Кризис научил жесткости: как организовать туристический бизнес и выжить, когда постоянно «штормит»

Кризис научил жесткости: как организовать туристический бизнес и выжить, когда постоянно «штормит»

22.05.2022 в 17:22
Наталья Лешкевич, "Ранак"

Наталья говорит, что «если бы знала все наперед, никогда бы не решилась». Но она не знала, и теперь мы рассказываем ее историю о том, как она открыла собственное агентство в Светлогорске, а потом и в Гомеле, какая колоссальная трудоспособность нужна человеку, который развивает собственный бизнес. А еще о том, как мягкая деликатная женщина становилась жесткой бизнесвумен…

История Натальи начиналась, как у тысяч других белорусских девочек. Все по плану: школа, университет, распределение, замужество, работа на заводе, декрет, снова работа на заводе. Так и продолжалась бы «как у всех», но… Энергичный характер, жажда чего-то большего, желание заниматься любимым делом и стать независимой толкнули ее на совершенно неизведанную стезю – в туристический бизнес.

Жажда перемен

— Перемены в жизни начали наклевываться, когда в 2008 году я родила дочь и сидела в декретном отпуске. Кстати, декрет для многих становится такой отправной точкой, когда есть время поразмыслить и решить, чего хочется в этой жизни. Сидя с ребенком, я поняла, что просто тупею, поэтому пошла учиться. Вторым высшим образованием выбрала юриспруденцию, потому что, на мой взгляд, знание законов и юридических нюансов никогда не бывает лишним.

Не выдержав в декретном и двух лет, Наталья снова вышла на завод, где трудилась инструктором по работе с молодежью. Параллельно училась в университете и с каждым днем все отчетливее понимала: эта работа не для нее. Не было развития, перспектив, роста.

— Понимаете, самое сложное – «уйти в никуда», — говорит Наталья. — Хотела заняться туристическим бизнесом, но в моем случае увольнение означало уход именно в никуда. Я мало знала об этом виде деятельности, но где-то подспудно чувствовала, что это моё…

В 2016 году Наташа наконец решилась. Многие знакомые не понимали, зачем уходить с непыльной работы с хорошей зарплатой. Муж принял как данность, а вот маме Наталья не говорила о своих планах. Сообщила о переменах в жизни, когда заявление об уходе было написано.

— Я знала, что ей будет очень трудно меня понять, — рассказывает Наталья. — Мама всю свою жизнь отработала на заводе, на одном месте. Чтобы не было ахов, вздохов и уговоров, просто поставила перед фактом. Если честно, то очень боялась, что ей удастся меня переубедить…

Уволившись, Наташа сняла маленькое помещение и начала работать. Конечно, хотелось знать, как правильно вести туристический бизнес, и женщина нашла курсы в Минске, но за пять дней «литья воды» поняла, что всему придется учиться самой…

— Несомненно, я делала много ошибок. Теперь я их вижу. Но наши ошибки – это наш опыт. Многие почему-то думают, что быть турагентом легко и просто: сиди себе в офисе и наманикюренными пальчиками шлепай по клавиатуре. Я, конечно, предполагала, что будет нелегко, но даже не думала, что на меня навалится такой объем работы!

Трудности бизнеса

Первые два года, по словам Наташи, она приходила в офис к восьми утра и уходила в половине первого ночи. Уходила не потому, что сделала работу, а потому что понимала –всё, сил больше нет. И нахождение на работе просто бессмысленно и непродуктивно.

— Если мне интересна работа, я могу и буду «пахать», — смеется Наталья. – Единственное, меня расстраивало и угнетало то, что я практически не видела дочку. Помню, как к 8 Марта девочкам дали в музыкальной школе задание описать свою маму. Все говорили «моя мама самая нежная» или «добрая», или «заботливая». А моя Кира сказала, что мама «уезжающая» и «поздно приходящая»…

Интересно, неужели туристический бизнес приносит такой большой доход, из-за которого стоит работать на износ, даже если это работа на себя?

