Миронова на подиуме показывал брюки, которые не могли превратиться в элегантные шорты? Так показы и происходили. На худсовете собирались специалисты со всего Союза: Московский и Таллинский дома моделей, Минский центр моды, фабрика «Ригас Адитайс». Да, Вячеслав Зайцев тоже участвовал.

Когда ассортимент моделей согласовывался, мы могли пускать его в план производства. 

За год на фабрике внедряли всего 30-35 моделей, каждой из них – по 300-400 тысяч единиц. Выпускалось 18 миллионов трикотажа и 27 миллионов чулочно-носочных единиц в год. Машины со всего Союза съезжались и ночевали у стен фабрики, чтобы «схватить» гомельский трикотаж. 

Тяжёлые времена начались в 90-е. СССР не стало, рынки сырья и сбыта закрылись, фабрике пришлось выживать самостоятельно. Было и по два рабочих дня в неделю – делили их по очереди, вспоминает Мария Ивановна. Но как бы ни было трудно, главный принцип предприятия – сохранить коллектив. 

Сейчас производственные мощности «8 Марта» загружены. Работает вся технологическая цепочка. На четырёх производствах делают полотно, вяжут, красят, кроят и шьют готовые изделия. Пятое производство выпускает чулочно-носочный ассортимент. Сегодня художники предприятия только за месяц внедряют 40-50 новых моделей и стараются поставить их на поток, чтобы обеспечить меньшую повторяемость. Спрос-то другой. И конкуренция. По этому поводу у заместителя по производству разговор отдельный. 

– Конечно, – говорит Мария Карпей, – более 100 магазинов секонд-хенд, которые открылись в Гомеле, создают нам конкуренцию. Главное их преимущество – низкие цены. Народ не заставишь не покупать одежду в восточных магазинах или секонд-хендах. Их не интересует качество при низкой цене. Но те, кто понимает, возьмут качественный товар. Они платят за марку.

– Как можно выдержать эту конкуренцию?

– Единственное, что нам поможет, – новые технологии, инновации, высокое качество, дизайн и оформление. Но в первую очередь дальнейшее техническое перевооружение, что позволит создавать конкурентный продукт. Предприятию 93 года. Оборудование обновляется поэтапно. Нам нужно содержать эту махину. Представьте, одна сушильно-ширильная машина стоит около миллиона долларов, вязальная – около 90 тысяч долларов.

С 2007-го по 2010 год за кредитные средства на фабрике проводилась модернизация производства. Выполнение программы по модернизации продолжается. 

В текущем году предприятием планируется реализовать крупный инвестиционный проект, предполагающий ввод в эксплуатацию целого комплекса новейшего технологического оборудования. Реализация данного проекта позволит предприятию не только кардинально повысить качество уже выпускаемой продукции, но и войти в те сегменты рынка, которые предприятием рассматриваются как наиболее перспективные. Прежде всего это молодёжный ассортимент, высококачественный женский верхний трикотаж, изделия для спорта и активного отдыха и другое.

До конца года руководство планирует установить набивную машину нового поколения. В листе ожидания – цифровая печатная машина по трикотажу. Таких в Беларуси пока нет. Оборудование обеспечит высокую сменяемость рисунка на полотне. Использование цифровой печати позволит решить задачу сокращения времени от идеи до готовых изделий, появится возможность мгновенно реагировать на тенденции моды.
Эксклюзивность готовых изделий – залог популярности новых моделей, а это конкурентное преимущество фабрики.

Продукцию предприятие поставляет по всей Беларуси, новинку – льняные изделия – уже облюбовали в России и Прибалтике. 

– Но будущее, – говорит Мария Карпей, – за фирменной торговлей. Уже открыто 57 магазинов в Беларуси и ряд торговых объектов в Российской Федерации. Это позволит завоевать рынок, контролировать запросы и потребности покупателей. Фирменная сеть – это наш дальнейший успех. Это начало завоевания рынка по всем областям республики и за её пределами. 

Метки: