Худшее, что может сделать работник при нарушении своих прав, – это промолчать. Прессинг начальства часто заставляет людей вжимать голову в плечи, а на недостатки технического характера, даже ставящие под угрозу жизнь и здоровье людей, закрывать глаза. Водители троллейбусного парка №3 в Минске сломали эту систему, составив петицию, в которой вскрыли все теневые стороны работы столичных автопарков.
К обращению работников троллейбусного парка №3 подключились также водители филиалов “Автобусный парк №2” и “Автобусный парк №5”: люди не остаются в стороне и все меньше боятся говорить правду.
Претензий к своему руководству у водителей накопилось немало:
“В филиалах не функционирует должным образом порядок выявления и ремонта подвижного состава и его технического состояния. Рабочее место водителя не отвечает требованиям нормативных документов и техническим характеристикам завода-изготовителя. Не всегда устраняются заявленные неисправности. После подачи заявок подвижной состав выезжает на линию с теми же неисправностями. На большинстве единиц подвижного состава рабочая тормозная система не соответствует требованиям технических нормативных правовых актов (Приложение 4, гл.1, п.1 ПДД).
При прохождении техосмотра в тормозные барабаны засыпают песок, зажимают тормоза или подгоняют настройки под стенд диагностики, после пары кругов по маршруту тормозная система опять не соответствует нормам, а в некоторых случаях происходит перегрев тормозных колодок. Неисправна система АБС. Нарушена герметичность пневматического тормозного привода (Приложение 4, гл.1, п.3 ПДД): выход воздуха из пневмосистемы менее чем за 15 минут при выключенном питании автобуса, троллейбуса.
У большинства единиц подвижного состава, выезжающих на линию, не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели (Приложение 4, гл.4, п.23 ПДД), для чистки стекол используем бутылки с водой на станциях, щетки не чистят зону видимости водителя. Внешние световые приборы (фары) светят условно и не освещают темные участки дороги (Приложение 4, гл.3 ПДД). Фары используются только для обнаружения автобуса и троллейбуса другими участниками дорожного движения“.
От одного только перечисления неисправностей автотранспорта, перевозящего пассажиров, по словам водителей, может съехать крыша. Впрочем, крыша может съехать и у самого транспорта: 23 февраля у троллейбуса, передвигавшегося по улице Одинцова, прямо на ходу отвалился кусок крыши и упал на проезжую часть.
Но реалии таковы, что проблемы начинают решаться, лишь когда все, что могло произойти, уже произошло. А между тем техническое состояние общественного транспорта вызывает опасения и у пассажиров тоже. Так, в январе этого года на скользкой дороге занесло наполненный людьми троллейбус. Только благодаря мастерству водителя и, пожалуй, чуду обошлось без человеческих жертв. Хорошие шины могли бы обеспечить нормальное сцепление с обледенелой дорогой, но, по словам водителей, резина на троллейбусах старого типа везде никудышная.
Из петиции: “Износ резины выше нормы практически на всем подвижном составе, остаточная глубина рисунка протектора менее 2 мм (Приложение 4, гл.5, п.25 ПДД)”.
Условия труда водителей, если верить изложенному в петиции, далеки о тех, что прописаны в законодательстве: отработанные часы давно превысили нормы, выплаты нередко снижаются, а о том, что такое туалет на конечных станциях и санитарные требования на рабочих местах, многие просто не слышали:
“В графиках ставят минимально возможное количество выходных, чтобы не платить водителям за выход в выходной в повышенном размере. Количество выходных дней часто не соответствует производственному календарю, выходных ставят меньше. Периодически после второй смены с поздним заездом ставят один выходной, и потом первая смена с ранним выездом (менее 42 часов непрерывного отдыха). В результате чего не успеваешь отдохнуть и восстановиться. Водители выходят на работу в утомленном состоянии (п.10.2 ПДД).
Санитарные нормы и микроклимат на рабочем месте за весь год, по нашим сведениям, не соблюдались: зимой при работающих печах отопления кабины на рабочем месте температурные показатели были +14 градусов, даже, по заявлению некоторых водителей, в мороз, при движении, температура в кабине опускалась до +5 С, и это при сидячей работе. Летом в жаркие дни температура воздуха на рабочем месте достигала +36 градусов (весь подвижной состав – с неработающими кондиционерами) и выше при длительных сменах (более 9 часов), при этом не предоставляли дополнительных перерывов, не сокращалась длительность рабочей смены“.