— В хорошие времена, а для меня это были 2016-2018 годы, конечно, да, — говорит Наталья. — Я зарабатывала сама и платила сотрудниками. У меня были в подчинении десять человек. И все получали достойную зарплату. Но вот с 2020-го началось какое-то «приключение на выживание». Тогда мы верили, что пройдет 3-4 месяца и все наладится. Но затянулось на год. В 2021-м люди только воспряли, пошли заказы и бронирование, как для нас закрылась Европа и полеты в большинство направлений. В нынешнем году казалось, что вот сейчас-то все наладится – снова «катаклизмы» нас накрыли…

— Люди, условно, делятся на две категории: кухня и путешествия. То есть, одни готовы вкладывать деньги только в быт, другим важнее увидеть мир. Мы даже как-то шутили, что сборщики кухонь победили турагентов, — снова улыбается Наташа.

Наталья искренне считает, что ее бизнес, хоть и испытывает сегодня определенные трудности, но будет востребован всегда. Людям, которые любят путешествовать, трудно отказаться от любимого хобби. И если в определенный момент случаются препятствия, которые мешают это делать, то рано или поздно все равно наступает момент, когда они говорят: «Жизнь продолжается, несмотря ни на что!».

В декабре 2019 года Наталья расширила свой бизнес и открыла второе агентство – в Гомеле. Всё произошло как раз перед кризисом, и женщина признает, что это было опрометчивым решением. На расширение она направила все сбережения. Но когда турсфера начала буквально рушиться, Наталья даже не рассматривала вопрос о сворачивании бизнеса – слишком много вложено труда, денег, нервов и бессонных ночей.

— В пандемию, когда практически все агентства перешли на удаленку, я и мои девочки каждый день приходили на работу в офисы. Всегда были на связи, возвращали клиентам все деньги, полученные за раннее бронирование. Показывали, что мы есть, мы на месте, а их деньги в сохранности. Финансово это было колоссально тяжело: помимо всего, мы же еще в 19-ом году купили автобус в кредит. Кроме того, практически неподъемной стала аренда гомельского офиса, а владельцы не хотели уступать ни на копейку. В общем, это была жесть…

Несмотря на все трудности, Наталья может назвать себя счастливым человеком, потому что у нее есть не только собственное дело, но и то, чего она была лишена на заводе. И это не деньги!

— Я ходила на завод и все чаще задумывалась: а для чего мне все это, что я от этого получаю? И даже глобально: что я оставлю после себя? Когда стала заниматься туризмом и получать благодарности от клиентов, разруливать сложнейшие ситуации, помогать людям осуществлять свои мечты, то тут же нашелся и тот самый баланс. Моя жизнь обрела смысл!

О жесткости характера

— Сегодня я уже почти разгреблась со всеми долгами, в которые меня загнали эти два сложных года, и начинаю думать, что все, что случилось, должно было произойти. Я не ищу в трудностях какой-то высший смысл, но зато я получила такую необходимую мне жесткость характера. Я и сама говорила, и от других слышала, что мой главный недостаток – моя доброта. Я всегда старалась делать так, чтобы всем было хорошо, чтобы окружающие чувствовали себя комфортно. Но когда всем вокруг тебя хорошо, ты сама вдруг начинаешь осознавать, что тебе как-то не очень.

Сегодня я могу спокойно, без мук совести и внутренних терзаний, уволить человека. Если у него другое отношение к работе, нежели у меня, нам с ним не по пути. В туризме работать непросто: люди к нам идут за эмоциями. А мы продаем им не то, что можно пощупать сию секунду, а виртуальную путевку в путешествие, которое состоится через месяц или два. Многие колеблются, сомневаются, чувствуют неуверенность, и здесь важно проявить эмпатию, доброжелательность, готовность помочь. И я требую, чтобы мои сотрудники были именно такими.

Я по-другому разговариваю с партнерами: могу четко расставить приоритеты, высказать претензии и не идти на поводу только потому, что мне трудно сказать «нет».

Кризис дал мне возможность перестать жалеть о вложенных средствах и труде: сегодня, если я посчитаю, что один из офисов для меня невыгоден, он будет закрыт без промедления – нельзя жалости позволять тянуть из тебя последнее.

Я не скажу, что превратилась в мужика в юбке, просто научилась варьировать: когда надо, я буду эмоциональной, мягкой и женственной, но если требуется жесткое решение, страха его принимать уже нет.

Путешествовать – значит любить себя…

Естественно, Наталья очень любит путешествовать. Хозяйка турагентства утверждает, что для нее не так важен быт, дом или автомобиль, как возможность увидеть мир, новую страну, набраться впечатлений и снова собираться куда-то. Муж и дочка полностью с ней солидарны.

В списке стран, где побывала Наталья на отдыхе либо в инфотуре – Италия и Черногория, неизменные Турция и Египет, Швеция и Норвегия, Вьетнам и Кипр. Был круиз по Средиземному морю, поездка в ОАЭ, Болгарию.

— Понимаете, путешествие – это эмоции, — говорит женщина. — И на эти ощущения ты реально подсаживаешься. Есть люди, которые за всю свою жизнь никогда никуда не ездили и прекрасно себя чувствуют, а есть те, кто отказывают себе в еде и одежде, только чтобы иметь возможность отправиться в очередной вояж.

Моя мама была категорически против путешествий. Когда ей было 69 лет, она говорила, что это не для ее возраста, далеко и вообще — неинтересно. Я оплатила ей поездку на Кипр, но она придумала «отмазку», что у нее старый паспорт, лишь бы не лететь. Еле уговорила. В той поездке мы объехали весь остров, побывали в Лимасоле, Никосии и Ларнаке. Ей понравилось, и когда я подарила ей на день рождения путевку в Турцию, то уже совершенно не возмущалась. Поехала с подругой, они прекрасно отдохнули и теперь вместе копят денежки на следующее путешествие. Всё! Моя мама перешла в секту путешественников!

Кстати, по моим наблюдениям, число путешественников-пенсионеров становится больше. У меня есть постоянные клиенты, которые едут не просто к морю, а, например, чтобы поплавать на рифах. Они наслаждаются жизнью и получают такие эмоции, которых у них, может, не было даже в молодости. Пенсионеры могли бы позволить себе путешествия, практически каждый, если бы поменьше совали свои денежки взрослым детям и внукам и научились любить и баловать себя.

Я могу всё!

— Есть ли у меня мечта? Ну, я это не так рассматриваю. У меня есть желание и возможность снова резко изменить свою сферу деятельности. Заниматься делом, которое не будет зависеть от политики, форс-мажоров, пандемии и прочего. Бизнес, который не будет «колбасить» от дуновения ветерка – а именно таким является туризм. Я выиграла обучение в одной IT-компании и всерьез собираюсь окунуться в эту деятельность. Уверена, у меня получится! А плюшки от освоения этой профессии велики: возможность работать удаленно, а значит – путешествовать и стабильно получать высокий доход.

— Понимаете, большая проблема нашего времени в том, что люди не хотят работать. Просто не хотят! И когда кто-то говорит, что хочет занятья своим бизнесом, спрашиваю, а готов ли ты впахивать день и ночь, без помощи со стороны, рассчитывая только на себя? Я ведь часто сталкиваюсь, нанимая людей, что люди не готовы отдавать себя работе, допустим, так, как я. А когда получают соответствующую их (НЕ)работе зарплату, чувствуют себя обиженными. Предпочитают пойти на маленькую зарплату, но с временем работы от и до, с авансом 15-го и зарплатой 1-го числа каждого месяца. И говорят, что «бизнес не для меня». А на самом деле, готовность работать – вот это не для него!

Нет такого дела, которое я не смогу освоить, если оно мне интересно. Я отдам все силы, чтобы сделать отлично. Буду пробовать все новое, идти на риски, учиться. И это залог успеха в бизнесе, да и в принципе в любом другом деле.

В тему:

Бургеры, шаурма, блины с начинками. В Гомельском районе появился фудтрак с блюдами из белорусских продуктов

Бизнес-истории: в Гомеле экономист ушла с завода и стала топовым парикмахером

Есть женщины в селеньях на Гомельщине: cила хрупких рук Марии Дулуб