Такие жалобы вовсе не единичны, однако реакция на них порой непредсказуема. Так, недавнее обращение водителей троллейбусного парка №3, направленное в прокуратуру и Министерство труда, вызвало лишь волну проверок в отношении… самих водителей.
Николай (имя изменено) – профессиональный водитель, в столичном троллейбусном парке №3 работает уже много лет.
– Я за рулем с 1996 года. Из десяти категорий, что есть в автомобильных “правах” (одиннадцатая – это водитель трамвая), у меня открыто семь – это чтобы вы представляли себе картину. В этом парке я когда-то начинал свою карьеру водителя, потом увольнялся, открывал категории… В ноябре 2015-го вернулся и работаю здесь уже больше трех лет без перерыва.
За эти три года, по словам Николая, он не брал даже больничного. За “своим” троллейбусом следит как за родным. Какое-то время мужчина полагал, что старательности и безукоризненного выполнения своих обязанностей достаточно, чтобы быть на хорошем счету у руководства и получать нормальную зарплату, но понял, что ошибся.
– Я продаю талоны пассажирам – так многие делают, это хорошая прибавка к зарплате. Недавно условия улучшили: за каждый проданный за 65 копеек талончик 25 возвращают нам. А еще я вышел на личный рекорд – продал в месяц тысячу талонов! Это 250 рублей к зарплате. Отличная прибавка!
Впрочем, “отличной прибавке” порадоваться не довелось. Николая лишили премии раз, другой… Причина – курил в форточку после того, как высаживал пассажиров. Это зафиксировали установленные в водительской кабине камеры.
– Я целый месяц нарабатываю, стараюсь, а они – хоп! – и одномоментно лишают меня премии, – не скрывает огорчения Николай. – И это носит массовый характер.
Петицию, составленную водителями троллейбусного парка №3 в дополнение к уже отправленному обращению, Николай и помогал составлять, и подписывал. Однако действия водителей имели последствия.
– Конечно, начальство, когда пошел уже “кипиш”, попыталось это замять. Недавно меня начальник службы безопасности вывел и говорит: “Давай с тобой по-мужски. Вот нам надо это… Скажи честно, ты подписывал эти документы?” Я говорю: “Да. Если разговаривать по-мужски, то я подписывал”. А он: “Вот, нам надо…” – “Что надо?” – “Написать, что якобы не все прочитал, и дать обратный ход”. И те 50 человек, что предоставили свои данные… многие ребята поотказывались. Им порассказывали… Кто в общежитии живет, их детям того не будет, этого…
– То есть на них оказывалось давление?
– Да. И меня спрашивали: “А ты не боишься?” А я говорю: “А чего мне бояться?”
Отдельным пунктом в петиции заострялось внимание на так называемых “разборах полетов”. “Косяки” водителей, заснятые на установленные в кабинах камеры, широко обсуждались на собраниях: почти как в СССР, для полноты картины не хватает только доски позора.
“Отснятое видео демонстративно показывают на собраниях всем участникам, не спрашивая разрешение на это у самого водителя, показанного на видео”.
То, что троллейбусы парка в большинстве своем находятся в ужасном техническом состоянии, Николай подтвердил: “В этом никакого секрета и нет, все же видно”. Ему самому повезло: проработав несколько месяцев на “корче”, он пересел на новый троллейбус. Там нет ни щелей в кабине, ни затекающей в эти щели дождевой воды, казалось бы – работай и радуйся, но условия работы и отношение к сотрудникам отравляют все хорошее.
– После отправки предыдущего обращения в руководстве парка зашевелились… Вот, к примеру, въезжаю я на территорию, а меня тормозят и спрашивают, работает ли подушка. Раньше у людей кирпичи подложены были – и никого это не волновало. Но сколько такое продлится, я не знаю. А “корчи” были, есть и будут, я думаю.
Говорят, что рыба гниет с головы. Однако люди, ответственные за принятие решений, продолжают упорно отсекать по частям хвост, изматывая проверками и санкциями простых работяг, “заминая” неудобные инциденты и ставя себе при этом галочку, что отреагировали. При таком подходе финал предсказать несложно.